Мечеть айя софия - собор святой софии фото история храма. Святая софия в стамбуле Мечеть софия

В целом является музей Айя-София . Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ “золотого века” Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет). Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, “висящий” над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.

История Собора Святой Софии

Еще до строительства нынешнего здания Святой Софии , в 324-337 годах при византийском императоре Константине I, на этом месте была построена небольшая базилика. В период с 360 по 380 год, базилика находилась в руках ариан (по приказу Константина I в 325 году в г. Никея /сегодня город Изник/ был созван I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, и принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан). Император Феодосий I в 380 году передал базилику православным и лично ввёл в собор , вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Базилика построенная при византийском императоре Константине I, сгорела во время народного восстания в 404 году. В 415 году, уже вновь выстроенная церковь также была уничтожена пожаром. Повелением императора Феодосия II в том же году и на том же месте была выстроена новая базилика. Она просуществовала более 100 лет и сгорела дотла 13 января 532 года во время бунта “Ника”.

“Церковь Премудрости Божией”

История нынешнего здания “Церкви Мудрости” началась почти полторы тысячи лет назад, когда император Юстиниан , подавив восстание “Ника”, повелел построить новую церковь на месте разрушенных храмов -предшественников. Для руководства постройки нового храма Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Новый храм должен был символизировать величие империи и превзойти грандиозностью и роскошью все когда-либо существовавшие храмы.

Строительство собора

Строительство собора длилось 5 лет, а трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. В отделке был употреблен мрамор из Мраморного острова / Мармара Адасы (Остров в Мраморном море, знаменит месторождением белого мрамора, давшее название острову и Мраморному морю) и из . Колонны для церкви привезли из разных храмов: колонны из зелёного мрамора из великолепного , а порфировые колонны из храма Солнца в Риме. Тут, впервые применяются так называемые “пендантивы ” – треугольные сферические элементы купола, при помощи которых можно возвести купол над четырехугольной конструкцией здания. Собор Святой Софии был торжественно открыт 27 декабря 537 года, но страдал от землетрясения не один раз. А в 1204 году, когда участники 4-го крестового похода разграбили Константинополя , Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, в том числе и Туринская плащаница.

Мечеть Айя София

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Отели рядом

Время работы музея Айя София:

Зимой:
с 1 Ноября по 15 Апреля: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 17.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
Весной, Летом и Осеню:
с 15 Апреля по 1 Ноября: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 19.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
Входная плата составляет 60 лир (2019 год).

Фото Айя Софии в Стамбуле






Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать - внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами - это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще - здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам - Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии - первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.


В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его .

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...
02.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.

Алтарная часть в апсиде.
26.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный - темно-синий на золотом фоне - сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.

С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

45.

У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса - это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.

На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.

Сейчас мы зайдем в правый неф.
74.

Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.

С вами снова Марина и сегодня мой рассказ об историческом памятнике, который является одним из главных символов Стамбула - это мечеть Айя-София (бывший собор Святой Софии). В своих предыдущих рассказах я не раз упоминала об этом потрясающем здании с просто фантастической историей, невероятным переплетением христианства и мусульманства.

Мечеть Айя-София считается одним из восьми чудес света, а также одним из важнейших архитектурных строений мира. Это один из редчайших памятников, дошедших до наших дней в такой великолепной сохранности.

Находится здание в районе Султанахмет напротив , их разделяет красивый зеленый сквер с фонтаном. Собственно говоря, изначально это был православный собор, потом, при Османах, мечеть, а сейчас это музей. Но обо всем по порядку.

Самое первое здание собора было построено в 4 веке византийским императором Константином I. Простояло оно недолго и погибло при пожаре. В 6 веке собор Святой Софии был отстроен заново византийским императором Юстинианом и стоит до сих пор. Разумеется, архитектура храма претерпела значительные изменения, пережив не одно землетрясение, которые нередки в этих местах. Особенно пострадал от землетрясения купол, который фактически был отстроен заново, увеличен в размерах и укреплен дополнительными конструкциями, от которых внешний вид здания сильно изменился.

В строительство храма Юстиниан вложил огромные средства. Готовое здание отличалось невиданными по тем временам размерами, великолепием и роскошью интерьеров. Стены и полы украшали ослепительной красоты золотые мозаики. Это должно было внушать мысль о мощи Византийской империи и церкви. Почти 9 веков здание служило Патриаршим православным собором. Конечно, на протяжении этого времени храм неоднократно и разрушался, и восстанавливался, и грабился. Например, в начале 13 века храм был разграблен крестоносцами, а до этого там хранилась Туринская плащаница.

В 1453 году Константинополь был завоеван султаном Мехмедом II (Завоевателем). Собор Святой Софии прекратил свое существование как православный храм и был превращен в мечеть. Были достроены четыре минарета и переделано внутреннее убранство. Проще говоря, все великолепные фрески и мозаики были скрыты под слоем штукатурки, а вместо них по стенам и колоннам были развешаны круглые щиты с изречениями из Корана. Отныне собор стал называться мечетью Айя-София. Во время правления султанов собор также подвергался переделке и реставрации. Большинство мозаик и фресок благополучно сохранились до наших дней, и ученые считают, что это произошло именно благодаря тому, что на протяжении веков все было скрыто слоем штукатурки.

В 1935 году правитель страны Мустафа Кемаль Ататюрк издал декрет, согласно которому собор-мечеть был превращен в музей. Фрески и мозаики были освобождены от скрывавших их слоев штукатурки. Сейчас на стенах можно увидеть и лики святых, и щиты с цитатами из Корана. Это сочетание не может не удивлять.

В настоящее время мечеть Айя-София поражает не роскошью интерьеров, утраченной со временем, а грандиозностью внутреннего пространства. Высота купола составляет 55,6 метра, а его диаметр 31 метр. Стоя внизу, чувствуешь мощь и величие храма и ощущаешь себя просто пылинкой. Одна мысль о том, что этим древним стенам уже 15 веков, вызывает внутри какой-то трепет.

При желании можно подняться на балкон, откуда открывается великолепный вид на убранство собора.

Внутреннее пространство собора освещается красивыми бронзовыми люстрами с электрическими лампочками. Представляется, что раньше вместо лампочек были свечи.

К достопримечательностям Святой Софии относится колонна желаний, так называемая «плачущая колонна», покрытая медью. Говорят, она обладает целебной силой и вообще способна творить чудеса. Через эту колонну внутри сочится вода. Существует поверье, что если положить большой палец руки в специальное отверстие и, ощутив влагу, умудриться повернуть руку на 360 градусов, загадав при этом желание, то оно обязательно сбудется.

Еще одна диковинка — «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

Вот несколько мозаик и фресок, извлеченных из-под штукатурки:

С того дня, когда Святая София открылась как музей, американский Византийский институт постоянно ведет работы по восстановлению мозаик.

В настоящее время существует международное движение «Совет по освобождению Святой Софии», цель которого — вернуть собору Святой Софии Премудрости Божией статус действующего православного храма, так как считается недопустимым, чтобы великая христианская святыня была музеем или мечетью.

Но пока мечеть Айя-София национальный музей, вход в который стоит 25 лир, плюс 10 лир стоит аудиогид. Музей работает с 9.20 до 16.30 каждый день, кроме понедельника. Продажа билетов заканчивается в 16.00.

Лучше прийти в музей с утра, пока очереди не такие большие. Не пренебрегайте услугами частного гида, он возьмет немногим больше, чем в кассе, но проведет без очереди и рассказывать будет только для вас.

Вот и все на сегодня, надеюсь, вам было интересно. До встречи в следующем рассказе о Стамбуле!

Мечеть Султанахмед (Мечеть Султана Ахмета, «Голубая мечеть») - вторая по величине после мечети Сулеймание и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывет шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии. Мечеть является одним из символов города.

Мечеть заложил султан Ахмед I, имя которого и носит мечеть, в 1609 году. Архитектором мечети является ученик знаменитого Синана - Седефкар Мехмет Ага, который решил превзойти своего учителя. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огоромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метров и высотой 43 метра. Купол опирается на пять огромных колонн, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы - традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена - свет падает из 260 окон.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в состав которого вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.
Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов - предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.

Софийский собор.

Софи́йский собо́р, Собор Святой Софии, Агия-София - выдающийся памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, в настоящее время является музеем и одним из символов города. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55 метров, диаметр купола 31 метр.

Собор был построен в 324-337 годах при Византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания.

В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору пристроили три минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции - алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-София, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Текст статьи обновлён: 2.02.2019

В предпоследней главе с отчетом о путешествии по Турции на автомобиле мы посмотрели снимки обычных улочек Стамбула и получили представление об основных моментах богатейшей истории древнего города, узнали, каким образом она связана с нашей страной. Сегодня публикую заключительную, часть отзыва. Будем любоваться интерьерами самых знаменитых объектов Константинополя: мечети Султанахмет, подземного водохранилища Цистерна Базилика и главного храма для православных верующих — Айя-Софии.


Отзыв об экскурсии в Голубую мечеть в Стамбуле

Официально голубая мечеть называется Султанахмет (Sultanahmet Camii). Расположена она в европейской части города, в том же месте, где сосредоточены и другие известные достопримечательности Стамбула: Цистерна Базилика, Гранд-Базар, Галатский мост, дворец Топкапы и, конечно же, известный на весь мир Собор Святая София Константинопольская. Возведена мечеть архитектором Седефкаром Мехмет Ага в период с 1609 — 1616 гг. по приказу молодого султана Ахмеда I. Европейские туристы называют Султанахмет Голубой мечетью, поскольку интерьер украшают двадцать тысяч керамических изразцов лазурного цвета.

Султанахмет — одна из трех мечетей в Турции с шестью минаретами (две другие: современные Sabancı Merkez Camii в городе Адана и Hz. Mikdat Mosque в Мерсине). Гиды рассказывают туристам разные легенды о Голубой мечети. Одна из них про минареты: мол Султан Ахмед I приказал сделать минареты из золота, но казна империи была пустая. Тогда архитектор предложил вместо 4-х построить 6 минаретов, чтобы Султанахмет была особенной.

Поскольку к площади Султанахмет мы подошли со стороны Египетского обелиска, то первой достопримечательностью, посещенной нами в то утро, стала Голубая мечеть. Несмотря на то, что время было не раннее, туристов здесь еще не слишком много.

Во двор культового сооружения можно пройти свободно, но, в отличие от Айя-Софии, Султанахмет – это действующая мечеть, поэтому здесь нужно соблюдать особые приличия при посещении.

Мечеть впечатляет своими размерами, колоннами и арочными террасами. К сожалению, когда мы пришли, приближалось время полуденной молитвы — на посещение оставалось не более получаса.

Постояли в очереди. Катя получила голубую «юбку» и платок.

До сих пор в мечети мне доводилось побывать лишь один раз: посетил Кул-Шариф в Казани. Поэтому сравнить мне особо не с чем. Но то, что мы увидели в Султанахмет, поражает своим величием, легкостью и красотой!

Особая, воздушная атмосфера в мечети создается лучами света, проникающими в помещение через 260 окон.

Размеры центрального зала составляют 64*72 метра. Диаметр главного купола -23,5 метра. У западных ворот когда-то висела железная цепь – султан, въезжая через них на коне, был вынужден пригибаться, тем самым выражая почтение Аллаху.

Огромный купол поддерживается четырьмя громаднейшими колоннами. Диаметр каждой из них — 5 метров.

Кроме самой мечети, в комплекс входит медресе, больница, почивальня и кухня. Но в XIХ веке госпиталь и дом для отдыха были разрушены.

Правила посещения Голубой мечети

Мечеть Султанахмет является действующим религиозным заведением, поэтому при ее посещении у Туристов возникают вопросы о стоимости билетов, о том, как одеваться, где оставить обувь и тому подобное. Ниже ответы на подобные вопросы.

  1. Лучше всего запланировать экскурсию так, чтобы очутиться в районе Голубой мечети в первой половине утра. Молитвы проводятся пять раз в сутки. Первая — на рассвете, последняя — на заходе солнца. Мечеть закрывают для туристов на 90 минут во время каждой молитвы. Желательно избегать посещения в это время (особенно в полдень в пятницу) или в течении получаса, после призыва муэдзина.
  2. На входе бесплатно выдают пластиковые пакеты для обуви, которую нужно снять, входя в храм. Учтите, что за вход денег не берут.
  3. Женщины должны укрывать голову при входе в мечеть (косынки также выдают бесплатно). Носить их нужно так, чтобы одинаковое количество ткани использовалось с обеих сторон. Один конец нужно обернуть вокруг шеи, закинув за плечи и укрыв их. Не нужно закрывать лицо, прячьте лишь волосы.
  4. Внутри мечети нельзя шуметь и пользоваться вспышкой на фотоаппарате, без причины пялиться и фотографировать молящихся людей.
  5. На выходе пластиковые пакеты для обуви и платки сдаются. Вы можете сделать пожертвования на содержание данного религиозного комплекса.

Адрес голубой мечети: Sultanahmet Mh., At Meydanı No:7, 34122 Fatih/İstanbul. GPS координаты: 41.005699, 28.977012.

Вышли из мечети, заряженные каким-то позитивом, впечатленные масштабами строения. Следующая экскурсия в Айя-Софию.

Но погода стала портиться: набежали тучи, вот-вот случится ливень. В кассы Айя-Софии — очередь, поэтому бежим под землю: в Цистерну Базилика. Вход в нее находится в небольшом зданьице напротив Айя-Софьи слева (если стоять на площади Султанахмет лицом к храму и спиной к мечети).

Фотография 12. Туристы на площади Султанахмет. Цистерна Базилика — за деревьями, слева от Айя-Софии. Какие достопримечательности можно увидеть в Стамбуле за полдня. 1/320, -0.67, 320, 14.

Отзывы об экскурсии в Цистерну Базилика

Как жалко, что сюда нельзя пронести штатив! Покупаем билет, спускаемся по ступенькам вниз, и оказываемся в зазеркалье…

Цистерна Базилика (по-гречески — Βασιλική Κινστέρναı, по-турецки — Yerebatan Sarnıcı, что значит «цистерна, погруженная в землю») – это крупнейшее из нескольких десятков античных водохранилищ Константинополя. Построена она в 150-ти метрах от Айя-Софии, под площадью Стоа Базилика (Stoa Basilica) на первом холме Константинополя.

Строить водохранилище начали при римском императоре Константине I (306- 337 гг.), а закончили 532 году нашей эры. По своим размерам Цистерна Базилика – это как собор, закопанный в землю: 138 на 64,6 метров. Здесь содержался запас воды на случай засухи или войны (80 тыс. куб. метров). Для строительства водохранилища со всех концов империи свозили мраморные колонны, ранее стоявшие в античных храмах. Всего их 336 штук: 12 рядов по 28 колонн высотой 9 метров.

Все колонны отличаются по стилю. Особенно впечатляют туристов две: с головами медузы Горгоны в основании. Никто из археологов не смог узнать, из какого храма их доставили.

С момента своего строительства Цистерна Базилика несколько раз реконструировалась: первый — в 1723 году (год основания Екатеринбурга), восстановительные работы провел архитектор Мухаммад Ага из города Кайсери, во второй раз — в XIX веке. В 1968 году отремонтировали треснувшие колонны и каменную кладку стен. В 1985 году Стамбульский метрополитен провел генеральную уборку: вывезли 50 тысяч тонн хлама. Для туристов достопримечательность открыли в 1987 году.

Время работы музея «Цистерна Базилика» — с 9 до 17:30 (зимой), кроме первого дня во время религиозных праздников, и первого января. Летом достопримечательность открыта на один час дольше: до 18:30. Цена билета — 20 лир (6,5 долларов) с одного туриста.

Выходим на улицу. Дождь закончился. Можно подкрепиться вкуснейшей вареной кукурузой и идти стоять в очереди в музей Айя-София.

Во многих отчетах туристов перед поездкой в Турцию мне приходилось читать советы приходить сюда заранее, чтобы не ждать по нескольку часов. Ну, наверное, июнь 2016 года — особенное время, и из-за терактов сократилось число европейцев, а российским туристам запретили вообще продавать сюда путевки. Поэтому в кассу стояло не более пятидесяти человек, и на покупку билетов мы потратили не дольше 15-ти минут.

Собор Святой Софии (Премудрости Божией матери, Святая София Константинопольская, Айя-Софья (по-гречески Ἁγία Σοφία)) – наверное, самое известное и впечатляющее здание Стамбула.

И это – третья реинкарнация храма. Сначала, 15 февраля 360 года, Константин II построил акрополь, представляющий собой традиционную латинскую Базилику с колоннами, галереями и большой балочной крышей. В 404 году первая София, сгорела во время бунта.

Затем император Феодосий II открыл 10 октября 405 года новую версию, простоявшую до 532 года, когда во время «Бунта Ника» его снова сожгли и разрушили.

И вот уже через несколько дней после разрушения император Юстиниан I повелел заложить Айю-Софию v 3.0, которая должна была стать краше и величественнее, чем ее предшественники.

Здание Собора Святой Софии состоит из 2-х этажей, в центре — гигантский неф, покрытый огромным куполом, окруженным куполками поменьше.

Размеры храма впечатляют: 82 на 72 метра в плане, диаметр купола 33 метра, высота — около 55 метров. Представьте только, более 1500 лет назад построили эту громадину, не имея кранов, экскаваторов и грузовиков! В те времена, более 1000 лет с момента своей постройки, Святая София Константинопольская, оставалась самым крупным храмом христианского мира, пока в Риме не воздвигли Собор Святого Петра.

За 1400 лет, что Айя-София украшает город, она побывала собором, мечетью (после падения Константинополя в 1453 году и захвата его османами), а теперь является музеем (с 1935 года).

История строительства Айя-София началась в 532 году нашей эры, когда бунт Ника, одно из самых масштабных восстаний в истории города, поразил Константинополь.

В то время во главе империи стоял Юстиниан I, правивший страной уже в течение 5 лет и утративший популярность у населения. Столкновения начались на ипподроме, с потасовки между двумя группами, болельщиков (синяя и зеленая), быстро распространились по городу под крики «Ника» (по-гречески, победа) желавших свергнуть ненавистного тирана. Народу не нравились высокие налоги – вот, что было причиной «бурления масс». Император стянул войска и жестоко покарал, бунтовщиков.

На месте сожженного во время бунта храма решено заложить новый, еще более прекрасный. Античный стихотворец Павел Силенциарий, современник строительства, описывал Айя-Софию, как триумф Юстиниана I и всего христианства: «Я говорю! Прославленный Римский Капитолий, уступи дорогу! Мой император превзошел это чудо, как Бог превосходит идолов!». В общем, Россия – наследница Византии, и, как видно, льстить царям научились у нас издревле.

Для строительства собора император Юстиниан I прислал двух лучших специалистов, своего времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Профессор W. Eugene Kleinbauer пишет, что «современники не называли их архитекторами (хотя в 6 веке, это слово уже было в обиходе), их величали mechanikoi или mechanopoioi , а эти термины означают очень небольшое количество практиков искусства проектирования зданий, машин или других сложных конструкций.

Архитекторы возвели собор за рекордные 6 лет. Для сравнения, собор Нотр-Дам де Пари в Париже средневековые строители строили почти 100 лет. Спешка стала причиной некоторых проблем: античные источники (как писатель Прокопий Кесарийский) сообщают, что у строителей были проблемы с возведением купола — конструкция чуть не упала во время стройки. Для распределения веса купола, использовалась система колонн. «Колонны были не рассчитаны на такую массу, и неожиданно стали расходиться в стороны», — пишет Прокопий Кесарийский. Тем не менее, Исидор и Анфимий заставили куполообразную крышу стоять.

Вид собора поражал. «Кажется, купол не лежит на твердых стенах, а свисает с небес на той золотой цепи», – написал Прокопий Кесарийский.

К несчастью, купол так и не устоял: рухнул через пару десятков лет. И уже Исидор Младший воздвиг новую крышу, простоявшую (с небольшими реконструкциями) 1400 лет до наших дней.

Купол Айя-Софии лежит не на цилиндре, а на «парусах» — сферических треугольниках, венчающих колонну. Они-то и позволяют удерживать такую огромную массу и выполнить помещение в виде квадрата.

Под куполом — 40 окон, через которые попадает солнечный свет в храм. Во времена Юстиниана I стены были позолоченными, и казалось, что свет растворял стены и создавал атмосферу священной тайны… Как говорят, император вошел в построенный храм, и произнес: «Соломон, я превзошел тебя!» (речь идет о, Иерусалимском храме).

Современные посетители отмечают, что в Айя-Софии есть два уровня: первый этаж и галерея выше. Наличие этих двух этажей может говорить о том, что людей в Византийской империи делили по полу и сословию.

Часть галереи служила для императора и его супруги. В неф можно войти через девять дверных проемов. Центральные имперские ворота служили дверью для императора и его слуг.

На момент открытия убранство Айя-Софии, по-видимому, было очень простым: например, из украшений — только кресты. Но со временем оно менялось, появлялись орнаменты и мозаики. В течении столетий после Юстиниана I добавлялось большое количество мозаик, портретов императоров и членов их семей, изображений Христа.

Однако, в VIII-IX веках наступает период иконоборчества в Византийской империи и некоторые мозаики были уничтожены. Иконоборчество бушевало в период с 726 по 787 и с 815 по 843 годы. В это время издан закон «О запрете изображений людей», крест объявлен наиболее приемлемым украшением для византийских церквей. Борцы с иконами боялись, что молящиеся направят свое почитание картинке, а не святому человеку, на нем изображенному. В общем: «Не сотвори себе кумира».

Как перестали бороться с иконами, каждый новый император желал оставить на стенах Айя-Софии свое селфи. Самая известная мозаика выложена на абсиде храма – четырехметровая Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях. Её выложили 29 марта 867 года на высоте 30 метров, над имперскими входными воротами в собор.

На втором этаже есть мраморные ворота — выбивающиеся из общего стиля. В зале исцарапаны стены. Ученые нашли надписи типа: «Здесь был Хальвдан…». Оставили их викинги в IX веке. Учитывая то, что русы пришли, скорее всего из Скандинавии, может, вещий Олег эти каракули и накарябал (моё личное ни на чем не основанное мнение).

Следующая страница в истории Айя-Софии открылась в 1453 году, когда Константинополь пал под натиском армии султана Мехмеда II, а Византийская империя прекратила свое существование.

К этому моменту держава уже долгие годы переживала агонию, Собор Святой Софии стоял в плачевном состоянии. Тем не менее, христианский храм произвел на османского правителя такое огромное впечатление, что он решил превратить его в мечеть. «Какой купол может соревноваться с десятью сферами небес! В этой работе превосходный мастер продемонстрировал всё, что знает архитектурная наука!» — писал османский историк Турсун-Бей.

К церкви пристроили четыре высоченных минарета (60 метров): «Одни из самых высоких, из когда-либо построенных». Все мозаики закрасили краской, кроме «Девы Марии с младенцем Иисусом» на апсиде. Кроме того, на колонны, обрамляющие апсиду и неф, повесили четыре монограммы халифов.

Стиль Айя-Софии, в частности, ее купола, влияли на османскую архитектуру еще долгие годы. Наиболее заметно это на примере внешнего вида Голубой мечети, построенной в Стамбуле в XVII веке.

В 1934 году правительство Турции секуляризовало Айя-Софию и превратило ее в музей. Турецкий Министерский Совет объявил, что, «из-за исторической значимости преобразование мечети, уникального архитектурного памятника искусства, расположенного в центре Стамбула, в музей благосклонно встретит Восточный мир. И превращение музея станет поводом для человечества, создать новый институт знаний».

Исследовательские, ремонтные и реставрационные работы в соборе продолжаются и по сей день. Святая София Константинопольская теперь — один из главных центров притяжения туристов в Стамбул.

Время работы музея Айя-София в летнее время (с 15 апреля по 25 октября) — с 9 до 19: 00. Билеты перестают продавать за один час до закрытия. В зимний сезон с (25 октября по 15 апреля) достопримечательность открыта с 9 до 17:00. Цена билета — 40 лир (14 долларов США). Координаты GPS: 41.008253, 28.979386.

Как сэкономить на посещении музеев в Стамбуле

В общей сумме стоимость билетов на экскурсию по знаменитым местам Стамбула оказывается ощутимой для кошелька туриста. Снизить затраты можно, купив музейную карту (Museum Pass Istanbul). По состоянию на декабрь 2016 года, ее цена составляет 85 турецких лир (приблизительно, 5 долларов США), то есть скидка составит около 35 лир.

Главное преимущество музейной карты — в музеи можно проходить без очереди!!! То есть турист имеет возможность существенно сократить потери времени.

Вот список музеев, которые можно пройти без дополнительной оплаты и без очереди:

  1. Собор Святой Софии (Hagia Sophia Museum).
  2. Дворец Топкапы и Гарем (Topkapi Museum and Harem).
  3. Археологический музей (Archaeological Museum).
  4. Музей мозаики (Mosaic Museum).
  5. Музей турецкого и исламского искусства (Museum of Turkish and Islamic Arts).
  6. Музей истории науки и технологий в Исламе (Museum of the History of Science and Technology of Islam).
  7. Музей Хора (Сhora Museum).
  8. Галата Мевлеви (Galata Mevlevi House Museum).
  9. Дворец Йылдыз (Yildiz Palace).
  10. Крепость Румели Хысар (Rumeli Hisari Museum).
  11. Музей Фетхие (Fethiye Museum).

Детям до 12 лет вход бесплатный. Музейная карта Museum Pass Istanbul безличная, но в один музей можно войти только единожды, то есть на семью из двух человек нужно покупать две штуки. Не путайте музейную карту для туристов с такой же, для граждан Турции: она называется «Müzekart» и стоит 30 турецких лир, иностранцам не подходит.

Конечно, за то время, что мы пробыли в Стамбуле (вечер в первый день по прилету в Турцию, вечер после возращения из Эскишехира, и один полный день) – очень и очень мало для знакомства с этим прекрасным городом. Атмосфера там такая, что можно даже не ходить ни в какие музеи: приятно просто сидеть на лавочке и глядеть на прохожих, наблюдать за вездесущими чайками и кошками.

Надеюсь, мы еще побываем в этой колыбели православной цивилизации… а в тот хороший день 4 июня 2016 мы вышли из Айя-Софии, пообедали в кафе и вернулись отдохнуть в гостиницу «Amaros Apartments». Вечером сели в трамвай Т-1 и, с пересадкой на метро, добрались в аэропорт. Отпуск в Турции закончился.

Вот мы с вами пришли к логическому концу эпопеи с четырнадцатью главами рассказа об отдыхе в Турции в мае-июне 2016 года. Потрясающе интересная страна, благодушные люди, великолепная природа и богатая история – делают ее такой привлекательной для десятков миллионов туристов со всего Света… и для нас так же.

Если вы читаете этот отчет, побывав в Турции уже после нашего отпуска, черкните пару строк с отзывами, пожалуйста! Может, ваша информация пригодится другим отдыхающим. Удачного отдыха, друзья!

P.S. Посмотрите профессиональное видео «Стамбул с воздуха» — множество достопримечательностей, в том числе и тех, что мы не увидели. Почувствуйте атмосферу этого старинного города.

Статьи по теме