Геноцид евреев в польше. Погромы польских националистов: о чем Варшава приказывает всем забыть. Как евреи покинули Польшу

Размышления о е врейском погроме 1946 года в Кельце

Ежи Дабровски

Четвертого июля 1946 года произошло одно из самых страшных событий нашего времени - погром в Кельце. Погром последовал примерно через год после Холокоста, жертвами которого были миллионы евреев.

Похороны погибших.

Немногие из оставшихся в живых пали жертвами кровавой резни.

Кельце – административный центр воеводства, город средней величины в Центральной Польше. Несколько сотен евреев, избежавших уничтожения, жили в 1946 году в этом городе, большинство из них на улице Планты в доме № 7, принадлежащем еврейской общине.

Несколько часов по городу распространялся слух, что пропавший девятилетний польский мальчик стал жертвой ритуального убийства, совершенного евреями из дома на улице Планты. Вскоре перед этим домом собралась толпа жителей Кельце. То, что пропавший мальчик уже вернулся домой, в этот момент никого не интересовало. Жаждавшая крови толпа ворвалась в дом. Евреев, мужчин и женщин, стариков и детей, выбрасывали из окон. Лежавших с повреждениями на улице добивали железными прутьями, дубинами, молотками. К концу дня улица перед домом была покрыта кровавым человеческим месивом. Зверски были убиты 42 человека.

Ицхак Цукерман – “Антек”, один из руководителей восстания в варшавском гетто, после войны оставался в Польше. Когда до него дошла весть о погроме, он поспешил в Кельце. Там он увидел ужасающую картину. Изуродованные трупы, убитые беременные женщины с распоротыми животами. Об этом он позднее напишет в своей автобиографии. Среди живших в Польше евреев воцарился страх. Многие из них в течение ближайших месяцев покинули страну.

Еще до драмы в Кельце пассажиров-евреев выбрасывали из вагонов на ходу поезда. После погрома такие убийства участились. Юлиан Тувим, известный польский поэт, в июле 1946 года писал своему другу Й. Штаудингеру: “...я хотел поехать поездом в Лодзь. В связи с известными тебе событиями для меня безопаснее отложить поездку на более благоприятное время...”

После погрома среди потрясенных людей циркулировали самые разные догадки о том, какие политические круги инспирировали это преступление. Станислав Радкевич, министр безопасности Польши, во время встречи с представителями Центрального комитета польских евреев, требовавших от правительства энергичных шагов, сказал: “Вы, может быть хотите, чтобы я сослал в Сибирь 18 миллионов поляков?”

Глава польской католической церкви кардинал Хлонд в привлекшем большое внимание заявлении о погроме выразил мнение, что вина за ухудшение взаимоотношений между евреями и поляками “...в значительной степени должна быть возложена на евреев, занимающих сегодня в Польше руководящие посты, пытающихся ввести структуры и порядки, отвергаемые большинством польского народа”.

Общественное мнение Польши десятилетиями замалчивало эту трагедию. И только в 1996 году министр иностранных дел Дариуш Росати в письме Всемирному Еврейскому конгрессу в 50-ю годовщину погрома заявил: “Мы будем оплакивать жертвы погрома в Кельце. Этот акт польского антисемитизма следует рассматривать как нашу общую трагедию. Нам стыдно, что Польша совершила такое преступление. Мы просим у вас прощения”.

Впервые подобные слова произнес польский политик. За кого он просил прощения?

Он просил прощения за шлифовальщика Марека с металлургического завода, который с сотнями других рабочих штурмовал дом на Планте, чтобы убивать евреев.

Он просил прощения за пани Чезию, которая, возвращаясь с базара, подняла палку, чтобы размозжить лицо выброшенной из окна 2-го этажа еврейской девушке, еще показывающей признаки жизни.

Он просил прощения за сапожника Юрека, который, прибив молотком подошвы бывших у него в починке ботинок, поспешно закрыл мастерскую и разбивал этим молотком головы жертв.

Он просил прощения за паненку Асю и ее жениха Хенрика, бросавших камни в выволакиваемых из дома людей.

Он просил прощения за зеленщика Януша, покинувшего свою лавку, прихватив железный прут, и вернувшегося туда через 3 часа, облитым кровью жертв.

Он просил прощения за миллионы поляков, которые равнодушно молчали.

Конечно, это преступление, если сравнить его с тем, что творили немцы с евреями, только строчка в истории этого столетия, и все же... Просто невозможно было себе представить, чтобы через год после величайшей трагедии еврейского народа в центре одного из городов так зверски убивали людей.

Но разве не многое, что случилось в этом столетии, казалось невозможным - и все-таки произошло?..

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Президент Польши Анджей Дуда подписал поправки в закон об Институте национальной памяти, которые ввели наказание до 3-х лет тюрьмы за распространение сведений о причастности поляков к Холокосту. Даже намек на соучастие в преступлениях нацистов власти заранее объявили клеветой на польский народ, который, по словам Дуды, убивали "коммунисты и немецкие оккупанты". Так шаг за шагом поляки переписывают историю, вымарывая факты организации массовых убийств польских граждан еврейского происхождения. Видимо, будет запрещено вспоминать и о покаянии польских президентов, и о трудах историков, по крупицам собиравших доказательства участия польских националистов в геноциде сограждан. Владимир Тихомиров приводит несколько самых известных событий войны, о которых так стремятся ныне забыть в Варшаве.

Первые жертвы

Преследования еврейского населения Польши начались вскоре после вторжения нацистов. В восточных районах страны деморализованная польская армия еще продолжала сопротивляться, а в Кракове уже было создано еврейское гетто. Впрочем, тогда оно еще так не называлось. Просто район Казимеж – это старинный краковский еврейский квартал - был обнесен забором, колючей проволокой и военными постами. За пределами Казимежа (да и внутри тоже) все евреи с 12 лет были обязаны носить нарукавные повязки со звездой Давида. Вся полнота власти в гетто была передана "Еврейскому комитету" из 12 человек. Его председателем был назначен доктор Марек Биберштейн, его заместителем стал Вильгельм Гольдблат. Они должны были организовать еврейские рабочие отряды в помощь оккупационной администрации.

Краковское геттоВскоре нацисты устроили в Кракове и первый погром - хотели закрыть городскую синагогу на ул. Старой Божницы. Эсэсовцы вскрыли Ковчег Завета и, вытащив пергаментный свиток Торы, заставили евреев под страхом смерти оплевать свою святыню. После этого храм был закрыт и сожжен.

Погром в Кракове стал сигналом для погромов в других городах, в которых местные польские чиновники хотели выслужиться перед немецкими господами. По сведениям историков, сразу после нацистского вторжения погромы произошли в 128 населенных пунктах Польши. Характерный пример – городок Щучин, в котором польские активисты сожгли синагогу и еврейскую школу. Местный ксендз отказался остановить бойню, потому что считал всех евреев коммунистами.

Но подлинный террор против евреев развернулся летом 1941 года, когда нацистский режим приготовился раз и навсегда перекроить мир.

Дело было в Едвабне

До войны город Едвабне был типичным еврейским местечком: по данным переписи 1931 года, из 4 тысяч жителей примерно половина горожан были евреями, а в центре городка по соседству со старинным костелом красовалась деревянная синагога начала XVIII века. Так же спокойно уживались друг с другом жители разных национальностей города, который в 30-е годы стал одним из лидеров текстильной промышленности Польши – там работало два десятка ткацких фабрик. Экономический фактор и стал главной причиной еврейского погрома, начавшегося 25 июня 1941 года – как только город под натиском вермахта оставили подразделения Красной армии.

Современные польские историки в объяснение (если не в оправдание) еврейского погрома сочинили версию о том, что польское население было склонно обвинять евреев в сотрудничестве с советскими оккупантами, которые заняли этот район Белостокской области Польши еще в 1939 году. Дескать, органы НКВД по наводке евреев провели массовую депортацию поляков в Сибирь, а поэтому поляки и перенесли на евреев гнев на чекистов. Однако архивные данные никак не подтверждают этой гипотезы. Польский режиссер-документалист Агнешка Арнольд установила, что во время советской оккупации 1939–1941 годов органы НКВД арестовали в районе Едвабне и двух соседних городов всего 250 человек. Это были зажиточные предприниматели, а также польские офицеры. Причем списки на арест "классовых врагов" составляли не в синагоге, а местные коммунисты-подпольщики – все как один чистопородные поляки.

Еврейские школьники из Едвабне, 1938Как только советские войска оставили Едвабне, в городе начались антиеврейские выступления. Чудом выживший во время погрома житель Шмуль Васерштейн вспоминал:

Одни бандиты шли от одного еврейского жилья к другому, пока другие бандиты играли на аккордеоне и флейте, чтобы заглушить крики еврейских женщин и детей... Якуба Каца они забросали насмерть кирпичами, Кравецкого они пырнули ножом, а затем выкололи ему глаза и отрезали язык. Он ужасно страдал на протяжении 12 часов, пока не испустил дух... В тот же день я видел жуткую сцену. Чая Кубжаньская, 28 лет, и Бася Бинштейн, 26 лет, обе с новорожденными детьми на руках, когда увидели, что происходит, они побежали к пруду, чтобы утопиться и не попасть в руки бандитов...Погром остановило лишь вмешательство местного священника, заявившего, что с этим вопросом в скором времени разберутся сами немецкие власти.

Что ж, немцы вскоре действительно заинтересовались местными евреями. Новые городские власти, по словам Васерштейна, заявили, что всех евреев следует убить, а их имущество конфисковать и поделить.

10 июля 1941 года погром повторился. По свидетельству очевидцев, группа польских националистов, вооруженных топорами и дубинками, принялась выгонять евреев из домов и сгонять на площадь. Затем, отобрав 75 человек, они заставили их свалить памятник Ленину, который успели установить советские власти. Под градом побоев евреи отнесли памятник на окраину городка, где им приказали вырыть яму и свалить туда обломки статуи. Затем их забили до смерти и бросили в ту же яму.

Остальных же евреев заставили идти к большому амбару на окраине городка. По пути поляки поджигали бороды и пейсы стариков, а бежавших добровольцы ловили с собаками и избивали до полусмерти. Некоторые пытались обороняться, но усталым и израненным это было уже не под силу. В амбаре всех евреев подожгли.

Погром в ЕдвабнеИнтересно, что за убийством евреев наблюдало несколько гестаповцев, которые утром приехали в Едвабне. Красноречивая деталь: свидетели настаивают, что гестаповцы не принимали участия в операции, они просто все фотографировали.

Именно на немцев в послевоенной Польше возлагали ответственность за эти убийства. Но в 2001 году известный американский историк польского происхождения Ян Томаш Гросс опубликовал книгу "Соседи", в которой собрал свидетельские показания выживших евреев, доказав, что погром был совершен местными жителями без немецкой помощи.

Впрочем, Ян Гросс не снимает ответственности с немецких нацистов:

Очевидно, что, если бы Едвабне не был оккупирован немцами, евреи не были бы убиты своими соседями... Бесспорными повелителями жизни и смерти в Едвабне были немцы. Никакая серьезная организованная акция не могла быть предпринята без их согласия. Они и только они могли решить судьбу евреев. Они имели возможность остановить погром в любой момент, но они не сочли нужным вмешиваться...Книга Гросса, а также кинофильм Агнешки Арнольд "Где мой старший сын Каин?" произвели в Польше эффект разорвавшейся бомбы. Была даже создана специальная правительственная комиссия для расследования обстоятельств преступления. И в 2001 году президент Александр Квасьневский официально принес извинения еврейскому народу за это преступление.

Интересно, что свое расследование провел и польский "Институт народной памяти" (IPN). В итоге IPN снизил число жертв убийства до 340-350 человек, в остальном же согласившись с выводами Гросса.

После того как официозные польские историки не смогли опровергнуть неудобные факты в книге Гросса, в Польше стал насаждаться другой миф: мол, поляки принимали участие в Холокосте, но погром в Едвабне был спонтанным взрывом агрессии обезумевшей толпы, которая стремилась выместить на несчастных людях свой гнев за советскую оккупацию. Утверждали, что погром был организован криминальными элементами под надзором немецких солдат.

Но польский историк Мирослав Трычик, автор книги "Города смерти: соседские еврейские погромы", развенчал и эту мифологию, убедительно доказав, что все еврейские погромы тщательно готовились местными полицейскими и подпольными военизированными организациями "патриотов".

Все началось 5 июля 1941 года в городке Вонсош, где жило 1700 человек. 700 из них были евреи. В ночь на 6 июля деревню окружили специально отобранные для акции поляки.

Один из участников погрома показал, что у акции "стихийного террора" были организаторы, которые отдавали приказы и расставляли патрули добровольцев на окраинах городка и в полях - всюду, где могли спрятаться евреи.

Юзеф Л. велел мне идти за сараи в Вонсоше, на ржаное поле, и следить там, куда будут прятаться евреи, потому что они будут бежать той дорогой, - вспоминал один из поляков. - Ты будешь их возвращать, а мы с ними разберемся. Одни добровольцы должны были убивать евреев, другие - засыпать пятна крови на улицах песком, третьи - на телегах вывозить тела в условленное место. Братской могилой евреев Вонсоша стал глубокий противотанковый ров, вырытый еще бойцами Красной армии.

Потом эта схема действий повторялась в Радзилове, Едвабне, Щучине, Граево, Райгруде, Гонендзе и других населенных пунктах региона.

В других местах польские националисты, почувствовав свою безнаказанность, еще и издевались над своими жертвами.

В городе Кольно еврейских женщин заставили раздетыми бегать по улице, а затем выгнали "пастись на луг", заставив есть траву.

В городке Райгруде один поляк "бил стекло, а потом гнал по нему босых евреев купаться в озере, подгоняя их ударами веревки". И весь город "сбежался посмотреть, как топят этих евреев". Убийство воспринималось как спектакль.

Сначала милиция или народные патрули арестовывали евреев, которые сотрудничали с советскими силами. Это был сигнал, что убивать евреев можно быстро, без процессов и безнаказанно. Кого-то расстреливали за городом, кого-то топили в колодце, пруду или в дренажных рвах. На детей пули жалели, их убивали ударами о мостовую.

Потом полякам стало понятно, что убивать людей на улицах и вывозить тела за город неудобно. Начали копать ямы в окрестных лесах и полях и отводить туда жертв, потом оказалось, что эффективнее и дешевле всего сжигать людей в сараях...

Польские дружинники задерживают евреяВ немецких архивах сохранились и документы о том, как солдаты вермахта вставали на защиту евреев от местных жителей. Показательна история погрома в городке Гонендз близ знаменитой крепости Осовец. По свидетельствам чудом выживших очевидцев, евреев убивали металлическими прутьями и полуживыми сбрасывали в яму. В итоге представители местной еврейской общины бежали за помощью в немецкую комендатуру, умоляя спасти их.

В итоге вмешательства немцев "еврейский вопрос" был решен кардинально - немцы задержали 70 погромщиков, из которых 17 было расстреляно - не за убийства евреев, а за грабеж их имущества, которое формально считалось собственностью Третьего рейха.

Все выжившие евреи были заперты в импровизированной тюрьме в подвале местного магазина. Еврейских мужчин разделили на "рабочие бригады" - одни из них стали похоронной командой, другие же определены в обслугу для немцев. В итоге все они стали строителями немецкого концлагеря Майданек – первого "лагеря смерти", открытого после нападения фашистов на СССР.

Послевоенный погром в Кельце, когда поляки линчевали десятки евреев якобы за пропажу мальчикаИсторик Мирослав Трычик развенчал и другой миф о том, что за истреблением евреев будто бы стояли какие-то темные и необразованные крестьяне, неграмотный народ, который попался на удочку гитлеровской пропаганды. Нет, опубликованные документы ясно свидетельствуют, что организацией геноцида занимались представители местных элит - польские полицейские, предприниматели и даже врачи. Так, например, в городке Гонендз именно довоенные полицейские составили списки евреев. В Браньске акции по уничтожению евреев возглавлял довоенный лидер местного отделения Польской крестьянской партии. Немецкая комендатура состояла из 3-4 немецких офицеров, остальные же были поляками. В городке Щучин убийства евреев организовал директор местной школы, а в городке Райгруд главарем банды националистов стал учитель латыни и древнегреческого из местной католической семинарии.

Эти образованные люди практически ничего не знали о своих еврейских соседях. Когда их просили перечислить фамилии убитых, они чаще всего называли клички: "Сапожник", "Портной", "Морковка".

* * *
С новой силой террор против еврейского населения вспыхнул в 1945 году, когда польские националисты, рассчитывавшие после падения Берлина на начало новой войны между СССР и США, решили заранее "зачистить" польские города от евреев, считавшихся "пособниками большевиков". Но это уже другая история.

Они делали этот жест и тогда, когда вагоны, набитые обреченными людьми, проезжали мимо них, направляясь в лагерь смерти. В фильме они объясняли свой жест желанием сообщить идущим на смерть о ждущей их участи, но по радостной ухмылке этих польских крестьян видно, что участь евреев их вполне устраивает, как их устраивает то, что уже во время войны они заняли опустевшие дома своих еврейских соседей.

В европейских странах, оккупированных фашистской Германией, массовое уничтожение нацистами евреев вызывало сострадание и порождало массовый героизм. Так в Дании почти все евреи страны, семь тысяч человек, были переправлены на рыбацких лодках в соседнюю Швецию и, тем самым, были спасены от уничтожения.

В Польше, в отличие от всех других европейских стран, массовое уничтожение евреев не вызвало у поляков массового сочувствия к гонимому народу. Геноцид евреев вызвал только довольные ухмылки поляков. После войны в Польше начались еврейские погромы.

11 августа 1945 года случился крупный погром в Кракове . Вмешавшиеся части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому, но среди евреев были убитые и раненые. В докладной записке польских властей говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей.

В 1946 году жертв было уже больше. Самый известный погром случился в городе Кельце, где до начала второй мировой войны проживало около 20 000 евреев, что составляло треть населения города. После окончания войны в Кельце вернулось всего лишь 200 выживших евреев, главным образом - бывших узников нацистских концентрационных лагерей . Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика, который, после возвращения рассказал, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить. Позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен был рассказывать .

Утром 4 июля 1946 года начался погром, к полудню возле здания еврейского комитета в Кельце собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера !». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом польской милиции, которая присоединилась к погромщикам. Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать укрывшихся там людей поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

Еврейский погром в 1946 году: Сцена из фильма «Из ада в ад». 1997 год, режиссер Д.Астрахан.

В ходе погрома было убито от 40 до 47 евреев, среди них были дети и беременные женщины. Также больше 50 человек было ранено. В ходе погрома были убиты двое поляков, пытавшихся противостоять погромщикам.

Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек, а 11 июля к смертной казни были приговорены девять обвиняемых, по одному - к пожизненному заключению , к десяти годам и к семи годам тюрьмы.

Несмотря на суровые приговоры, погром в Кельце положил начало массовой эмиграции евреев из Польши.

Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне – 8000, то после погрома в Кельце в течение июля уехало 19 000 человек, в августе - уже 35 000.

Советское посольство в Варшаве 24 сентября 1946 года сообщало в МИД СССР, что за несколько месяцев, начиная с июня этого года, страну покинуло более 70 - 80 тысяч евреев. В официальном документе так оценивались причины исхода евреев из Польши :

«Наличие антисемитских взглядов в стране в предвоенные годы и усиленная пропаганда их за годы немецкой оккупации дают себя чувствовать и в настоящее время. Возникали трудности с определением евреев на работу, т.к. имелись руководители предприятий, которые отказывались принимать евреев на работу, боясь недовольства со стороны коллектива своего предприятия. Для предприятий же, где работало значительное количество евреев, нередко чинились препятствия в предоставлении сырья, вспомогательных материалов, транспорта.

Мыслью покинуть Польшу и найти себе другое местожительство, приобрести себе родину проникалось все большее и большее количество евреев. ... После же событий в Келецком воеводстве началась паника и массовое движение на запад».

После драмы в Кельце евреям стало небезопасно ездит поездами, нередко евреев стали выбрасывать из вагонов на ходу поезда. Юлиан Тувим, выдающийся польский поэт еврейского происхождения, в июле 1946 года писал своему другу Й. Штаудингеру: «...я хотел поехать поездом в Лодзь. В связи с известными тебе событиями для меня безопаснее отложить поездку на более благоприятное время».

Юлиан Тувим за два года до этих событий написал пламенный манифест «Мы - польские евреи», в котором есть такие слова: «Я – поляк. … Поляк - потому что родился в Польше, здесь вырос, здесь меня воспитали, здесь я учился, потому что в Польше я был счастливым и несчастным; потому что из эмиграции хочу возвратиться именно в Польшу, если бы даже в других местах мне был бы обещан рай».

В конце лета 1953 года Юлиан Тувим с женой решили, что проведут Рождество на курорте в Закопане. Но вскоре ему позвонил незнакомый человек и угрожающе произнёс в трубку: «Не приезжай в Закопане, а то можешь живым не уехать»…

И, действительно, Тувим не уехал из Закопане живым: 27 декабря 1953 года его сердце остановилось, инфаркт настиг его в 59 лет. Еще одним евреем стало меньше в Польше.

К середине шестидесятых годов количество проживающих в Польше евреев было менее одного процента от их довоенного количества, то есть около 35 тысяч человек. Но в 1968 году, остававшиеся евреи были изгнаны из страны.

После войны в Польше был установлен просоветский режим, но в руководстве Польской объединенной рабочей партии (ПОПР) единства не было, борьбу за власть с переменным успехом вели две группы деятелей. Одна, настроенная откровенно просоветски, в значительной степени была представлена евреями, другая была настроена националистически и стремилась не следовать во всем указаниям из Москвы, а вести в определенной степени самостоятельную политику. Антисемитизм был использован в политической борьбе за власть.

После шестидневной войны Израиля в 1967 году во всех странах коммунистического блока под видом антисионистской началась антисемитская кампания. В Польше эта кампания легла на хорошо подготовленную почву.

Первый секретарь ПОРП Владислав Гомулка в марте 1968 года обвинил евреев в организации студенческих волнений. Он заявил, что речь идет о «сионистском заговоре», и фактически распорядился начать новые преследования евреев. Перед евреями встала необходимость выбора: эмигрировать, либо полностью отказаться от национальной, культурной и религиозной идентичности.

Поскольку Польша, в отличие от СССР и других социалистических стран, разрешала евреям покидать страну, то последние евреи были вынуждены уехать, а в 2002 году в Польше насчитали в перепись 1133 еврея.

Польский антисемитизм

В сегодняшнем польском обществе антисемитизм остается национальной чертой множества поляков.

Но антисемитизм - это сравнительно позднее «приобретение» человечества. На протяжении сотен лет народы, среди которых жили евреи, могли быть охвачены антиеврейскими настроениями, но антиеврейские настроения и, даже, антиеврейские действия – это еще не антисемитизм.

Макс Даймонт выделяет четыре особенности отличающие антисемитизм от антиеврейских действий .

Во-первых, антисемитизм алогичен, иррационален и продиктован подсознанием. Сначала следует предубежденность, потом ей подыскивается оправдание. Антиеврейские действия, напротив, продиктованы вполне логичными, рациональными и осознанными причинами. Сначала следует мотивировка, затем расправа.

Во-вторых, антисемитизм обращен против «еврейской расы» как целого. Он не интересуется отдельно взятым евреем, его достоинствами или недостатками. Антиеврейские чувства направлены против индивидуальных евреев. Они имеют те же причины, что враждебные чувства к индивидууму во всех других религиях и национальностях.

В-третьих, антисемитизм намеренно избирает евреев и только евреев в качестве своей единственной мишени. Он исключает всех других, которые могут быть «виноваты» в преступлениях, приписываемых евреям. Антиеврейские действия зачастую же являются побочным продуктом общей волны насилия.

Наконец, антисемитизм не ищет решения. Он не предусматривает никакого выхода для евреев, он не предлагает им никакой альтернативы.

Антиеврейские действия прошлого были зачастую направлены на обращение евреев из одной религии в другую.

Для подлинного антисемита «преступлением» евреев является уже то, что они евреи. Это «преступление» не может быть искуплено или прощено, даже если еврей откажется от своей религии. Антисемитизм – это психологическая проблема. Ее источник находится не в реальности, а в мозгу антисемита.

Превращение антиеврейских настроений в воинственный антисемитизм происходило постепенно, главным образом – на протяжении XIX века. Почвой для антисемитизма являются антиеврейские настроения в обществе вкупе с воинствующим национализмом.

Очевидные причины антиеврейских настроений принято делить на экономические и религиозные.

Евреи стали первыми торговцами в Европе и без их участия было бы невозможно становление европейской экономики. Со временем возник конфликт интересов еврейских купцов и местной буржуазии, появились законы, ограничивающие экономические возможности евреев, но это меры не были всеобъемлющими.

К началу нового времени евреи успешно занимались кредитными операциями, банковской и биржевой деятельностью, но причиной еврейской экспансии в экономике является вовсе не мифическая любовь к деньгам и якобы патологическая жадность евреев. В XIV веке католическая церковь запретила христианам давать взаймы деньги под процент, евреи же оказались свободны от этого запрещения. Поскольку торговцы, которых становилось все больше и больше, всегда нуждались в получении денег для своей деятельности, то евреи стали заниматься кредитованием бизнеса, или, в прежней терминологии, - ростовщичеством. Впоследствии в литературе распространился отрицательный образ еврея-ростовщика, который не способствовал установлению теплых отношений евреев с народами, среди которых они жили. Но говорить о том, что евреев не любили потому, что они давали деньги под процент так же неверно, как и утверждать, что в наше время народ ненавидит банки за то, что банки выдают кредиты. Банки сегодня, как и евреи много лет назад, делают то, без чего были бы невозможны экономические отношения.

Ростовщичеством евреи в той или иной степени занимались во всей Европе. Но в Польше специфической хозяйственной деятельностью евреев стали винокурение и управление имуществом шляхты, аренда шляхетских имений.

Ю.Гессен писал: «Арендатор-еврей, становясь на место пана, получал,– конечно, лишь в известной мере,– ту власть над крестьянином, которая принадлежала землевладельцу, и так как еврей-арендатор… старался извлечь из крестьянина возможно больший доход, то злоба крестьянина… направлялась и на католика-пана, и на еврея-арендатора. И вот почему, когда в 1648 году разразилось страшное восстание казаков под предводительством Хмельницкого, евреи, наравне с поляками, пали жертвой» .

А.И.Солженицын цитирует в своем капитальном труде «Двести лет вместе»: «К восемнадцатому столетию винное дело стало почти главным занятием евреев… Этот промысел часто создавал столкновения между евреем и мужиком, этим бесправным «хлопом», который шёл в шинок не от достатка, а от крайней бедности и горя» .

Накануне раздела Польши более обеспеченные в своей массе евреи могли вызывать зависть. Зависть могла быть причиной антиеврейских настроений, но зависть должна пройти, если завидовать становится нечему.

После раздела Польши, когда большая часть её жителей вошла в состав Российской империи, евреям запретили заниматься винокурением, содержать шинки, жить в деревнях и евреи лишились существенной части своего былого экономического благополучия. Еврейское население увеличивалось очень быстро, а границы черты оседлости, созданной в России, предопределили скученность и, как следствие, обнищание еврейского населения.

Во время второй мировой войны массовая гибель евреев могла породить только сочувствие к гонимому народу. Десятки тысяч человек принимали участие в спасении евреев в оккупированных странах, несмотря на то, что нацисты угрожали смертью за любую помощь евреям. В Нидерландах , Норвегии , Бельгии и Франции подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. А Дания стала единственной оккупированной страной, из которой в лагеря смерти нацистами не было отправлено ни одного эшелона.

В Польше от рук нацистов погибло 2,8 миллиона евреев. Их тоже пытались спасать простые поляки, но большинство поляков – нет.

Поляки не так уж далеко живут от датчан и различия в их экономическом положении к началу второй мировой войны не кажутся слишком существенными. Поэтому, некогда существовавшее экономическое превосходство евреев над поляками, очевидно, не является причиной польского антисемитизма.

Как произошло превращение антиеврейских чувств в антисемитскую предубежденность?

Эта трансформация совершилась в три этапа, которые следовали один за другим, друг на друга налагаясь. Питательной средой современного антисемитизма стал новый социально неустойчивый класс, порожденный изменившимися экономическими условиями. Этот класс советская коммунистическая пропаганда называла мелкобуржуазным, Макс Даймонт называет «потертыми белыми воротничками», а Ханна Арендт в своей книге «Происхождение тоталитаризма» называет «деклассированной группой». Эта деклассированная социальная прослойка дает наибольшее число приверженцев современного антисемитизма. Именно из этой группы Гитлер вербовал наиболее страстных своих приверженцев.

В Польше естественным источником для формирования мелкобуржуазной группы являлась многочисленная шляхта, которая в эпоху становления капитализма была источником роста численности «потертых белых воротничков». Польская шляхта не могла быть довольна своим экономическим положением в эпоху бурного развития капитализма, в то же время «шляхетская гордость» требовала найти выход из зависимого положения.

Не только в Германии и Польше, но и повсеместно в Европе недовольство этих мелких-мелких буржуа, деклассированной группы, было умело направлено в русло антисемитизма, где появившиеся расовые теории обеспечивали деклассированных чувством своего превосходства.

Середина прошлого века была периодом повсеместного распространения революционных идей в Европе, периодом зарождения коммунизма и социализма. Именно в это время политики открыли новое применение для деклассированных, а также для евреев. Деклассированных можно было использовать как ударную силу. Правые политические деятели двинули их в контрнаступление против левых. Нестабильность положения деклассированных они начали объяснять не экономическими или социальными причинами, а существованием «еврейского засилья». Если деклассированные страшились капитализма, то евреев выставляли в образе капиталистических эксплуататоров. Если деклассированные опасались коммунизма, то евреев представляли в образе коммунистических заговорщиков. Все зло объявлялось делом рук евреев. Мол, если бы не они, деклассированные нашли бы свое место в обществе.

Это было началом антисемитизма. Он был не столько политическим движением, сколько политическим орудием. Антиеврейские чувства, сохранившиеся со средних веков, исподволь направлялись по новому руслу. Мало-помалу они трансформировались в антисемитские предрассудки. Религиозные деятели средних веков требовали изгнания евреев, чтобы те не оскверняли своим присутствием христианскую веру. Светские политики новейшего времени не требовали изгнания евреев. Это не принесло бы им никакой пользы. Стоило изгнать евреев, и деклассированные элементы немедленно увидели бы, что их положение нисколько не изменилось. Евреев нужно было сохранять в обществе в роли постоянных козлов отпущения.

Однако создатели антисемитизма не предвидели дальнейшего развития событий: появления новой разновидности политиков тоталитарного склада, которые призовут к действительному уничтожению евреев. Они не предвидели, что их собственная безответственная пропаганда будет использована безумцами и садистами и превращена в идеологию массового уничтожения.


1] Катастрофа европейского еврейства. Часть 6, Иерусалим, 1995, с.251-253.

[ 6] Макс Даймонт «Евреи, Бог и история».


1 2

В послевоенной Польше антисемитские настроения питались распространённым мнением, что евреи являются сторонниками нового социалистического режима. Власти порицали антисемитизм.

Более того охраняли выживших евреев. Среди представителей новой власти и Войска Польского было много евреев. Вторым обстоятельством было нежелание возвращать евреям имущество, разграбленное польским населением в течение войны.

В докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений:

1.Нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка (Люблин, Жешув, Тарнов, Сосновичи)

2.Шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности

3.Убийства с целью грабежа
4.Убийства, не сопровождавшиеся грабежами, в большинстве случаев совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища.

Самым крупным было происшествие в Кракове. 11 августа 1945 года здесь произошёл погром. Начался он с метания камней в синагогу. Затем поляки стали нападать на дома евреев.

Части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому. Среди евреев были убитые и раненые. Английский историк Исраэль Гутман в исследовании «Евреи в Польше после Второй мировой войны» пишет, что погромы не были делом рук отдельных бандитов. Они были тщательно подготовлены.

До начала второй мировой войны в Кельце проживало около 20 000 евреев. Это примерно треть населения города. После окончания войны в Кельце осталось около 200 выживших после Холокоста евреев. В большинстве бывшие узников нацистских концентрационных лагерей.

Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика. Он исчез 1 июля 1946 года. Через два дня мальчик появился. И вдруг заявил, что евреи спрятали его, намереваясь убить. Позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен рассказывать.

4 июля 1946 года в 10 часов утра начался погром. В нём участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!».

В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом. Они разоружили, собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших.

Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни. Погромщики проникли в здание и начали убивать евреев поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.
В ходе погрома было убито 47 евреев. 50 человек ранено. В том числе детей и беременные женщины.

Погибло два поляка пытавшихся противостоять погромщикам. Евреев избивали, и убивали не только на ул.Планты, 7, но и в других местах города.
Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек. Решение суда было зачитано 11 июля. К смертной казни были приговорены девять обвиняемых. Один бандит был приговорён к пожизненному заключению.

Двое к десяти годам и пятеро к семи годам тюрьмы. Президент ПНР Берут не воспользовался своим правом помилования, и осуждённые на смерть были расстреляны.

Погром в Кельце вызвал массовую эмиграцию евреев из Польши. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне - 8000, то после погрома в течение июля - 19 000, в августе 35 000 человек. К концу 1946 года волна отъезда спала, так как положение в Польше нормализовалось.

В 1996 (50-ю годовщину погрома) мэр Кельце принес извинения от имени горожан. В 60-ю годовщину церемония была поднята на национальный уровень, с участием Президента и министров. Польский президент Лех Качинский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев».

Во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны.

Интервью с автором книги «Города смерти: соседские еврейские погромы» Мирославом Трычиком (Mirosław Tryczyk).
Newsweek Polska: Книга «Соседи» Яна Томаша Гросса (Jan Tomasz Gross) вышла 15 лет назад. Все эти годы мы жили в уверенности, что убийство поляками 300 еврейских соседей в Едвабне — это чудовищное, но единичное событие.

— Кто этим занимался?

— Поляки. 17 сентября 1939 года по пакту Молотова — Риббентропа территорию Подляшья занял СССР. Там появилось стихийное партизанское движение, народное подполье, которое не было связано с Армией Крайовой. Таких отрядов со своей иерархией, структурой, оружием и антикоммунистическими убеждениями было много. 22 июня 1941 года, когда Третий рейх напал на СССР, русские отступили, а по этим территориям проехали немцы, на несколько часов остановившись в некоторых населенных пунктах. Они отдали приказ сформировать местную власть и поехали дальше на фронт, к Минску. На этой ничейной земле власть взяли в свои руки партизаны, которые создали подразделения милиции, народной дружины, о которых Гросс не упоминает ни единым словом.

— Партизаны чувствовали себя ответственными за поддержание порядка на этих территориях.

— И считали, что должны расправиться с евреями и теми людьми, которые сотрудничали с советской стороной. Они отдавали приказы, запрещающие укрывать у себя евреев, а им самим запрещали передвигаться по дорогам.

Акции по истреблению были спланированными и носили преступный характер.

Все началось 5 июля 1941 года в Вонсоше, где жило 1700 человек — из них 700 евреев. В ночь на 6 июля деревню окружили специально отобранные для акции поляки. Один из участников погрома дал такие показания: «Юзеф Л. Велел мне идти за сараи в Вонсоше, на ржаное поле, и следить там, куда будут прятаться евреи, потому что они будут бежать той дорогой. Ты будешь их возвращать, а мы с ними разберемся». Дальше он рассказывал, что «отправился туда с палкой — такой штакетиной от забора». Так что у акции были главари, они отдавали приказы, расставляли людей на окраинах городка и в полях, всюду, где могли спрятаться евреи. Одни должны были на телегах вывозить тела, другие — засыпать пятна крови песком. В своих показаниях свидетели подчеркивали, что убийцы пользовались заранее подготовленными орудиями: обитыми железом палками, пружинами с грузом… Чтобы изготовить такие предметы нужны время, план и идеи

Хоронили тела в самом лучшем месте: в глубоком противотанковом рве, который выкопала еще Красная армия. Потом эта схема действий повторялась в Радзилове, Едвабне, Щучине, Граево, Райгруде, Гонёндзе и других населенных пунктах региона.

— Кем были убийцы?

— Следует развенчать миф, будто за убийствами стояли крестьяне, неграмотный народ, какие-то массы. Милиция, которая организовывала и инспирировала убийства, состояла из местных элит: врачей, предпринимателей, довоенных полицейских. Из людей, которые пользовались уважением, к которым прислушивались. В Райгруде главным стал Л., учитель древнегреческого, который после очередных убийств отдыхал, ведя беседы со священником или оборачивая в бумагу свои любимые книги по древней истории. В Браньске все возглавлял довоенный лидер местного отделения Польской крестьянской партии, в Щучине — директор школы.

Главарями событий в Едвабне считаются братья Лауданьские, в книге Гросса они изображены примитивными монстрами. Но они были представителями местной элиты: у них есть совместные фотографии с епископом Ломжи, а это говорит об их общественном положении. У них была строительная фирма, они возводили школы, церкви. Когда в Едвабне искали сарай, чтобы сжечь евреев, они предложили тому, кто согласится предоставить свой, дать дерево на постройку нового. И сдержали обещание.

— Многие свидетели в вашей книге говорят, что погромы устраивались по приказу немцев, которые угрожали, что если поляки откажутся, они сожгут всю деревню. Немцы были в Радзилове, Едвабне, в Суховоле, в Кольно… А вы настаиваете, что евреев убивали поляки.

— Немцы подстрекали, угрожали, а иногда просто намекали. Они стремились к тому, чтобы поляки убивали сами, желая достичь пропагандистского эффекта и показать, что даже славянские народы хотят избавиться на своих землях от евреев.
В большинстве рассказов о погромах звучат, однако, замечания, что немцев в момент преступления в этих населенных пунктах не было. Там, где они оставались, они вели себя пассивно, делали фотографии.
После войны поляки сформировали миф, что у них не было другого выхода, иначе их бы расстреляли. Но на самом деле немцы взяли в свои руки власть на этих территориях только поздней осенью. Все лето 1941 руководством занималась польская милиция, которая могла помочь евреям, но этого не делала. Наоборот: в Гонёндзе она передала немцам список евреев для расстрела. В Браньске немецкий пост состоял из трех-четырех человек. Из города бежали 800 евреев, а войну пережили всего несколько десятков. Остальных поляки убили в окрестных лесах.

— Много дней и даже недель, а преступная атмосфера нарастала постепенно. Сначала милиция или народные патрули арестовывали евреев, которые сотрудничали с советскими силами. Это был сигнал, что убивать евреев можно быстро, без процессов и безнаказанно. Потом спираль насилия вышла на виток отдельных инцидентов. Чеслав Лауданьский (Czesław Laudański) бьет по лицу случайно встреченного на улице еврея, кого-то другого расстреливают за городом, кого-то топят в колодце. Начинаются первые ночные поджоги, сопровождающиеся разграблением имущества евреев. Позже поляки давали такие показания: «Ночью я слышал крики, но боялся выйти».

Когда погромщики стали чувствовать себя увереннее, они начали убивать днем. В Щучине, по показаниям Леона К., «Винцентий Р. и Доминик Д. нападали на евреев с ножом, это происходило в воскресенье, люди возвращались из церкви». Никто не реагировал. Потом однажды ночью появился призыв: «У кого хватит духа, айда с нами бить евреев». Начинаются массовые убийства: в Вонсоше на улицах и в своих домах убили 1200 человек, в Щучине — 100. Тогда обычно появлялись немцы, давали разрешение на погром или одобряли сложившуюся ситуацию, делая объявление, что на евреев закон не распространяется, поэтому их можно убивать. В некоторых населенных пунктах погромы не были единичными: в Гонёндзе истребление евреев продолжалось две недели, каждую ночь.

— Как на массовые погромы реагировали жители?

— Со временем насилие стало казаться таким нормальным, что его никто не скрывал. Один свидетель в Вонсоше рассказывал, что двое жителей были «довольно смелыми убийцами. Среди бела дня они ходили, закатав рукава, с ножами, которыми резали евреев». «Винцентий Р. убил еврея, фамилии которого я не помню, на глазах всего Щучина», — давал показания другой свидетель.

— Правда ли, что евреев так терроризировали, что они обращались за помощью даже к немцам?

— В это сложно поверить, но такие случаи были в Граево, Едвабно, Гонёндзе. Там местная милиция заперла мужчин-евреев в сарае, а оставшиеся без защиты женщины стали объектом нападений. Только в одну ночь с 20 на 21 июля 1941 года поляки убили 20 евреев: кого-то ударили ломом, кого-то повесили, кого-то не захотел прятать соседа и не открыл дверь… Немцев в городке не было, они располагались неподалеку в крепости Осовец. На следующий день отчаявшиеся евреи заплатили немцам, чтобы те приехали в Гонёндз и защитили их, патрулируя город. Сработал такой механизм: заплатите, иначе мы позволим полякам вас убивать.

— В показаниях появляется также тема изнасилований. Каков был их масштаб?

— Насилие над еврейками было нормой. Свидетели рассказывают о групповых изнасилованиях: в домах, в парках, скверах, у церквей, на улице. Никто не реагировал. Полька из Гонёндза вспоминала: «Франчишек К. насиловал юных четырнадцатилетних евреек, во дворе я своими глазами видела кровь». Одна женщина рассказывала, что ее сосед насиловал евреек. Но делала она это так, будто видела одичание не в самом факте насилия, а в том, что это были еврейки: для нее это было хуже, чем пользоваться услугами проституток.

Появляются описания садистских сцен из Вонсоша и Кольно, где женщин заставили раздетыми бегать по улице. В Гонёндзе евреев выгнали «пастись на луг», заставив есть траву. Хелена А. рассказывала, что в Райгороде видела, как один поляк «бил стекло, а потом гнал по нему босых евреев купаться в озере, подгоняя их ударами веревки». В Суховоле евреев сгоняли в реку. Из показаний Яна В. мы можем узнать, что «все сбежались посмотреть, как топят этих евреев». Убийство воспринималось как спектакль.

— Что использовалось для убийства?

— Все, что было в деревне или городке под рукой: пилы, палки, штыки, топоры. Кто-то убивал мясницким колуном, кто-то рассказывал, что поляки «заставляли людей ложиться навзничь, приставляли им к горлу лопаты и вбивали их ногами. И все, человека не было». На детей жалели пуль, их убивали ударами о мостовую, стены. В Радзилове милиционер пытался ради экономии убить одной пулей 10 детей, поставив их в ряд. Погибли не все, некоторых похоронили живьем.

— Мотив шевелящейся земли, под которой погребены еще живые люди, звучит в рассказах свидетелей часто.

— Поляки, у которых такого опыта не было, учились массовым убийствам. В первых сообщениях говорится о том, что людей топили в колодцах, прудах, дренажных рвах. Потом стало понятно, что убивать людей на улицах и вывозить тела за город неудобно. Начали копать ямы в окрестных лесах и полях и отводить туда жертв. «Феликс Б. взял штык и колол им по очереди каждого еврея под левую лопатку, люди, которые с ним были, разбивали заступами им головы, (…), потом их засыпали землей», — это рассказ из Райгорода. Оказалось, что эффективнее и дешевле всего сжигать людей в сараях.

— После погромов немцы организовали гетто. Кто ими управлял, раз, как вы говорите, самих немцев на этих территориях не было?

— На рубеже 1941-42 годов немцы сформировали в городках свою администрацию, а вместе с ней так называемую hilfspolizei, вспомогательную полицию, в ряды которой вступали те поляки, которые до этого состояли в народных дружинах и проявили себя на почве убийств. Они завоевали этим доверие оккупантов. Часть таких людей шла на службу к немцам, а часть, расправившись с евреями и коммунистами, — в Армию Крайову или Национальные Вооруженные Силы (правая подпольная военная организация движения Сопротивления в Польше во время Второй мировой войны и в послевоенные годы, — прим. пер. ). В Щучине Р., служивший в народной дружине, вступил в немецкую полицию, и его назначили комендантом созданного в начале 1942 года гетто. Он организовал целую систему найма еврейских женщин для работы на полях христиан.

— Евреев низвели до роли крепостных?

— Запуганные, униженные, потерявшие близких люди использовались как дешевая рабочая сила в Щучине, Райгороде, Гонёндзе. Местные крестьяне обращались в польскую милицию, которая имела полную власть над евреями, и нанимали их на работы. Крестьяне платили полякам, а тем приходилось делиться с немцами. Платили яйцами, маслом, бензином, украденными у евреев ценностями. В рассказах сквозит удовольствие от того, что еврея можно было превратить в раба, это воспринималось как своего рода месть.
— Почему вы вообще начали читать эти документы?

— Это для меня личная история. Моя семья происходит из Подляшья, мой любимый дедушка жил в деревне под Тересполем. Я жил во Вроцлаве и ездил туда на каникулы. В 2011 году в этой деревне, буквально в паре сотен метров от нашего дома, обнаружили массовое захоронение. Я почувствовал, что моя детская Аркадия оказалась на кладбище. Меня удивляло, почему дедушка ни разу не говорил об этих могилах, ведь он не мог о них не знать. Дедушка был антисемитом, как, впрочем, и мой отец, «евреи» у него всегда были повинны во всех бедах мира. При этом он с большой теплотой вспоминал немецких офицеров, которые ночевали у него в избе. Деда и отца уже не было, так что я начал искать информацию в архивах.

— Что вы обнаружили?

— Состояние документов, связанных с преступлениями против евреев в Институте национальной памяти в Белостоке отражает уровень интереса историков и прокуроров к описанию и прояснению тех событий. Когда я брал эти бумаги, мне говорили: «зачем это читать, эти истории уже описаны». По документации архива было видно, что некоторые показания читались впервые. Несистематизированные, с неполными описаниями, в плохом состоянии, зачастую практически покрывшиеся плесенью… Зато, если взять документы, связанные с «проклятыми солдатами» (участники антисоветского и антикоммунистического вооруженного подполья в 1940-50-е годы, — прим. пер.): профессионально обработанные, заламинированные, описанные вплоть до каждой фамилии, населенного пункта, подразделения.

Из судебных документов следует, что 80% дел людей, совершивших в годы Второй мировой войны преступления против польских граждан еврейского происхождения, завершились их оправданием.

Миф о мирном довоенном мультиэтническом симбиозе в этих городках восточного приграничья рухнул. Показания демонстрируют, что поляки ничего не знали о своих еврейских соседях, очень часто они не знали даже их фамилий! Когда их просили перечислить фамилии погибших, они использовали прозвища, клички: «Морковь», «Петрушка». Это показывает, что они соотносили этих людей только с родом деятельности, которым они зарабатывали на жизнь. В данном случае — торговлей овощами.

— Когда я еду в свой родной Августов, я проезжаю города, которые вы упоминали. Но ни в школе, ни дома никто о погромах не рассказывал.

— Потому что мы вытесняли эти убийства из памяти и затирали следы. В Райгороде, в лесу, где застрелили 40 евреев, местные власти после войны сначала устроили место утилизации костей животных с бойни, а потом свалку. Мемориальной доски там до сих пор нет. Говорят, что идентифицировать массовое захоронение невозможно, так как человеческие кости перемешались с костями животных. Я не хочу вас огорчать, но в Августове тоже были погромы.

До того, как я начал читать эти документы, я был городским активистом, скаутом, учителем, я постоянно хотел сделать что-то, чтобы сделать людей и общество лучше. Но с тех пор, как я начал по несколько часов в день читать эти показания, я утратил веру в человека.

— А что с вашей деревней?

— Оказалось, что там убивали евреев из Тересполя, который находится неподалеку. Однажды дедушка подарил мне коллекцию монет и серебряные часы. Я очень обрадовался такому подарку, это для меня сокровенные предметы. Но сейчас я задаю себе вопрос: откуда крестьянин, единственным имуществом которого была корова или лошадь, взял царские часы? Или коллекцию монет из разных уголков мира с серебряными царскими рублями?

— И как вы себе ответили?

— Возможно, дедушка принимал участие в казнях? Возможно, он раскапывал могилы или участвовал в погромах. Я не углублялся в эту тему, у меня не хватило духу.

Статьи по теме