Николаевский дворец архитектор. Николаевский дворец (Дворец Труда). На ажурной чугунной решетке балкона Александры Петровны видны ее вензеля — "АП"

Дворец представляет интерес не только в историческом, но и в архитектурно-художественном плане. Он построен в стиле неоренессанса. Парадный двор окружает красивая чугунная решетка. Широкие ионические пилястры украшают первый этаж, а второй - коринфские колонны. В декоре дворца использованы лепнина и орнаментальные скульптурные вставки. Архитектурные стили барокко и ренессанс определяют характер внутреннего убранства дворца. Исключительно хороши танцевальный зал с колоннами и хорами, парадная лестница.

Любуясь этим дворцом, неизбежно думаешь о том, сколь велика ответственность, как теперь говорят, VIP-персон перед обществом: у них огромные возможности и сила примера. Жизнь обитателей Николаевского дворца показывает, что их высокое положение они действительно использовать не смогли, способствовали ухудшению ситуации в России.

Великий князь Николай Николаевич-старший (дядя Низи, 1831-1891 гг.) был сыном Николая I и братом Александра II, был женат на принцессе Ольденбургской Александре Петровне (1838-1900). Он был генерал-инспектором по инженерной части (1852), командиром Отдельного Гвардейского корпуса (1862-1864), главнокомандующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа (1864-1880), генерал-инспектором кавалерии (1864). Вел себя как диктатор по отношению к подчиненным, ради своей выгоды мог выслуживаться перед императором, был способен на обманы и жульничество, тем не менее всегда занимал важные посты. Когда он был главнокомандующим в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., то был замешан в махинациях с поставками фронту, дело шло к суду, который под давлением свыше смогли отменить, а «дело» закрыть, поскольку неизбежно пришлось бы раскрыть не только дела махинаторов, но и участие в их аферах главнокомандующего.

Николай Николаевич любил свободу не только в деловых операциях, но и в личной жизни. Он влюбился в балерину Е.Г. Числову (1845-1889), сделал ее своей любовницей, стал открыто жить с ней, у них родились два сына и две дочери. Числова полностью подчинила его своей воле. Числова, обладавшая вздорным характером, устраивала ему громкие скандалы, гремевшие на весь Петербург, могла наносить ему побои, над его синяками и неизбежными ранами смеялся весь город. Но стареющий великий князь все терпел и любил свою «инженю» и их детей. Он завалил их дорогими подарками, сверх меры обеспечил в финансовом плане, полностью содержал их всех. Его законная жена, страдавшая от своего унизительного положения оставленной женщины, да и еще фактически выгнанной из дома мужа, устроила под Киевом монастырь, стала монахиней и его настоятельницей (после чего ее супруг стал еще в большей мере ощущать себя абсолютно свободным в Петербурге).

Район Благовещенской площади (современное название - площадь Труда) долгое время считался захолустным, хотя и начали его застраивать одновременно с постройкой города: с начала 1720-х годов здесь располагался Канатный двор, работавший по заказам Адмиралтейства; позже были выстроены казармы (архитектор Ф.И. Волков). Но в середине XIX века всё изменилось: район стал активно застраиваться, на площади был выстроен Благовещенский храм (взорван в 30-х годах ХХ века), возведён одноимённый мост через Неву (в советский период - мост Лейтенанта Шмидта), а кроме того государем-императором Николаем I задумано именно здесь построить резиденцию для своего сына, Николая Николаевича. Тому едва исполнилось 20 лет, и дворец должен был стать подарком к будущей присяге.


Утраченная Благовещенская церковь

В качестве архитектора будущего дворца был приглашён А.И.Штакеншнейдер, уже хорошо известный петербургским жителям. Впрочем, его не сразу назначили на этот пост: было решено провести архитектурный коркурс на постройку новой великокняжеской резиденции. Архитектор Н. Л. Бенуа даже успел предоставить чертежи. Но в конце концов Кабинетом Его Императорского Величества для работы был выбран Андрей Иванович Штакеншнейдер. Младшими архитекторами были назначены Август Ланге и Карл Циглер. Строительство по проекту Штакеншнейдера вели архитекторы А. П. Брюллов, К. А. Тон и Р. А. Желязевич.

Большой поклонник эклектики, Штакеншнейдер выбрал для нового дворца стиль итальянского ренессанса. Оформление дополнено скульптурными вставками специфичными для каждого этажа. Портик на первом этаже состоит из четырех гранитных колонн и отличается от классического исполнения тем, что не является смысловым центром всей композиции. Здесь же используются широкие ионические пилястры, которые на втором этаже сменяются коринфскими колоннами. Третий ярус Николаевского дворца оформлен более короткими пилястрами, что создает иллюзию сокращения высоты здания. Со стороны площади и соседних улиц дворец окружен чугунной ажурной решеткой, которая тем не менее позволяет рассмотреть фасады в деталях.


Вход с Благовещенской площади


Со стороны Галерной улицы

Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года. В основание здания был положен ковчежец с золотыми и серебряными монетами, позолочёная медная доска с гравированной надписью об этом событии.

Проект Николаевского дворца предусмотрел появление не только жилья для Николая Николаевича, но и манежа, конюшен, флигеля для прислуги. Николаевский дворец занял территорию в два гектара. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны, было возобновлено в 1856 году. Для этого из Департамента Уделов было выделено более трёх миллионов рублей. Церемония открытия и освящения Николаевского дворца состоялась 1 декабря 1861 года.

В Николаевский дворец великий князь переехал вместе со своей супругой Александрой Петровной (принцесса Александра-Фредорина-Вильгельмина Ольденбургская). Ему было 30 лет, а ей 23. Со времени свадьбы в 1855 году и до открытия своей резиденции они жили в Зимнем дворце.


Великокняжеское семейство

Для оформления Вестибюля использовался камень, оставшийся от постройки Исаакиевского собора (его назвали "казённый камень"). Лестница была украшена семнадцатью картинами работы художника Николая Тихобразова. Анфилада второго этажа (бельэтажа) начиналась Белой гостиной, украшенной лепными десюдепортами и живописными панно. Далее - Малая столовая, Китайская гостиная. В центре западного фасада - парадная приёмная (Розовая гостиная), потолок которой украшал плафон "Суд Париса" художника А. Ясевича. В северо-западной части бельэтажа находились Танцевальный и Банкетный двусветные залы (высотой в 17 метров). Танцевальный зал украшали скульптуры работы Иенсена. Мебель для парадных залов была изготовлена мастером Андреем Туром.

В восточной части дворца на втором этаже располагались покои Великого Князя и его супруги, детские комнаты - на первом этаже. Северо-западная часть дворца предназначалась для воспитателей, а так же для гостей. Кроме того, там находился Рекреационный зал (для подвижных спортивных игр).

Николаевский дворец был очень продуман технически: в нём были водопровод, канализация, телеграф, гидравлический лифт с кабиной, декорированной красным деревом и громоотвод.

22 ноября 1868 года, в день помолвки племянницы Николая Николаевича герцогини Евгении Максимилиановны Лейхтенбергской с принцем Александром Петровичем Ольденбургским, в Николаевский дворец прибыла княгиня Татьяна Борисовна Потёмкина. Во время её подъёма в церковь лифт неожиданно упал с самой высоты. Кабина развалилась, княгиню с трудом извлекли из под обломков. Потёмкину оставили на два месяца во дворце, после чего отправили домой.

К Николаевскому дворцу примыкал манеж, выполненный в арабском стиле и соединённый со дворцом отдельным переходом. В нём были две комнаты для обслуги и помещение, в котором устраивали выставки породистых собак, лошадей или племенного скота. Великий князь Николай Николаевич был членом различных сельскохозяйственных и спортивных обществ. Для прислуги был построен отдельный пятиэтажный корпус.

В центре сада находился круглый ледник в виде грота из красного финского гранита.


Современный вид из окна бывшего кабинета Великого Князя

На дореволюционных фотографиях и рисунках можно увидеть, что домовая церковь во дворце была увенчана семиколокольной звонницей. В советское время колокольню разобрали и до сих пор не восстановили. Церковь вмещала до 60 человек. В 1872 году под алтарём была устроена часовня с приделами великомученицы Варвары и апостола Петра.

Интересна история создания церкви. Когда великий князь Николай Николаевич в 1850 году был в Ростове, он обратил внимание на полуразрушенную церковь в древнерусском стиле и пожелал в своём доме иметь подобный храм. Его желание было исполнено. Для снятия обмеров церкви в Ростов был отправлен архитектор Рихтер. Его планами и руководствовался Штакеншнейдер при создании домовой церкви. Художественное оформление храма создавалось под наблюдением специально приглашённого для этого мюнхенского профессора церковной живописи Людвига Тирша. В момент переселения во дворец иконостас домовой церкви ещё не был расписан. Молодая хозяйка взяла шефство над его оформлением. Она сама выбирала сюжеты для его росписи. Двусветная домовая церковь Николаевского дворца была освящена протопресвитером В. Б. Божановым 24 октября 1863 года во имя Божией Матери всех скорбящих радости. Вход в неё был с парадной лестницы, сюда мог прийти помолиться любой желающий.

В 1872 году великий князь посетил Иерусалм. Там его впечатлила "Пещера Гроба Господня". Возвратившись в Петербург Николай Николаевич захотел иметь в своём дворце её подобие. Настоящая копия пещеры была создана по проекту Ф. С. Харламова. Её освятили 24 декабря 1872 года. Под солеею и алтарём была устроена часовня с приделами великомученицы Варвары и апостола Петра. Её посетители так описали увиденное:
"Из преддверия по узкому и низкому входу мы попали в саму пещеру Гроба Господня. В верхней части входной ниши изображена Богоматерь, держащая тело своего Сына, снятого с креста. Потолок пещеры оштукатурен, пол цементный. Направо от входа находится белокаменное ложе, наподобие настоящего гроба. На стене у гроба висит икона с Воскресением Христовым. В центре мраморного ложа в ковчегах хранятся святыни: камень от гроба Господня и камень с горы Голгофы... Пещера освещена 36-ю лампадами, укреплёнными на своде".

В советские времена церковь оказалась чуть ни единственным помещением дворца, сильно пострадавшим от действий новых хозяев. На данный момент в ней проводится реставрация. Кроме того, как и во времена Великого Князя, любой желающий может зайти для молитвы: церковь действующая.

Николай Николаевич был большим поклонником светских развлечений. Во дворце часто проводились балы, на которых играли лучшие военные оркестры. На балах хозяин предпочитал танцевать с незамужними девицами, а его брат, Михаил Николаевич, - с семейными дамами. Теперь в бальной зале балы более не проводятся: в ней стоят кресла и оборудована сцена:

Александра Петровна балы не жаловала, предпочитая просты домашние радости: рукоделие, воспитание сыновей, ведение хозяйства. В Белой гостиной Николаевского дворца Александра Петровна устраивала благотворительные базары.

Председатель Комитета министров граф П. А. Валуев писал о жизни во дворце: "Всё скучно и стереотипно... Разговор, особенно после обеда, исключительно лошадиный".

Возможно, именно разница в темпераменте и привела к тому, что брак великокняжеского семейства оказался далеко не счастливым. Николай Николаевич имел множество любовниц, среди которых самой любимой была балерина Екатерина Числова. В последние годы жизни Николай Николаевич чаще жил у неё в новой квартире на Почтамтской улице. Когда Николаю Николаевичу сообщали, что к нему в гости собираются родственники, он нехотя ненадолго переселялся обратно в Николаевский дворец.

Числова родила от Великого князя пятерых детей (Ольгу, Владимира, Екатерину, Николая и Галину), и которым в 1883 году были Высочайше пожалованы фамилия Николаевы (этою фамилией именовалась и сожительница великого князя) и права дворянства. В письме императору Александру III от 14 мая 1884 года обер-прокурор К.П. Победоносцев докладывал о настоятельных просьбах великого князя разрешить «дворянке Николаевой» (а также о её собственных ходатайствах перед Санкт-Петербургским митрополитом) иметь домовую церковь ввиду того, что «она не может бывать в приходских церквах»; мнение Победоносцева на этот счёт было скептическим.

Ещё в самом начале романа Великий князь снял для неё квартиру поблизости, в доме на Галерной улице. Её окна выходили прямо на фасад Николаевского дворца. Когда Екатерина была готова к встрече, она выставляла на подоконник две зажжённые свечи. Слуга тут же объявлял о том, что в городе пожар, на который якобы и отправлялся Николай Николаевич, слывший большим любителем пожаров.


Роман великого князя затянулся, и по некоторым данным Николай Николаевич, чтобы как-то оправдать себя в глазах брата-императора, через два года после рождения младшего сына Петра публично обвинил свою жену в супружеской неверности и изгнал ее, отняв все драгоценности и запрещая видеться с детьми. Когда Александр II услыхал о случившемся, то не стал выяснять достоверность, искать правого и виноватого. Он отказался принимать великую княгиню для объяснений и незамедлительно выслал ее за пределы России, якобы для лечения.

Другие источники факт изгнания не подтверждают, а сообщают, что бегство из Петербурга – сознательный выбор самой Александры, она не могла больше терпеть многолетний «загул» мужа.

Во второй половине 1880-х годов в Николаевском дворце начали переделывать интерьеры для повзрослевших детей Николая Николаевича и Александры Петровны. Работы проводились под руководством академика Н. П. Басина. В северо-западной части первого этажа Николаевского дворца поселился Николай Николаевич-младший, в южной - Пётр Николаевич. На первом этаже появились Красная гостиная, Турецкая комната, Оружейная, Мавританская гостиная и другие помещения.

После смерти Великого Князя дворец был передан в ведение Департамента Уделов: содержать его было наследника не по средствам. Долгое время судьба дворца была не ясна. Предполагалось, что он может быть отдан Инженерному училищу, тогда как Инженерный замок отдали бы Публичной библиотеке. Но 25 июля 1894 года последовал указ императора о том, что в Николаевском дворце в ознаменование бракосочетания великой княгини Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем будет устроен женский институт, названный в её честь - Ксениинским. Молодожёны поселились неподалёку от Ксениинского института, во дворце на Мойке, напротив Новой Голландии.

Для нужд института здание перестраивалось под руководством Роберта Андреевича Гедике и Ивана Александровича Стефаница. На первом этаже появились канцелярия, квартира начальницы института и жилые помещения для преподавателей. На втором этаже разместились учебные классы. Двусветный Банкетный зал разделили потолком на два помещения. В нижнем устроили сцену для спектаклей, в верхнем - дортуары для воспитанниц. Конюшню перестроили под столовую, Манеж - под спальни. Все работы обошлись казне в 700 000 рублей. Ксениинский институт торжественно открылся 25 марта 1895 года. На церемонии присутствовал император Николай II.

Ксениинский институт был рассчитан на 350 воспитанниц. Он был ниже Смольного института по рангу, здесь обучались исключительно "полусироты". Учебная программа предусматривала семь классов общего курса и три специальных профессиональных. Специализации было всего две - бухгалтерия и рукоделие. Последниый выпуск из Ксениинского института состоялся 4 марта 1918 года.


Воспитанницы Ксениинского института на главной лестнице Николаевского дворца. Фото мастерской Карла Буллы 1909г.

В марте 1917 года Центральное бюро профессиональных союзов получило заявление 16 профсоюзов:
"Мы, организованные представители пролетариев, заявляем: рабочий класс, создавший и создающий всё материальное могущество страны, всё её богатство, имеет полное право на пользование одним из дворцов для нужд профдвижения Петрограда".

Принципиально это обращение было принято, после чего началось обсуждение конкретных вариантов. Предлагалось передать профсоюзам Аничков дворец, но руководство Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов во главе с меньшевиками и эсэрами препятствовали такому использованию бывших царских резиденций. 11 декабря 1917 года на заседании Совнаркома под преседательством Владимира Ильича Ленина был принят декрет:
"Совет Народный комиссаров, утверждая постановление Народного Комиссара по Министерству Призрения от 26 ноября 1717 года, постановил: передать здание Ксениинского института в ведение Петроградского Совета Профессиональных Союзов для нужд профессиональных организаций".

С тех пор бывший Николаевский дворец известен как Дворец Труда. Торжественное открытие первого в мире Дворца профсоюзов состоялось 8 ноября 1918 года. Тогда здесь состоялся многолюдный митинг. Под звуки "Интернационала" собравшимся был представлен сооружённый перед зданием монумент "Великий металлист" работы скульптора М. Ф. Блоха.

В нём разместились Областной совет и ряд отраслевых профсоюзов, Народный университет профсоюзных работников, Центральная библиотека. Здесь же работала типография, в которой издавались журнал «Вестник профессиональных союзов» и газета «Труд». Для нужд этих организаций часть помещений была вновь перестроена. В 1918 году домовая церковь оказалась закрыта. На её месте появился красный уголок. На месте алтаря был установлен бюст Ленина.

13 марта 1918 года Дворец Труда, где в это время работал первый съезд сельскохозяйственных рабочих Петроградской губернии, посетил В. И. Ленин. Выступая перед делегатами съезда в Актовом зале он произнёс:
"Мне особенно отрадно видеть, что здесь, в Питере, где так много прекрасных зданий, дворцов, имевших совершенно неправильное назначение, товарищи поступили правильно, отобрав эти дворцы и превратив их в места собраний, съездов и совещаний как раз тех классов населения, которые на эти дворцы работали и в течение веков эти дворцы создавали и которых на версту к этим дворцам не подпускали!".

Благодаря новому названию Николаевского дворца в 1923 году Благовещенскую площадь переименовали в площадь Труда. Спустя три года во дворце начала действовать Высшая школа профессионального движения.

Во время Великой Отечественной войны во Дворце Труда располагался госпиталь. Исполком Октябрьского раонного Совета снабдил госпиталь кроватями, матрасами, подушками, посудой, кухонным оборудованием. Перед находящимися здесь ранеными выступали лучшие артисты и ведущие учёные блокадного Ленинграда. Здание серьёзно пострадало от бомбёжек. Его отреставрировали в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

В 1962 году во дворце Труда был открыт Дворец культуры Ленинградского областного совета профсоюзов. Один из парадных залов был превращён в галерею Героев Социалистического Труда - лучших труженников Ленинграда и Ленинградской области. К 1975 году была завершена реставрация фасадов.

Богослужения в домовой церкви дворца возобновились в 1999 году. В настоящее время Николаевский дворец занимает Совет Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также он используется в коммерческих целях, часть помещений сдаётся под офисы.

С 1853 по 1861 годы в Санкт-Петербурге на Благовещенской площади (площадь Труда) шло строительство резиденции великого князя Николая Николаевича. Начиная с 1721 г., на этом месте находился Канатный двор Адмиралтейства. Затем здесь были казармы для моряков.

Место для дворца третьего из своих сыновей император Николай I выбрал лично. Право разработки проекта было предоставлено А.И.Штакеншнейдеру, а в качестве его помощников были выбраны архитекторы К. Циглер и А. Ланге. Строительством руководили Р.А. Желязевич, К.А. Тон, А.П. Брюллов.

В ходе церемонии закладки резиденции 21 мая 1853 года в фундамент положили небольшой ящик с золотыми монетами и медную пластину с памятной надписью. Николаевская резиденция разместилась на 2 гектарах. Помимо основного здания, здесь разместились помещения для прислуги, манеж, конюшни. Возведение дворца стоило 3 миллиона рублей. Церемонию освящения дворца провели зимой 1861 года.

Признанный мастер эклектики Штакеншнейдер в проекте фасада дворца использовал приемы ренессанса. В декоре вестибюля есть детали из камня, оставшегося от постройки Исаакиевского собора. Парадную лестницу украсили 17 картин кисти Н. Тихобразова. На втором этаже находились Белая гостиная, Китайская гостиная, малая столовая, Розовая гостиная, банкетный зал и танцевальный зал, украшенный скульптурами Иенсена. Мебель заказывалась в мастерской А. Тура.

Личные апартаменты Николая Николаевича и его супруги Александры находились в восточном крыле здания. Комнаты Николая соединялись с бильярдной, приемной, штандартной, кабинетом. Стены украшали картины И. Швабе. Покои Александры были сопредельные с комнатами супруга. Из них можно было выйти в зимний сад и будуар. На первом этаже резиденции были комнаты для детей, а неподалеку – для воспитателей, спортивный зал и еще несколько гостевых комнат.

В восточной части дворца располагалась двусветная церковь, рассчитанная на 60 человек. Освятил ее в 1863 году протопресвитер В. Божанов. Стены храма и детали интерьера были украшены профессором живописи Л. Тиршем. Церковная утварь выполнена из серебра на фабрике В. Сазонова.

Ко дворцу были подведены телеграфная связь, водопровод и канализация. Рядом со зданием находился манеж, который соединялся с дворцом крытым переходом. Поскольку князь Николай Николаевич был членом спортивных и сельскохозяйственных обществ он разрешал проводить в нем выставки лошадей, собак, племенного скота. Прислуга жила в благоустроенном пятиэтажном доме. В саду резиденции в гроте из финского гранита располагался ледник.

В Николаевском дворце часто проводили балы. Частым гостем был брат хозяина дворца – князь Михаил. Забавен факт, что по наблюдениям современников Николаю нравилось танцевать с девицами, а Михаилу – с замужними дамами.

В 1868 году во дворце произошел несчастный случай. На помолвку племянницы Николая – герцогини Евгении Лейхтенбергской и принца Александра Ольденбургского в Николаевскую резиденцию прибыла княгиня Татьяна Потемкина. Когда она находилась в лифте, тот упал вниз с верхнего этажа. Княгиня чудом осталась жива.

Княгиня Александра часто в Белой гостиной дворца устраивала благотворительные базары.

В 1880 г. в Николаевской резиденции начали реконструкцию и перепланировку для повзрослевших детей. В результате, на первом этаже в южной части появились апартаменты Петра Николаевича, а в северной – Николая Николаевича младшего.

В 1890 году, после смерти великого князя Николая, за долги, дворец передали Департаменту уделов. В Николаевском дворце решено было сделать женский институт, который назвали в честь дочери императора Ксении – Ксениинским. Перестройкой дворца занимались архитекторы Р.А. Гедике и И.А. Стефаниц. Открытие Ксениинского института состоялось в марте 1895 г. в присутствии императора Николая II.

После революции дворец был отдан Союзу профсоюзов. Его стали называть Дворец Труда. Здесь работали областной комитет и отраслевые профсоюзы, народный университет профработников, библиотека, типография и редакции журнала «Вестник профессиональных союзов» и газеты «Труд». В годы войны во дворце находился госпиталь. Здание было серьезно повреждено артобстрелами и бомбежками. После войны было отреставрировано. Сейчас в Николаевском дворце находится Совет Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и области.

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Благовещенская Площадь,
ныне Площадь Труда

Николаевский дворец, (позднее Ксенинский институт) построен по проекту А.И. Штакеншнейдера в 1853-1861 гг. Великий князь Николай Николаевич старший (1831-1891) был третьем сыном Николая I. Он совершил блестящую карьеру военного. Вот некоторые ее штрихи — В 1846 году Николай Николаевич поступил в лейб-гвардии Конный полк в звании унтер-офицера, с 1852 он уже командовал бригадой, а с 1856 года - дивизией гвардейской кавалерии в чине генерал-майора. С 1852 года он также служил генерал-инспектором по инженерной части. Впоследствии он командовал всеми кавалерийскими силами Российской империи. Вершиной военной карьеры Николая Николаевича стала война с Турцией 1877-1878 годов. Тогда он возглавлял Европейский фронт. 3 марта 1878 года Николай Николаевич подписал с султаном Абдул Гамидом предварительные условия мира. После смерти Александра II в 1881 году, Императором стал его сын Александр. Он повёл решительную кампанию по отстранению своих дядей от власти. Так Николай Николаевич возглавил Комитет по борьбе с армейским нигилизмом, Комиссию по вопросам снабжения в условиях новой войны и т.д. Одной из причин отстранения Николая Николаевича был его образ жизни.

Использование материалов сайта только с согласия автора.

"Николаевский дворец". Литография Ж. Жакотте и Ш. К. Башелье с рис. И. И. Шарлеманя. Середина XIX в.


Великий Князь Николай Николаевич

Великая Княгиня Александра Петровна

Николаевский дворец был оснащен водопро-водом, канализацией, телеграфной связью с Ген-штабом. Отопительная система, хорошо проду-манная, состояла из 70 каминов, 15 пневматических, множества красочных русских и голландских (изразцовых) печей. Над 92 трубами возвышались громоотводы, заземленные в саду. 21 мая 1853 года состоялась торжественная закладка резиденции. План Штакеншнейдера предусматривал строительство дворца, манежа, конюшен и флигеля для прислуги. Но с началом Крымской войны строительство прервалось. Оно возобновилось лишь в 1856 году, когда из Департамента Уделов на строительство дворца выделили более трёх миллионов рублей. В декабре 1861 года состоялась церемония открытия дворца и его освещения

Дворец Великого Князя Николая Николаевича, 1850—60-е, отпечаток на альбуминовой бумаге. Гуи (издание А. Фельтена),

Перед главным входом разбита клумба. Вход украшают ажурные чугунные фонари

Портик с колоннами из сердобольского гранита.

Правый ризолит дворца

Великолепная Парадная лестница — одно из лучших творений Штакеншнейдера. Один пролет на второй этаж, два пролета — на третий. Колонны серого мрамора, статуи в нишах, чугунные прекрасные решетки перил. Это был первый Императорский дворец, который увидела Ира. Мы долго бродили, пораженные великолпием, и потом возвращались сюда еще… Кстати могу сказать интересную вещь для одесситов — хозяин дворца, Великий Князь Николай Николаевич Старший, долго жил в нашем любимом городе, приболев тут, он проживал долгое время во дворце Главнокомандующего военным округом, известным теперь как Дворец Моряков на Приморском (Николаевском) бульваре. Именно этому человеку Одесса обязана названием бульвара — Николаевским… Возможно после этот дворец в Одесса стал именоваться Императорским — во всяком случае именно так он называется на карте Одессы 1917 года издания книжного магазина "Трудъ"

Вот оно — Императорское великолепие — на потолок можно смотреть часами, великолепная галерея третьего этажа с серыми мраморными колонами (снимок внизу)

Домовая Церковь во имя Богородицывсех скорбящих радости. На нее можно попасть прямо с парадной лестницы. Сейчас церковь действует, но интерьер сильно пострадал

Вот чем нынешнее время лучше тогдашнего — увернен — тогда дворцы так не подсвечивались

Слева — вензеля Александры Петровны, супруги Великого Князя

Интерьеры прекрасного дворца, слава богу, сохранились. Фото сделано в крыле здания, выходящем на Конногвардейский бульвар. Там находится какая-то фирма, сотрудники которой любезно разрешили мне сфотографировать прекрасный потолок

Ажурная чугунная Собственная лестница и лифт в правом крыле здания (по Конногвардейскому бульвару) имеет трагическую историею. (Фото вверху и внизу). Где то тут была дверь в бильярдную…. Трагическая же история такова — "Там же находилась гидравлическая подъемная машина с люлькой из красного дерева. С этой подъемной машиной связан трагический эпизод из жизни частой гостьи дворца Татьяны Борисовны Потемкиной , известной своей просветительской богоугодной деятельностью. В день помолвки (22 ноября 1868 года) племянницы Николая, герцогини Евгении Максимилиановны Лейхтенбергской (жившей у него во время пребывания матери в Италии) с принцем Александром Петровичем Ольденбургским гости поднимались по мраморной лестнице прямо в церковь на молебен. Подъемная машина (тогда еще редкость в Санкт-Петербурге) оборвалась почти с самой высоты и упала на камённый пол так, что он треснул. О присутствии в лифте Т. Б. Потемкиной догадались лишь по её горностаевой мантилье, выглядывавшей из-под обломков. Ушибы, контузия, общее сотрясение вынудили княгиню остаться во дворце на два месяца, прежде чем появилась возможность перевезти ее в собственный дом на Миллионной улице, где в 1869 году княгиня умерла".

Бывшая Банкетная столовая (?), ее окна выходят на Галлерную). Нынче, как видно по снимку, она используется так же, как и при Великом Князе…)

Извините за нерезкость снимков — поеду пересниму. Но общее представление о том какие прекрасные ручки на дверях и сами двери имеете)

Николай Николаевич на маневрах. Слева стоит Император Александр III, крайний слева — будущий Николай II

В северо-западном углу дворца находились два двусветных зала: Танцевальный и Банкетный (на фото советских времен — один из двухсветных залов). В Танцевальный зал попадали с парадной лестницы и из приёмной. Колонны и пилястры этого помещения были отделаны искусственным мрамором. Каждый ярус имел по несколько окон, и весь зал высотой 17 метров, во все три этажа, был залит светом. В сюжетах лепнины применены амуры и сатиры, лесные божества, преследующие робких нимф и водящие с ними хороводы. Внутренняя лепнина в основном выполнена датским мастером Давидом Иенсеном. На балах царило веселье, танцевали упоенно, играли лучшие военные оркестры, а главное, дамы не скучали, за чем следили адъютанты. Сам хозяин, в танцах неутомимый и изобретательный, и если брат Михаил танцевал всегда с замужними молодыми дамами, то Николай был исключительно кавалером девиц и звал их “своим летучим эскадроном”.
К сожалению, этот великолепный наверное зал, был закрыт.

В центре западного фасада располагалась Парадная Приёмная (на фото вверху, фото советских времен), оформленная зеркалами в лепных рамах, резным камином из белого мрамора и наборным паркетом из цветных пород дерева.

Часть отделки над дверьми в Парадной Приемной.

Олной из жемчужин дворца была Мавританская комната.
кадр телеканала "Культура"

Фасад по Конногвардейскому бульвару примерно сто лет назад. Виден купол домовой церкви, которого теперь нет.

Фасад по Конногвардейскому бульвару — с окнами в сад и на бульвар находились личные апартаменты Его Высочества: Штандартная, Приёмная, Кабинет, Бильярдная возле кабинета, комната дежурного адъютанта. В них можно было попасть через Собственный подъезд, вестибюль которого украшают своеобразные пилястры. Личные апартаменты были нарядны, с лепными украшениями по стенам и потолку, с дубовыми и ореховыми филёнчатыми панелями, паркетом с фризом из цветных пород дерева. Если судить по этому описанию то на фото в ряду несколько выше этого — как раз потолок Собственных покоев… На втором этаже — на торце видны три балкона Собственного Кабинета. Перед ним, по бульвару — помещения Кабинета Александры Петровны. За ним был Зимний сад, отделанный беломраморной панелью с мраморным фонтаном в виде чаши.

На ажурной чугунной решетке балкона Александры Петровны видны ее вензеля — "АП".

Ворота с Конногвардейского бульвара, через которые попадаешь к Собственному подъезду; на втором этаже — три балкона Собственного Кабинета.

Дворец соединялся с Манежем, отделанным в арабском стиле. Вместе с конюшнями он занимал значительную часть служебного двора, и постройки эти сохранились. При Манеже находились две служительские и зрительная комнаты. Эти помещения часто использовали для выставок, ибо никто лучше не устраивал выставки породистых собак и лошадей или племенного скота, чем великий князь Николай Николаевич, большой знаток животноводства, почетный член различных сельскохо-зяйственных и спортивных обществ. Страстный охотник и рыболов, он любил ездить в Ропшу удить форель и организовывать пикники. Будучи опытным сельским хозяином, Николай Николаевич следил, чтобы и его подчиненные, ведущие хозяйство в своих имениях, не запускали его, и когда наступала весна, командовал: "Агрономы, по местам" и увольнял их в отпуск по имениям.

В саду, видны постройки Манежа а в центре круглое здание — Ледник.

После смерти Николая Николаевича, семейная жизнь которого, к концу жизни, к сожалению совершенно разладилась, дворец перешел к его старшему сыну, тоже Николаю Николаевичу. Однако огромные долги превысили возможные пределы и дворец пришлось продать в казну.

Бывший дворец В.К. Николая Николаевича с Января месяца с.г. переходит в ведение департамента уделов. Новый дворец Его Императорского Высочества В.К. Николая Николаевича находится на Б. Итальянской улице …*

* Неделя Строителя, 1893 год, №11, стр 47

Вскоре было принято решение об организации в стенах бывшего великокняжеского дворца специального воспитательного учреждения:

Николаевский Дворец, занимающий цельный квартал близь Николаевского моста будет перестраиваться и приспосабливаться для помещения в нем института для сирот и полу-сирот. На переустройство отпущено 700000 рублей серебром, работами будет заведовать особая строительная коммисия. Институту присваивается имя Великой Княжны Ксении Александровны.*

* Неделя Строителя, 1894 год, №27

Работы в Николаевском Дворце. В одном и флигелей приобретенного министерства финансов Николаевского Дворца производятся работы по приспособлению помещения под департамент окладных сборов министерства финансов, который будет переведен туда к 1-му марта 1895 года.**

* Неделя Строителя, 1894 год, №46

В 1895 институт был открыт. В крыле здания со стороны сада девочки жили, а далее в части здания у них была столовая с высокими металлическими столбами. Столовая эта сохранялась и в советские годы. Сейчас там находится ресторан «Гимназия».

Воспитанницы Ксенинского института на парадной лестнице

Великая Княгиня Ксения Александровна с дочерью Ириной в стенах Ксенинского института.

Памятник Главнокомандующему Дунайской армией в войну 1877-78 гг Генерал-Фельдмаршалу Великому Князю Николаю Николаевичу старшему.


автор снимка — Tanya.K.

Супруга, Великая Княгиня Александра Петровна, урожденная Александра-Фредерика-Вильгельмина Ольденбургская, основала в Киеве Свято-Покровский монастырь. Похоронена Великая Княгиня Александра Петровна в саду монастыря рядом с Покровской церковью. На ее могиле, согласно завещанию усопшей, — скромный деревянный крест…

Покровский Монастырь, устроенный В.Кн. Александрой Петровной.
Фотография из "Иллюстрированного приложения к газете Одесский Листок" за 30.04.1900 года

В начале 1918 года здание было передано профсоюзным организациям, что повлекло за собой его перепланировку и уничтожение наружного луковичного завершения дворцовой церкви. В самом же здании бывшего Николаевского дворца размещаются сейчас Дворец труда и Музей профсоюзов.

некоторая информация взята с сайта http://isakovan.narod.ru

P.S. И почему-то все время тянуло меня к этому дворцу… Теперь понял — его хозяин оказывается родился в один день со мной, только правда с разницей в 138 лет))

Николаевский дворец

Он может показаться скромным, словно скрываясь за чугунной оградой. Но, расположенный с отступом от красной линии площади, он на самом деле значительный по объёму и чрезвычайно богат по декоративному оформлению. А в ограждённом парадном дворе сказалось лишь стремление открыть перспективу на здание со стороны небольшой площади.

На территории, где располагается Николаевский дворец, с 1721 года был Канатный двор. Он обслуживал Адмиралтейство.

В 1790-х годах здесь построили двухэтажные деревянные казармы для моряков.

В 1851 году император Николай I распорядился построить парадную резиденцию для своего третьего сына, Николая. Николаю Николаевичу с раннего детства была уготована военная карьера. Уже в день рождения его назначили шефом лейб-гвардии Уланского полка и зачислили в списки лейб-гвардии Сапёрного батальона. В детстве он часто сопровождал отца в поездках. Ставка в его обучении делалась на военные науки. С двенадцати лет Николая стали приобщать к артиллерийскому и сапёрному делу.

Место на Благовещенской площади было выбрано для дворца не случайно. В то время она начала динамично развиваться и даже превратилась в оживлённый и нарядный район города. Рядом совсем недавно открыли удивительный по красоте Благовещенский мост через Большую Неву. Главной доминантой площади была церковь Благовещения постройки архитектора Тона.

Николаевский дворец. Современный вид

В конце 1851 года объявили конкурс на лучший проект резиденции 20-летнего Николая Николаевича. В конце концов проект по заказу Дворцового ведомства разработал архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Младшими архитекторами были назначены Август Ланге и Карл Циглер. По велению императора строительство было поручено архитекторам Александру Павловичу Брюллову, Константину Андреевичу Тону и Рудольфу Андреевичу Желязевичу. Последний прославился возведением торговой галереи «Пассаж».

Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года. В основание здания был опущен ковчежец с золотыми и серебряными монетами, позолочённая медная доска с гравированной надписью об этом событии.

Проект Николаевского дворца предусмотрел появление не только жилья для Николая Николаевича, но и манежа, конюшен, флигеля для прислуги. Николаевский дворец занял территорию в два гектара. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны. И возобновилось в 1856 году. Церемония открытия и освящения Николаевского дворца состоялась в декабре 1861 года.

В Николаевский дворец великий князь переехал вместе со своей супругой Александрой Петровной. С ней со времени свадьбы в 1855 году и до открытия своей резиденции он жил в Зимнем дворце.

Николаевский дворец, наравне с Благовещенской церковью, стал доминантой Благовещенской площади (ныне площади Труда).

Дворец, прямоугольный в плане, имеет два ризалита на главном и три на садовом фасадах. Все его помещения располагаются вокруг двух световых дворов.

Штакеншнейдер выбрал для фасада архитектурные приёмы итальянского ренессанса. В это время в моду вошла эклектика. Андрей Иванович Штакеншнейдер был одним из первых архитекторов, применивших этот стиль в Петербурге. В отличие от Мариинского дворца каждый этаж резиденции Николая Николаевича архитектор выделил карнизом. Невысокий цокольный этаж с пилястрами ионического ордера обработан рустом. Над окнами помещены барельефы в прямоугольных рамах, а под окнами – массивные консоли. Бельэтаж выделен как парадный, с высокими ренессансными окнами и множеством маленьких чугунных балкончиков.

Перед главным фасадом была устроена открытая площадка, окаймлённая ажурной оградой на высоком гранитном цоколе. В те годы сада с деревьями и цветниками не было и хорошо был виден центр фонтана – портик с колоннами из сердобольского гранита и пандусом. В восточной части Николаевского дворца, со стороны сада, расположилась домовая церковь.

Для оформления вестибюля Штакеншнейдер использовал «казённый камень», оставшийся от строительства Исаакиевского собора. Анфилада второго этажа (бельэтажа) начиналась белой гостиной, украшенной лепными десюдепортами и живописными панно.

В северо-западной части бельэтажа находились танцевальный и банкетный залы. Они были двусветные и высотой 17 метров. Танцевальный зал украшали скульптурные работы.

В восточной части дворца находились личные апартаменты Николая Николаевича и его супруги. Окна этих комнат выходили в сад и на Конногвардейский бульвар. В личные покои можно было попасть через собственный подъезд со стороны сада. Отсюда можно было пройти в бильярдную, комнату дежурного адъютанта, приёмную, кабинет, штандартную. Стены помещений украшали изображения любимых лошадей великого князя. Лошади были истинной страстью великого князя, который командовал всеми кавалерийскими силами Российской империи. Великий князь увлекался не только лошадьми. Другой его страстью был балет и балерины. Для одной из них он снял квартиру поблизости, в доме на Галерной улице. Её окна выходили прямо на фасад Николаевского дворца. Когда балерина была готова принять великого князя, она выставляла на подоконник две зажжённые свечи. Слуга тут же объявлял о том, что в городе пожар, на который якобы и отправлялся Николай Николаевич, слывший большим любителем пожаров.

Из кабинета три двери вели на балкон, откуда открывался вид на сад. Интересно, что порой слышался хор солдат финского стрелкового батальона.

Покои Александры Петровны примыкали к комнатам великого князя. Кабинет княгини выходил двумя окнами и балконом на бульвар. Отсюда можно было попасть в зимний сад, будуар, уборную и опочивальню.

На первом этаже Николаевского дворца располагались детские комнаты. В северо-западной части дворца жили воспитатели детей. Здесь же были устроены запасные (гостевые) помещения, рекреационный зал для спортивных игр.

Это был самый технически оснащенный на то время дворец. Он был оснащен водопроводом, канализацией, телеграфной связью. Отопительная система, хорошо продуманная, состояла из 70 каминов, 15 пневматических, множества красочных русских и голландских (изразцовых) печей. Над 92 трубами возвышались громоотводы, заземлённые в саду. В центре обширного сада стоял круглый ледник в виде грота из красного финляндского гранита, и он уцелел. Уцелел и бывший пятиэтажный корпус для прислуги.

К Николаевскому дворцу примыкал манеж, выполненный в арабском стиле и соединённый с дворцом отдельным переходом. В нём были две комнаты для обслуги и помещение, в котором устраивали выставки породистых собак, лошадей или племенного скота. Великий князь Николай Николаевич был членом различных сельскохозяйственных и спортивных обществ.

Двусветная домовая церковь Николаевского дворца была освящена 24 октября 1863 года во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

На балах в Николаевском дворце играли лучшие военные оркестры. В них принимали участие хозяин дворца, его брат Михаил. Все знали, что Михаил Николаевич предпочитал танцевать с замужними дамами, а Николай Николаевич – с девицами.

Во второй половине 1880-х годов во дворце начали переделывать интерьеры для повзрослевших детей Николая Николаевича и Александры Петровны.

После смерти великого князя в 1890 году Николаевский дворец за долги был передан в ведение департамента уделов.

Во дворце решили устроить женский институт, названный в честь дочери императора Ксении – Ксенинским. На первом этаже появились канцелярия, квартира начальницы института и жилые помещения для преподавателей. На втором этаже разместились учебные классы. Конюшню перестроили под столовую, манеж – под спальни. Ксенинский институт работал до 1917 года.

В 1917 году Николаевский дворец передали Петроградскому союзу профсоюзов. С тех пор он известен как Дворец труда.

В 1999 году в домовой церкви возобновились богослужения. В настоящее время Николаевский дворец занимает Совет федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также он используется в коммерческих целях, часть помещений сдаётся под офисы.

Из книги Сторожи Москвы автора Молева Нина Михайловна

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Николаевский Петербург Николаевский Петербург был не чета александровскому, более похожему на грандиозную стройку с царством заборов, которыми окружали сооружения. Теперь, при Николае I, эти здания были не только закончены, но и вовсю заблистали своей вечной красотой.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Серп и молот против самурайского меча автора Черевко Кирилл Евгеньевич

3. ВОПРОС ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НИКОЛАЕВСКИЙ ИНЦИДЕНТ 1920 г. И СТАТУСЕ СЕВЕРНОГО САХАЛИНА Стремясь зафиксировать тот факт, что юридическое признание неравноправных статей Портсмутского мирного договора 1905 г., заключенного между нашей страной и Японией в результате

Из книги Тайные страницы истории автора Николаевский Борис Иванович

Б. И. Николаевский К истории «Большевистского центра» «Большевистский центр» (БЦ) - так называлась организация, которая в 1906–1909 гг. стояла во главе большевистской фракции тогда формально еще единой РСДРП. История этого Центра до сих пор остается совершенно

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны московских монастырей автора Молева Нина Михайловна

Николаевский греческий афоногорский монастырь Болваном Макар вчерась казался народу, Годен лишь дрова рубить или таскать воду, Никто ощупать не мог в нем ума хоть кроху, Углем черным всяк пятнал совесть его плоху. Улыбнулось тому ж счастие Макару, И сегодня временщик: уж

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Удивительная Беларусь. К 600-летнему юбилею Беловежской пущи автора Андреев Александр Радьевич

Свято-Николаевский собор Построен в 1780 году как костел Святого Антония францисканского монастыря. В 1831 году по приказу российских властей костел был передан православным и переделан в храм Святого

Из книги Рублевка и ее обитатели. Романтическое повествование автора Блюмин Георгий Зиновьевич

Шел николаевский солдат Дождик на речке накрапывал. Дедка на печке похрапывал. Бабушка что-то вязала И о былом вспоминала… Рассказы моей бабушки Марии Ивановны всегда стояли на грани истинных событий, свидетельницей которых она была в своей жизни, и волшебных сказок,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид
Статьи по теме