Богородице рождественский бобренев мужской монастырь. Богородице-рождественский бобренев монастырь. Бобренев монастырь в Коломне: расписание богослужений

3 июня, в рамках празднования 300-летия учреждения российской полиции, Бобренев монастырь посетила делегация сотрудников УМВД России по Коломенскому городскому округу, возглавляемая начальником управления полковником полиции В. Б. Зверевым. В этот день игумен Бобренева монастыря епископ Луховицкий Петр совершил заупокойную панихиду по сотрудникам правоохранительных органов, погибшим при исполнении служебного долга. Его Преосвященству сослужили братия обители в…

30 мая Бобренев монастырь посетила паломническая группа Московского краеведческого общества, возглавляемая председателем Союза краеведов России В. Ф. Козловым. Настоятель Бобренева монастыря епископ Луховицкий Петр провел для гостей экскурсию, в ходе которой рассказал об истории и святынях обители. Затем состоялось открытие выставки литературы по истории святынь Коломенского края, подготовленной совместно с библиотекой Государственного социально-гуманитарного университета. С…

5 апреля, в Великий Четверг, митрополит Ювеналий совершил архипастырский визит в Бобренев монастырь. В Феодоровском храме обители Владыка митрополит возглавил служение Божественной литургии и панихиды по новопреставленному архиепископу Можайскому Григорию, 40-й день преставления которого выпал на этот день. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Видновский Тихон; благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман; ректор Коломенской духовной семинарии…

26 марта в Бобреневом монастыре прошел педагогический совет на тему «Духовно-нравственное воспитание в школе», в котором приняли участие педагоги Сергиевской средней школы, ответственный в Коломенском благочинии за религиозное образование и катехизацию протоиерей Дионисий Басов, ответственный в Коломенском благочинии за работу с молодежью священник Константин Баранов.

25 марта, в день памяти святителя Григория Двоеслова, в Феодоровском храме игумен Бобренева монастыря епископ Луховицкий Петр совершил Божественную литургию. Его Преосвященству сослужили секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные церковных округов Московской епархии и насельники монастыря в священном сане. По окончании богослужения по новопреставленному архиепископу Можайскому Григорию была отслужена панихида.

5 марта, на девятый день преставления архиепископа Можайского Григория, в Бобреневом монастыре прошло поминальное богослужение. По благословению митрополита Ювеналия в Феодоровском храме обители Литургию Преждеосвященных Даров и заупокойную панихиду по новопреставленному владыке архиепископу совершил ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин в сослужении благочинного церквей г. Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра, благочинных церковных округов…

24 декабря по окончании Божественной литургии игумен Бобренева монастыря епископ Луховицкий Петр освятил новый колокол весом две тонны, предназначенный для звонницы обители. На освящении присутствовали благотворители и прихожане Бобренева монастыря.

30 января в Бобреневом монастыре состоялось собрание духовенства Коломенского округа. Благочинный епископ Луховицкий Петр ознакомил собравшихся с циркулярами митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, и типовым положением об учетной политике, предложенным для применения приходами Московской епархии. Ответственные за направления церковного служения в Коломенском благочинии выступили с докладами о своей деятельности. Обсуждалась подготовка предстоящего Великого освящения Свято-Духовского…

24 декабря братией Бобренева монастыря была отслужена Божественная литургия в новоустроенной молитвенной комнате в селе Троицкие Озерки Коломенского района. Первую в селе с 1930-х годов Литургию совершил иеромонах Макарий (Белов) в сослужении иеродиакона Иоанна (Четвертнова). По окончании богослужения отец Макарий поздравил сельчан с праздником и пожелал помощи Божией в деле возрождения разрушенного богоборческой властью Троицкого…

Чарующей красоты вид открывается из Коломенского кремля на стоящий на левом берегу Москвы-реки Богородице-Рождественский Бобренев монастырь.

Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь основан в XIV веке по благословению преподобного Сергия Радонежского на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Димитрия Донского- Димитрия Михайловича Боброка Волынца.

В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года, святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).

В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему заложен был мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобреневым» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.

В то время обитель являлась «сторожем» на подступах к Коломне и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.

Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 г. сообщают о начатом ещё в 1757 г. строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь- Входоиерусалимская сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение- святые ворота, всё остальное было деревянное.


В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма, воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезою вверху- церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу- во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, которой в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

В 1795 году монастырь обнесен каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего М.Ф.Казакова.


Храмы монастыря:
1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
2. Колокольня Собора Рождества Пресвятой Богородицы
3. Церковь Иконы Божией Матери Феодоровская
4. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в братском корпусе)

Другие постройки монастыря:
5.Братский корпус (XIX в.)
6. Конюшенный корпус (XIX в.)
7. Святые врата (XVIII в.)
8. Стены башни ограды (середина XIX в.)
9. Стены и башни ограды (середина XVIII в.)
10.Башня (середина XVIII в.)и первоначальная территория монастыря
11.Монастырский пруд.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне, митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голоутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в тоже время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми принадлежащими угодьями.

В 1830 году, построенный в 1790 году, храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол- Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезе были устроены два придела: справа - в честь Казанской, а слева - в честь Фёдоровской икон Божией Матери.

Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, второй надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний - сооружён в 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса - скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.


Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790-1795 гг. в формах псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность.

Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.



В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 г. благотворителем Д.И.Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовала и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого, пожертвована пахатная земля.


Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д.И.Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём оного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолоченный трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.




Иконостас церкви Иконы Божией Матери Феодоровской





На рубеже XIX-XX вв. монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.

14 апреля 1903 г. игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковноприходская школа.

Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах павших на Куликовом поле.


В 1929 г. монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течении многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений.

К 1987 г. весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.

Как только в марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. Полторы тысячи рейсов пришлось совершить мощным КАМАЗам, чтобы вывезти с территории монастыря мусор (после длительной эксплуатации монастырь был превращён в свалку, куда свозили падёжный скот битое стекло и т.д.)

В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Феодоровской церкви.

18 июня 1992 г. первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В день Святого Духа 7 июня 1993 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


29 августа 2005 года было совершено торжественное Великое освящение отреставрированной Феодоровской церкви, которое совершил Митрополит Ювеналий.

8 сентября 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще раз посетил нашу обитель и совершил заупокойное богослужение в память воинов на поле брани Куликовом убиенных.


Настоятелем монастыря является игумен Игнатий (Жидков).
Казначеем избран игумен Пимен (Лесков).

Братия монастыря молится о всех благотворителях и благоукрасителях этой древнейшей святыни земли русской.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь - монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобренево, близ Коломны. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская.

Основание

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в XIV веке на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Дмитрия Донского - Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца.

В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).

В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему был заложен мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобренев» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.

В то время обитель являлась «сторожем» Коломны и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.

Расцвет

Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 года сообщают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь - Входоиерусалимская - сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение - Святые ворота, всё остальное было деревянное.

В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху - церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего Матвея Казакова.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями.

В 1830 году построенный в 1790 году храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол - Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа - в честь Казанской, а слева - в честь Феодоровской икон Божией Матери.

Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний - сооружён 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса - скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.

Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790-1795 годах в форме псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность.

Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.

В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 году благотворителем Д. И. Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля.

Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д. И. Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолочен трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.

На рубеже XIX-XX веков монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.

14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.

Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах, павших на Куликовом поле.

Упадок

В 1929 году монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений. К 1987 году весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.

Возрождение

Как только в марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Фёдоровской церкви. Первым настоятелем стал игумен Игнатий (Крекшин), ученик прот. Александра Меня. Вместе с ним братию обители составили иером. Амвросий (Тимрот), иером. Филипп (Симонов) и иеродиак. Димитрий, одновременно бывший членом общины свящ. Кочеткова. 18 июля 1992 года первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 4 сентября 1992 г. Б. С. Кудинкин скончался, уехав в Москву на подаренном патриархом автомобиле, автомобиля больше не видели; и без того скудные средства, выделявшиеся им для восстановления монастыря, иссякли. Монастырь жил своеобразной жизнью - его стены посещали Никита Струве, главный редактор ИМКА-Пресс, Жорж Нева, дееписатель Александра Солженицына, супруга Солженицына Наталья, члены общин Александра Борисова, Георгия Кочеткова, в частности, ведущий её катехизатор Виктор Кот, Валентина Терешкова, православные Великобритании и Франции. Игумен Игнатий Крекшин считал, что христианство элитарно по сути и не может быть вполне воспринято простым народом. В качестве примера он приводил факт свободного владения англичанами, паствой Сурожской епархии, церковнославянским языком, в то время как соотечественники не просто не владели богослужебными текстами, но и были подвержены, по его мнению, обрядоверию. Игум.Игнатий поддерживал близкие и деловые отношения с рядом известных католических деятелей, в частности, с Йозефом Ратцингером. Эпохальным событием в жизни игумена, по его словам, было его общение с кардиналом Люстиже в 1993 году.

Бобренев монастырь в это время часто подвергался ночным набегам местной сельской молодёжи, растаскивавшей строительные материалы для восстановления обители. Малочисленным послушникам обители приходилось отгонять воров подручными средствами. Большое количество разных строительных и отделочных материалов, завезённых покойным Кудинкиным для оказания строительных услуг местным начальникам, которыми была заставлена территория монастыря, попросту портилось и истлевало. Средства, ранее выделенные на восстановление обители, были или растрачены, или предоставлены природным воздействиям под открытым небом, в частности, дорогой дубовый лес.

Настоятель монастыря о. Игнатий состоял в Синодальной комиссии по канонизации, а друг о.Игнатия, иером. Амвросий (Тимрот), писал образы непосредственно для некоторых актов прославления. Членство игум. Игнатия в комиссии по канонизации, по его собственному признанию, было им использовано для недопущения канонизации Царской Семьи. В 1993 году монастырь покинул о. Филипп, несогласный с обновленческой позицией братии монастыря. Затем, был сменён прежний настоятель, Игнатий (Крекшин), принявший католичество, и новым назначен игумен Игнатий (Жидков) († 7 апреля 2013), быстро изменивший как внешний облик монастыря, так и его внутреннюю жизнь. Именно при нём обитель стало быстро восстанавливаться.

В день Святого Духа 7 июня 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Легенды и версии

Основание . Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня.

Храм «Поющих Ангелов» . Мало кто знает, что он есть в этом монастыре. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Впрочем, их можно попросить это сделать. В этом храме - уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, будто поют отовсюду. Невозможно указать чёткое направление источника звука.

Бобренев монастырь основан в 1381г. как сторожевой пункт на подступах к Коломне. Его строительство и название предание связывает с героем Куликовской битвы Дмитрием Волынцем по прозвищу Боброк.

Первые документальные сведения о постройках монастыря относятся к 1577г., тогда собор и трапезная Входоиерусалимская церковь были каменными, остальные постройки и ограда - деревянными.

Монастырь был полностью обновлен в 1790-х гг., когда он был загородной резиденцией коломенских архиереев. В первой половине XIXв. он был административно объединен со Старо-Голутвиным монастырем (см. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь). Территория в это время была расширена, появились новые здания и новый участок ограды. Из построек монастыря сохранились Собор Рождества Богородицы (1790г.) с современной ему шатровой колокольней, Федоровская церковь 1861г., Настоятельский корпус XVIII-XIXв., келейные корпуса, стены и башни XVIII-XIXвв.



Бобренев Рождественский монастырь, 3 класса, общежительный, близ деревни Бобреневой, в 1 версте от города Коломны. Основан, по преданию, воеводой Дмитрием Михайловичем Волынским, по прозванию Боброк, около 1381 года, по обету за Куликовскую победу над Мамаем. В монастыре находится особо чтимая Феодоровская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



Коломенскій Богородице-Рождественскій Бобреневъ 3-го класса общежительный мужской монастырь, на возвышенной местности, при р. Москве,близъ дер. Зобреневой, въ одной версте отъ у. г. Коломны и въ 2 в. отъ станціи Московско-Казанской ж. д. „Новая Коломна". По преданію. построенъ въ конце XIV в. великимъ княземъ Димитріемъ Донскимъ или его главнымъ воеводой Димитріемъ Михайловичемъ Волынцемъ, носившемъ прозвище „Боброкъ" по обету после Куликовской победы надъ Мамаемъ; въ1764г. Оставленъ за штатомъ; въ 1790 г. возобновленъ и сталъ дачею Коломенскаго епископа; въ 1800 году приписанъ къ Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю; въ1865 г. по Высоч. повелѣнію возведенъ на степень самостоятельная.
Храмовъ два, каменныхъ:

1) холодный - въ честь Рождества Пресвятой Богородицы, съ двумя приделами: во имя св. Тихона Задонскаго и во имя Всехъ Святыхъ (построенъ въ 1790 и возобновленъ въ 1830г.);
2) въ честь Феодоровской иконы Б. M., съ двумя приделами: въ честь Казанской иконы Божией Mатери и во имя преп. Давида Солунскаго (построенъ въ 1861 г. на средства возобновителя монастыря пот. поч. гр. Давида Ивановича Хлудова).

Въ монастыре находится местночтимая Феодоровская икона Б. M. Mонастырь владеетъ 425 дес. земли. Игуменъ, іеромонаховъ 5, іеродіаконовъ 3, послушниковъ рясофорныхъ 4, указныхъ 9 и живущихъ на испытаніи 16.

Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи стр. 482-483



Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь основан в XIV веке по благословению преподобного Сергия Радонежского на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Димитрия Донского- Димитрия Михайловича Боброка Волынца.

В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года, святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).

В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему заложен был мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобреневым» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.

В то время обитель являлась «сторожем» на подступах к Коломне и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.

Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 г. сообщают о начатом ещё в 1757 г. строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь- Входоиерусалимская сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение- святые ворота, всё остальное было деревянное.

В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма, воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезою вверху- церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу- во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, которой в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

В 1795 году монастырь обнесен каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего М.Ф.Казакова.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне, митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голоутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в тоже время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми принадлежащими угодьями.

В 1830 году, построенный в 1790 году, храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол- Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезе были устроены два придела: справа - в честь Казанской, а слева - в честь Фёдоровской икон Божией Матери.

Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, второй надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний - сооружён в 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса - скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.

Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790-1795 гг. в формах псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность.

Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.

В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 г. благотворителем Д.И.Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовала и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого, пожертвована пахатная земля.

Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д.И.Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём оного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолоченный трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.

На рубеже XIX-XX вв. монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.

14 апреля 1903 г. игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковноприходская школа.

Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах павших на Куликовом поле.

В 1929 г. монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течении многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений.

К 1987 г. весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.

Как только в марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. Полторы тысячи рейсов пришлось совершить мощным КАМАЗам, чтобы вывезти с территории монастыря мусор (после длительной эксплуатации монастырь был превращён в свалку, куда свозили падёжный скот битое стекло и т.д.)

В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Феодоровской церкви.

18 июня 1992 г. первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В день Святого Духа 7 июня 1993 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

29 августа 2005 года было совершено торжественное Великое освящение отреставрированной Феодоровской церкви, которое совершил Митрополит Ювеналий.

8 сентября 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще раз посетил нашу обитель и совершил заупокойное богослужение в память воинов на поле брани Куликовом убиенных.

Настоятелем монастыря является игумен Игнатий (Жидков).

Казначеем избран игумен Пимен (Лесков).

Братия монастыря молится о всех благотворителях и благоукрасителях этой древнейшей святыни земли русской.

Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь основан в 1381 году и по праву считается старейшей монашеской обителью на территории Коломенского края. До нашего времени сохранилось несколько преданий, связанных с его возникновением.

Согласно первому преданию, князь Дмитрий Донской и его свояк - Дмитрий Волынский по прозвищу «Боброк», объезжая накануне битвы Куликово поле, дали обет в случае победы основать монастырь. Поэтому монастырь и называется «обетным».

Дмитрий Боброк-Волынец был женат на сестре великого князя Дмитрия Донского Анне. Проявил себя как талантливый полководец, с его именем связаны многие выдающиеся победы. Он был воеводой засадного полка в Куликовской битве, решившего её судьбу.

Новый монастырь устроили на земле, пожалованной в удел Боброку, рядом находилась усадьба знаменитого воеводы. Престол главного храма освятили в честь праздника Рождества Богородицы, в этот день год назад (20 сентября 1380 года) и произошла битва на Куликовом поле.

Первыми насельниками монастыря были участники Куликовской битвы, после побоища осталось много увечных воинов, не способных далее служить князю. С тех пор в обители совершается поминовение павших в битве русских витязей.

Новый монастырь имел и стратегическое значение - он сторожил дорогу из Владимира в Коломну. Его оборонительную функцию косвенно подтверждает и одна из монастырских легенд, сообщающая, что в древние времена существовал подземный ход, тянувшийся от Бобренева монастыря, проходящий под Москвой-рекой и выходящий к Пятницким воротам Коломенского кремля.

Возможно, такой подземный ход и правда существовал, но вел он не под русло, а на берег Москвы-реки. Такие выходы давали возможность осажденным тайно уйти по воде. От Бобренева монастыря до Коломенского кремля и Москвы-реки около полутора километров.

Согласно другой версии, монастырь основал вовсе не воевода Боброк, а раскаявшийся разбойник Бобреня. Случай, кстати сказать, не редкий. Так, например, Оптину пустынь также основал Опта — известнейший до раскаяния в те времена разбойник, Николо-Берлюковскую пустынь в ближнем Подмосковье — разбойник Берлюк. Троицкий монастырь в Лебедяни (Липецкая область) — разбойник Тяпка. Николо-Стороженскую обитель у Ладожского озера — разбойник Козьма (в иночестве Киприан).

Существует и третья версия, согласно которой свое название монастырь получил от слободки Бобрихи, располагавшейся недалеко от стен обители.

Первоначально монастырь был особножительным: каждый из его обитателей самостоятельно справлялся с хозяйством, общей трапезы не было. Позднее, как и большинство монастырей в России, он перешёл на киновиальный, то есть общежительный устав. В конце XVIII века, до самого упразднения Коломенской епархии, монастырь служил летней резиденцией владык.

В это же время, «благодаря» екатерининским реформам, коломенские обители пришли в упадок. Бобренев монастырь уцелел, а вот Старо-Голутвин закрыли. Вскоре два мужских монастыря объединили в один, который стал называться Бобренево-Голутвинским.

Сохранившиеся до наших дней храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Фёдоровская.

На территории Бобренева монастыря в 1860 году был воздвигнут храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Список с этого чудотворного образа долгое время находился в небольшой часовенке на въезде в Коломну, у Московской заставы. В 1813 году его перенесли в монастырь, устроив Феодоровский придел в действующем храме Рождества Богородицы.

У этого чтимого образа происходили исцеления, которые нельзя было расценить как простые совпадения - иные против всякой медицинской науки не только того времени, но и современной. Деньги на строительство величественного Феодоровского собора дал известный коломенский благотворитель купец Д. И. Хлудов.

С приходом Советской власти запустение монастыря наступило очень быстро. Бобренев, как и другие коломенские обители, разграбили, «национализировав» драгоценные кресты, ризы с икон и Евангелий, даже богослужебную утварь. Богородице-Рождественскую церковь превратили в мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники.

Дольше всего служил «народному хозяйству» бывший Феодоровский храм: здесь, как и во многих других церквах по всей стране, устроили склад удобрений. А для того, чтобы трактору было удобно заезжать туда, сделали широкий проход через алтарь, проломив для этого восточную стену храма.

Когда в 1992 году этот клочок израненной земли передали Церкви, сюда приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Картина разорения, открывшаяся его взору, была столь печальной, что, как признавался владыка, у него были большие сомнения по поводу возможности когда-либо восстановить обитель.

И всё-таки было принято правильное решение - Богородице-Рождественский Бобренев монастырь вновь стал действующим. Понемногу восстановили сначала старинный храм Рождества Богородицы, один из корпусов, ограду, затем принялись за Феодоровский храм, более всего пострадавший, буквально изъеденный удобрениями.

Когда-то монастырь привлекал паломников не только чудотворным списком Богородичной иконы, но и своей удивительной акустикой, которую нельзя было объяснить архитектурными особенностями. Во время церковных служб под его сводами звучало необычное многоголосное эхо, словно подпевавшее монастырскому хору. Странное явление прозвали «хором поющих ангелов», послушать его приезжали издалека.

Через некоторое время после того, как монастырь открыли вновь, «ангельский хор» зазвучал Рождественском храме, в его древнейшей части - четверике. Когда же был восстановлен и Феодоровский собор, удивительное эхо исчезло. Наоборот, все звуки там как бы «уходили в вату».

Но прошло немного времени, и в соборе опять появился «ангельский хор», так что даже пение одного человека во время службы кажется многоголосым. Невозможно указать чёткое направление источника звука.

Взамен утраченного в годы гонений чтимого списка Феодоровской иконы здесь появился одноимённый образ современного письма. Его привезла одна женщина из Москвы, рассказав, будто увидела во сне, что должна передать монастырю именно эту икону.

Теперь перед ней молятся и насельники монастыря, и, конечно, паломники, получая утешение в скорбях. Особенно полюбили «Фёдоровскую» женщины: есть множество свидетельств о помощи в чадородии, о чём говорят и многочисленные «привесы»: драгоценные украшения, переданные в дар благодарными прихожанками.

Если смотреть на Бобренев с противоположного, «коломенского», берега Москвы-реки, поражаешься красоте открывающегося вида. Среди бескрайних полей, вольно раскинувшихся на замоскворецких просторах, издалека видны, словно игрушечные, его храмы и башенки. Недаром «Вид на Бобренев монастырь» - излюбленная тема не только коломенских, но и заезжих художников.

Все фотографии двухлетней давности. В этот раз мы не попали в Бобренев, во-первых, он оказался весь в строительных лесах, во-вторых, мост через Москву-реку был «поднят».

Статьи по теме