Врубель выставка. Третьяковская галерея рассказывает о музе М. Врубеля. Особняк З. Г. Морозовой

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Газета Завтра 217 (4 1998) Завтра Газета

[ВЫСТАВКИ] У ВРУБЕЛЯ

[ВЫСТАВКИ] У ВРУБЕЛЯ

В филиале Третьяковской галереи на Крымском валу до 31 января открыта выставка произведений великого художника Михаила Врубеля. Выставка посвящена 140-летию со дня его рождения и дает возможность публике ознакомиться с большым количеством рисунков мастера, ранее не выставлявшихся в Третьяковке. На выставке представлены также неосуществленные эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, так и оставшиеся в акварельных листах. Библейские сюжеты здесь решены с большой долей орнаментальности и налетом явно не православного мистицизма.

Тема мифологическая, тема договора человека с существами верхнего или нижнего духовного мира отражены в картинах “Принцесса Греза”, “Валькирия”, в панно на сюжеты из “Фауста”, выполненных художником для Саввы Морозова. Как символичен был для того времени образ доктора Фауста! Ученый заключил договор с дьяволом ради бесконечного познания вещей и явлений, ради бесконечного наслаждения земной жизнью. Этот образ был созвучен с эпохой блестящих технических открытий, колеблющих православное мировоззрение, и с эпохой ярких прожигателей жизни. Неслучайно и обращение Врубеля к скандинавскому эпосу, (“Валькирия”). Картина была написана очень быстро, всего за две недели, в имени и прекрасной Марии Тенишевой - в Талашкино. Картина уже несет в себе демонические мотивы, а композиция ее позже будет повторена в “Шестикрылом Серафиме”. Практически это портрет самой Марии в виде скандинавской богини Валькирии, в котором, впрочем, не ставилась задача сходства с оригиналом. Черты возвышенного образа утрированы: удлиненное лицо, строго сжатые маленькие губы, расширенные глаза. Сравните: “Валькирия” у Врубеля и “Полет Валькирии” Вагнера. Обращение композитора и художника к одному и тому же сюжету намекает на некоторую общность их взглядов. Вагнеровская статья “Искусство и революция” предвосхитила появление стиля модерн и содержала ряд идей на тему самоорганизации художников. Вагнер писал: “Искусство и его учреждения могут сделаться предвестниками и моделью для всех будущих коммунальных учреждений…” Идея об общественном устройстве по образцу художнических организаций переросла в социальную предпосылку нового стиля. Рубеж столетий стал временем устройства художниками разного рода колоний, кружков, обществ, сект, поддерживаемых при помощи меценатства.

Прекрасны трагической красотой врубелевские работы, посвященные лермонтовскому “Демону”. Если эти работы сравнить с прекрасными цветами, то это - цветы зла. Есть на выставке “Демон сидящий”, но нет “Демона поверженного”. С 1901 года Врубель работал над картиной “Демон поверженный”, работал неистово, по 10-12 часов в сутки, довел себя таким образом до полной бессонницы. Н. Забела-Врубель, жена художника, приходила в отчаяние от того, что он постоянно переписывал готовое полотно. А. Бенуа рассказывал об этом в своих воспоминаниях: “Каждое утро до 12 публика могла видеть, как Врубель “дописывал” свою картину… Каждый день мы находили все новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит, наоборот, становился все более и более фееричным”. Вскоре нервное напряжение и усталость Врубеля от подобных демонических усилий и разнообразных лишений, которые он претерпел, привели его в психиатрическую клинику. После первого приступа наступило облегчение, но болезнь не отпустила художника. Умер Врубель в 1910 году. Сильный человек, восставший на общество рабов и болтунов, прикоснувшись к демоническому, перешел грань возможного для смертного…

Нелепо сегодня в России, пребывающей под гипнотическим воздействием идей “свободного рынка”, ожидать революции. Шахтеры умирают под завалами, приторговывающий обыватель находится в спячке, госчиновники проституируют, на телевидении резвятся бабенки, а самолеты падают один за другим. Но кажется мне, что где-то далеко в северном небе уже начала свой высокий полет богиня Валькирия, дочь верховного Божества. Прекрасная дева сжимает в немерзнущих руках меч, сияющий холодным огнем, и готовится взмахнуть им над миром, погрязшим в беззакониях, нанести карающий Божий удар, очищая мир от скверны.

Олег КУЗНЕЦОВ

Из книги Газета Завтра 157 (49 1996) автора Завтра Газета

(ВЫСТАВКИ): БАТИКИ И ПЛАКАТЫ ТИТ Честное слово, - иной раз, оказавшись в просторном вестибюле главного московского Выставочного зала на Крымском валу, хочется иметь при себе настоящий гоночный многоскоростной велосипед. Хочется, протащив его вверх по лестнице, вскочить

Из книги Газета Завтра 195 (34 1997) автора Завтра Газета

ОТКРЫЛСЯ МУЗЕЙ [ ВЫСТАВКИ ] Олег КузнецовПоздравляем Александра Шилова и всех почитателей оного с открытием музея Шилова по адресу: Знаменка, 5. Год назад Госдума России почти единогласно приняла решение, которое было проведено в жизнь при содействии правительства Москвы

Из книги Газета Завтра 202 (41 1997) автора Завтра Газета

(ВЫСТАВКИ) ТИТСпешите в Дом Художника, что на Крымском валу! Там на прошлой неделе открылась потрясающе скандальная и удивительно актуальная выставка произведений московского живописца Сергея Бочарова. Прежде всего следует отметить тот факт, что художник Бочаров -

Из книги Газета Завтра 208 (47 1997) автора Завтра Газета

ОСОБО РУССКОЕ ИСКУССТВО [ ВЫСТАВКИ ] В этом сезоне в залах Центрального дома художника прошли две широкомасштабные (по количеству представленных работ) выставки живописи, организованные Союзом художников России. Одна из них была посвящена 850-летнему юбилею столицы,

Из книги Газета Завтра 253 (40 1998) автора Завтра Газета

ЭТО - ВЕРЕЩАГИНЦЫ [ ВЫСТАВКИ ] В Москве открылась и действует постоянная экспозиция Студии художников им. В.Верещагина МВД РФ, посвященная 200-летнему юбилею Министерства внутренних дел России. Ожидается, что экспозиция Студии, созданной в 1970 году, в самые что ни на есть

Из книги Дневник писателя автора

По поводу выставки Я заходил на выставку. На венскую всемирную выставку отправляется довольно много картин наших русских художников. Это уже не в первый раз, и русских современных художников начинают знать в Европе. Но все-таки приходит на мысль: возможно ли там понять

Из книги Записки о русской литературе автора Достоевский Федор Михайлович

IX. По поводу выставки Я заходил на выставку. На венскую всемирную выставку отправляется довольно много картин наших русских художников. Это уже не в первый раз, и русских современных художников начинают знать в Европе. Но все-таки приходит на мысль: возможно ли там понять

Из книги Проблемы культуры. Культура старого мира автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. ДВЕ ВЕНСКИЕ ВЫСТАВКИ

Из книги Газета Завтра 269 (4 1999) автора Завтра Газета

Олег Кузнецов [ВЫСТАВКИ] НЕ ТОЛЬКО ЦЕРЕТЕЛИ В Музее архитектуры им. Щусева открыта небольшая, но очень интересная выставка работ современного архитектора и художника Михаила Филиппова. Малоизвестный широкой публике архитектор успел зарекомендовать себя достаточно,

Из книги Литературная Газета 6277 (№ 22 2010) автора Литературная Газета

Две выставки Александра Слюсарева Панорама Две выставки Александра Слюсарева ФИКСАЖ В «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре пришли фотомастера и теоретики фотоискусства на выставку, посвящённую памяти выдающегося фотографа Александра Слюсарева (9.XI.1944 – 23.IV.2010). В

Из книги Путешествие по Советской Армении автора Шагинян Мариэтта

Выставки и музеи Армении За четверть века до Октябрьской революциив Тбилиси работал геолог Ованнес Карапетян. Он обладал редким талантом - чувствовать и угадывать месторождение, и его нарасхват приглашали для экспертизы всевозможные крупные компании. Закавказье

Из книги Литературная Газета 6289 (№ 34 2010) автора Литературная Газета

Картинки с выставки достижений Искусство Картинки с выставки достижений ОТЗВУКИ Фестиваль РНО раскинул социальную сеть В Москве завершился Второй Большой фестиваль Российского национального оркестра. Актуальные, реабилитационные и раритетные программы с участием

Из книги Том 5. Очерки, статьи, речи автора Блок Александр Александрович

Памяти Врубеля Незаметно протекла среди нас жизнь и болезнь гениального художника. Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности. Для немногих - странные рассказы о земных видениях Врубеля. Для тесного кружка людей - маленькое восковое

Из книги Газета Завтра 376 (7 2001) автора Завтра Газета

Памяти Врубеля <Первая редакция>В этот страшный год «смертей и болезней» мы хороним еще одного художника, гениального художника, Врубеля.Я никогда не встречал Михаила Александровича Врубеля и почти не слыхал о нем рассказов. И жизнь его, и болезнь, и смерть почти

Из книги Краткая история фотографии автора Беньямин Вальтер

Из книги автора

III. Гранвиль, или всемирные выставки Qui, quand le monde entier, de Paris jusqu’en Chine, О divin Saint-Simon, sera dans ta doctrine, L’ ?ge d’or doit rena?tre avec tout son ?clat, Les fleuves rouleront du th?, du chocolat; Les moutons tout r?tis bondiront dans la plaine, Et les brochets au bleu nageront dans la Seine; Les ?pinards viendront au monde fricasses, Avec des cro?tons frits tout au tour concass?s. Les arbres produiront des pommes en

Государственного Русского музея открывается выставка "Михаил Врубель. Из собрания Русского музея". На экспозиции, посвященной 150-летию со дня рождения художника, представлено около 200 произведений мастера. Это живописные и графические работы, скульптура, предметы , исполненные в технике .
В собрании находится более 250 работ (1856-1910). Среди них такие широко известные зрителю живописные произведения как "Гамлет и Офелия" (1884), панно "Утро" (1897), "Богатырь" (1898), "Летящий демон" (1899), "Шестикрылый серафим" (1904). Все эти работы вошли и в состав нынешней экспозиции наряду с многочисленными портретами и автопортретами художника.
Однако, помимо знакомых всем картин, на выставке представлены и редко экспонируемые произведения Врубеля. Особое внимание уделено так называемому "петербургскому" периоду жизни и творчества мастера (1880-1883 гг.) В то время живописец учился в у , чьи уроки дали ему очень многое, общался с и нередко пользовался его советами, участвовал в собраниях кружка художников вместе с . На выставке представлены анатомические штудии, акварели костюмного класса, программы академической поры.
Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Обручение Марии с Иосифом" (1881), "Гамлет и Офелия" (1883), "Пирующие римляне" (1883). В неоконченной акварели "Пирующие римляне" зрителя завораживает острота ракурса, неожиданно поэтичный подход к изображению бытового сюжета. Вся сцена словно подернута призрачной дымкой. Еще со студенческих лет Врубеля привлекала , . Немало произведений было навеяно и собственными впечатлениями Врубеля от поездки в в 1884-1985 гг. (акварель "Итальянский рыбак" (1884-85), декоративное панно "Венеция" (1893)). Там он изучал средневековые и мозаики Сан Марко и церкви св. Марии в Торчелло, знакомился с произведениями Карпаччо, Чима де Конельяно, Джованни Беллини. Влияние этих мастеров раннего можно заметить в алтарных образах для Кирилловской церкви и в эскизах для Владимирского собора, созданных Врубелем в в середине и конце 1880-х гг.
Тогда же в его творчестве впервые появляется тема Демона, который был для Врубеля, по его словам, "олицетворением вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе". Большинство ранних эскизов и набросков не сохранилось, но на выставке можно увидеть гипсовую "Голову Демона" (1890).
На выставке с максимальной полнотой представлены работы Врубеля, выполненные им в 1890-е годы в технике майолики. В 1891 году он возглавил художественную гончарную мастерскую в имении С.И.Мамонтова в , где работал над скульптурами и , создал декоративное блюдо "Садко" (1899-1900). По выражению , с восхищением наблюдавшего за тем, как Врубель лепил в , он все делал "классически хорошо: кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра… все на месте". Можно убедиться в этом на примере маски льва - для ворот дома Мамонтова в Москве (1890-е гг.). Специально для нынешнего показа из 130 фрагментов вновь собран знаменитый камин "Вольга и Микула" (1899-1900), созданный Врубелем для Всемирной выставки 1900 года в .
В 1896 году неустроенный живописец, наконец, обретает свою пристань. Надежда Ивановна Забела - известная певица, с которой он познакомился в Частной опере Мамонтова - внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой. Ее появление знаменует новую зарю творчества мастера. Врубель создает сюиту портретов своей супруги, среди которых "Портрет дамы лиловом" (1901). Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажах его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы ("Царевна Волхова" (1898). Посетители выставки могут увидеть уникальные архивные материалы из Отдела рукописей Русского музея: фотографии, письма, программы концертов, в которых принимала участие Н.И.Забела-Врубель, созданные по эскизам мастера.
Однако вскоре Врубель пережил глубокий душевный кризис: напряженный творческий поиск (изнуряющая работа над "Демоном") и семейная драма ("Портрет сына художника" (1902) приводят к болезни. Начались мучительные скитания художника по лечебным заведениям, где он, тем не менее, продолжал творить. Врубель рисовал портреты пациентов, врачей и санитаров ("Портрет В.А.Усольцевой" (1905), делал пейзажные наброски видов из окна, изображал простые предметы - кресло, брошенную на стул одежду, смятую постель (цикл "Бессонница" (1905), наполняя, казалось бы, обыденные сцены подлинным драматизмом. В моменты просветления Врубель создает удивительные картины ("Шестикрылый серафим" (1904), "Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок" (1904). Представлена на выставке и последняя работа художника - "Видение пророка Иезекииля" (1906) - которую Врубель писал, мучимый мыслями об искуплении и очищении, постепенно погружаясь во мрак физический и моральный.
"Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить", - сказал о Врубеле В.Я.Брюсов. Именно его портрет писал художник, когда слепота положила конец яркому и многотрудному творческому пути "мятежного демона" русской живописи.

Выставка «Врубель. Лермонтов. Абрамцево» - это совместный проект музеев-заповедников «Тарханы» и «Абрамцево», рассказывающий о творческих пересечениях двух гениальных людей, поэта и художника - Врубеля и Лермонтова.
Михаил Александрович Врубель знал наизусть многие стихотворения и поэму «Демон», любил их декламировать в дружеском кругу.
Однако иллюстрировать произведения любимого поэта начал только в возрасте за тридцать, уже имея немалый творческий и духовный опыт. Интересно, что именно Лермонтов сделал Врубеля знаменитым на определенном жизненном этапе.

Пересечение талантов и судеб двух гениев является главной темой выставки. В экспозицию вошли сочинения Михаила Юрьевича Лермонтова 1860 - 1870-х годов, издания которых мог читать Врубель и в детстве, и в зрелом возрасте. В 1860 году в «Сочинениях М.Ю. Лермонтова» под редакцией С.С. Дудышкина впервые в России была напечатана поэма «Демон».
Представлены на выставке и произведениями Врубеля - это иллюстрации, вошедшие в издание сочинений М.Ю. Лермонтова 1891 года под редакцией П.П. Кончаловского, к стихотворениям «Журналист, читатель и писатель», «Русалка», «Еврейская мелодия», поэме «Измаил-Бей», роману «Герой нашего времени».
Музеи «Абрамцево» и «Тарханы» выставляют оригинальные эскизы к картине «Демон поверженный» 1901 года из своих коллекций.
Говоря о Врубеле, нельзя не вспомнить о Мамонтовых и усадьбе Абрамцево. Глава семьи Савва Иванович Мамонтов, известный промышленник, меценат, владелец усадьбы, сыграл большую роль в судьбе художника, разглядев в нем могучий талант при первом же знакомстве и приблизив к себе.
В тесном общении с семьей мецената художник создавал «лермонтовские» иллюстрации, среди которых самая большая серия посвящена поэме «Демон»!. В Москве, в доме Мамонтова, был написан «Демон сидящий».
Демон, «изгнанник рая», «зла избранник», для поэта-романтика стал образом бунтаря-одиночки, протестующего против пошлости в существующем миропорядке. Демон - космическое Зло, порожден отрицанием земного зла во имя высоких стремлений. Эта «демоническая диалектика» сложилась уже в юношеских стихотворениях Лермонтова и достигла своего высшего развития в поэме, над которой он работал почти всю жизнь.
Иллюстрации Врубеля по своей символической обобщенности, философской глубине оказались равными произведениям поэта. Сочетание поэзии и графики образует вершину творческого содружества художника и поэта.
«Демон поверженный» - это самостоятельный образ Врубеля. У Лермонтова Демон - побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, по-прежнему могучий. У Врубеля - гневный, но обессиленный, с переломанными крыльями, на которых он уже не может взлететь. Эта работа отражает процесс мучительной борьбы художника с обуревавшей его в то время болезненной изменчивостью сознания.
Главное духовное родство Врубеля и Лермонтова - в стремлении к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Но они не находили этого в окружающей действительности, и потому столько трагического в творчестве и поэта, и художника, а их имена связаны неразрывно в русской культуре.

Выставка работает до 21 октября 2018 года.
Часы работы: с 9.00 до 17.00.
Местонахождение: выставочный зал музейно-просветительского центра музея-заповедника «Тарханы».

Статьи по теме