Антониев-дымский мужской монастырь. Антониево-дымский мужской монастырь поселок красный броневик Дымский монастырь

Антониево-Дымский монастырь является самой древней православной обителью на территории Ленинградской области: по преданию, он был основан в далеком 1243 году. Свое название монастырь получил в честь основателя – преподобного Антония, и близлежащего Дымского озера.

Антониево Дымский мужской монастырь – совершенно особое, ни на что не похожее место. Главная легенда монастыря рассказывает нам о подвиге преподобного Антония, о так называемом столпищенстве на водах. Стоя на камне, отягощенный веригами и железной шляпой, преподобный молил Бога дать живущему здесь народу веру. Сейчас на том месте установлен крест, а рядом с ним в воде находится тот самый молитвенный камень. Он стал почитаемой святыней. Многие паломники и туристы, приезжающие в Антониево-Дымский монастырь, заходят в воды Дымского озера и плавают вокруг него. Считается, что это помогает обрести веру и душевное равновесие.

Главной и пока что единственной архитектурной достопримечательностью Антониево-Дымского монастыря является храм Антония на водах . Он действующий, освящен был в 2001 году. Хотя до сих пор ведутся восстановительные работы, и снаружи, и внутри храм очень красивый и уютный. Фото — в начале рассказа.

Другой каменный собор монастыря – церковь Святой Троицы – сейчас только восстанавливается.

Причем деньги на восстановление здесь собираются весьма оригинальным и, мне кажется, очень эффективным методом. У храма, среди прочего строительного материала, лежит огромное количество новых кирпичей, приготовленных к кладке. Рядом стоит ящичек для пожертвований на восстановление и лежат маркеры. Каждый, кто внес свою лепту в восстановление храма, может написать на кирпиче свое имя. Лично мне эта идея очень понравилась. А судя по количеству имен на кирпичах – не мне одному.

Одним словом, Антониев Дымский монастырь очень интересное и красивое место. Если вы окажетесь в Тихвине и у вас будут свободные пару часов – обязательно сюда загляните. И в другой монастырь, расположенный в окрестностях Тихвина я вам тоже очень рекомендую заехать. Я сейчас говорю про Свято-Троицкий женский скит в Сенно, расположенный километрах в 30 от Тихвина. Но это уже совсем другая история.

Как добраться до Антониево-Дымского монастыря

Выезжаете из Тихвина по улице Карла Маркса по направлению к Вологде. Едите минут 10 по трассе А114 переезжаете железнодорожный путепровод и видите указатель направо «Атониево-Дымский монастырь». Сворачиваете, едите еще километра 4 и приезжаете прямо к монастырю. Дороги везде асфальтовые, никаких проблем не доставляют.

Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.

В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.

Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.

В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.

В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: "В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами

В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.

В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.

В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.

Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные".

На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского.

Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.

Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.

Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.

В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.

Свято-Троицкий Антониево-Дымский монастырь находится в деревеньке Красный Броневик, что расположена в Бокситогорском районе Ленинградской области. Эта православная обитель принадлежит Санкт-Петербургской митрополии РПЦ. В двадцати километрах от нее находится город Бокситогорск, а в семнадцати - Тихвин. Антониево-Дымский монастырь имеет богатую историю основания и существования - об этом и пойдет речь далее.

Предания

Обитель, согласно преданию, основана в 1242 году на землях преподобным Антонием, который был учеником Варлаама Хутынского. Учреждение состоялось официально, когда была пожалована грамота князем Александром Невским.

24 июня 1273 г. (по другим сведениям - 1224 г.) преподобный Антоний умер, его тело положили у клироса в устроенной им же церкви. Мощи святого в 1370 году были обретены нетленными, их положили в этом же Антониевском храме открыто в раке.

В 1409 г. обитель якобы полностью разрушили во время нашествия на Новгородские земли хана Едигея (на самом деле Едигей не дошел до Новгородской земли). Видя приближение врага, насельники монастыря пропели у раки с мощами Антония молебен и скрыли их под спудом, присыпав землей и положив каменную плиту. вериги, железную шляпу и колокола святого опустили на самое дно Дымского озера.

XVI-XVII века

С 1585 года, после того как шведами в 1578 г. была разорена Валаамская обитель, ее монахи переселились в Антониево-Дымский монастырь. Здесь сохранили общежительные валаамские традиции. В 1618 г. иноков перевели в Васильевскую обитель на Волхове.

В 1611 году разорению шведов подвергся монастырь. Войска Якова Делагарди осадой не смогли взять Тихвинскую Успенскую обитель и свой удар обрушили на Дымскую. Братия неукрепленного монастыря не смогла оказать сопротивления и разошлась по окрестным лесам. Кельи и храмы были сожжены.

С благословения в 1626 году царь велел возобновить Антониево-Дымский монастырь. А в период царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, в обители трудами игумена Филарета был построен первый храм из камня.

В 1687 г. Дымский монастырь сгорел, а затем был заново отстроен.

В грамоте царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича от 21 июня 1692 г. обитель числилась приписной к Софийскому дому.

Источники ранней истории монастыря

Сведения об основании обители содержит житие Антония Дымского, наиболее ранняя его редакция из дошедших до нас датируется концом семнадцатого века. Скорее всего, в Дымском монастыре житие было составлено с использованием местных преданий.

Вторая, более поздняя редакция датируется концом XVIII - началом XIX века, и является, по мнению исследователей, переработкой первой редакции по образцу жития преподобного Феодосия Тотемского.

В чем состоят причины скудости сведений о ранней истории Дымской обители? В первой редакции сообщается, что информация не сохранилась «от велия забвения и нерадения… и от всяких воинских людей находов, и буести, и от бывших пожаров».

О пожалованной в 1243 г. Александром Невским на создание монастыря грамоте упоминается в поздней редакции жития Антония. В ней же сообщается о событиях 1409, 1611, 1626 гг., хотя многие их считают легендарными, поскольку в других источниках нет указаний на них.

1700-1919 годы

В 1764 году, в период секуляризации монастырских земель, вновь упразднили обитель, и соборный храм сделали приходским. Игнатий, архимандрит Тихвинского монастыря, в 1794 г. обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу и походатайствовал о возобновлении обители. Антониево-Дымский мужской монастырь указом от 01.09.1794 г. был вновь открыт с общежительным уставом, который митрополит собственноручно составил и прислал 11 октября 1795 г.

9 апреля 1799-го император Павел Первый из казны пожертвовал на починку обители две тысячи сосновых деревьев.

В девятнадцатом столетии монастырь вновь был обновлен. Большинство деревянных построек заменили каменными. Трудами настоятеля Амфилохия в 1839 году вокруг обители была построена каменная ограда со Святыми вратами и четырьмя башнями по углам. При игумене Иларии в 1840 году был возведен одноэтажный братский корпус, а в 1846-м построили двухэтажный настоятельский корпус, где расположились кухня, братская трапезная и просфорня. В 1849 году возвели двухэтажный паломнический корпус, а в 1850-м — ледники, хозяйственные сооружения и квасоварню.

При обители функционировала приходская школа, где обучались ребятишки из окрестных деревень.

Доходы

Монастырь был трехклассным и получал каждый год содержание в размере 85,71 руб. Его годовые доходы в общей сложности не превышали 110 руб. Огороды, луговую землю, пашни, дровяной лес имел в пользовании Антониево-Дымский монастырь. И озеро, на берега которого когда-то пришел преподобный Антоний в поисках молитвенного уединения, тоже принадлежало ему. Доходу способствовала проводимая каждый год в празднование дня памяти Иоанна Предтечи четырехдневная Антониевская ярмарка.

Число насельников, начиная с тридцати иноков Тихвинской обители, в 1794 г. поселившихся здесь, к 1917 году увеличилось до пятидесяти пяти. В рапорте архимандрита Антония (Демянского) от 1913 г. сообщается, что вся братия, за исключением нескольких человек, плохо себя вела. Большинство иеромонахов имели семьи, а настоятель настроил окружающее население против себя, и люди грозили поджогом.

Последним которым в срочном порядке заменили отца Мефодия, указанного в рапорте, был игумен Феоктист.

Период закрытия

В 1919 г. обитель была упразднена. Как рассказывали местные жители, чтобы разогнать монахов, был пригнан броневик. Населенный пункт на месте монастыря в память о том событии переименовали в Красный броневик.

В помещениях обители в 1921 году располагался приют для престарелых и инвалидов. В 1929 году здесь образовали коммуну по производству кирпича, деятельность которой заключалась в разборке монастырских башен и стен на кирпичи для продажи.

До конца 1930-х гг. Троицкий собор действовал в качестве приходского храма. В этот же период было уничтожено монастырское кладбище.

По окончании ВОВ в гостинице и сохранившемся келейном корпусе организовали школу трактористов, а затем в этих зданиях расположили психиатрическую больницу.

В последние десятилетия двадцатого века остатки обители передали бокситогорскому комбинату «Глинозем». В монастырском странноприимном доме разместили санаторий-профилакторий завода. Главный собор использовали под склад, а в 1956-1961 гг. его разобрали окончательно.

К началу 1990-х гг. от комплекса сохранились лишь келейный двухэтажный корпус, остов четырёхъярусной колокольни собора, здание приходского училища, несколько хозяйственных деревянных построек, корпус странноприимного дома.

Возобновление обители

На Дымском озере у камня, где, если верить преданию, молился святой Антоний, в 1994 году установили деревянный четырехметровый крест. Такое событие было приурочено к 770-летнему юбилею со дня преставления Антония и двухсотлетию второго возобновления обители в 1794 г.

Антониево-Дымский монастырь 30 октября 1997 г. был передан РПЦ и в качестве скита приписан к Тихвинской обители.

В 2000 г. начали восстанавливать главный собор, работы продолжаются до настоящего времени. Стараниями игумена Евфимия, настоятеля Тихвинского монастыря, в 2001 г. в обители произошло второе обретение мощей Антония. До 2008 года они находились в Успенском соборе Тихвинской обители, а затем были возвращены в Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь.

На Дымском озере в конце девяностых годов двадцатого века возвели деревянную часовню преподобного Антония, в 2011 г. ее заменили каменной часовней. Кроме того, была построена купальня и обустроен берег.

6 октября 2008 г. Антониево-Дымский монастырь получил статус самостоятельной обители, его настоятелем был назначен игумен Игнатий.

Подворье в Санкт-Петербурге

В 1893 г. по проекту архитектора Н. Никонова для Санкт-Петербургского Епархиального Братства была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она имеет два престола: внизу - мученика Вонифатия, а вверху - Покрова Пресвятой Богородицы. 19 июня 2012 г. церковь получила статус подворья Дымской обители. Первая служба в храме мученика Вонифатия прошла 11 августа 2012 года.

Антониево-Дымский монастырь: как доехать

Обитель находится в Бокситогорском районе Ленинградской области, в деревне Красный Броневик, п/о Галично. Доехать до нее можно с автовокзала Санкт-Петербурга на Обводном канале. Необходимо сесть на рейсовый автобус, следующий до Пикалево или Бокситогорска, выйти на остановке "Галично", после чего пешком пройти три километра.

March 22nd, 2018

Среди лесов и болот юго-востока Ленинградской области, между городами Тихвином и Бокситогорском, находится Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь — не самый известный и далеко не самый большой, но один из самых древних православных монастырей Северо-Запада. Хоть и труднодоступным его не назовёшь (стоит он в трёх километрах от автодороги Петербург - Вологда), место, где он находится, оставляет впечатление настоящей глуши. Побывал я там 1 февраля 2018 года — монастырь стал третьим пунктом поездки на юго-восток области, после промышленных городов и . А чтобы добраться до монастыря, нужно было ещё пройти пешком три километра от шоссе по дороге среди леса.

Ночевал я в ту поездку в Бокситогорске, утром, когда подморозило до минус 16 градусов, осмотрел сам город, а в полдень пришёл на автостанцию и сел в пригородный автобус до Тихвина. Автобус был прилично набит пассажирами, но ехать всё равно недолго. Уже через 25 минут пути я вышел на остановке у деревни с названием Галично.

2. Автобус неторопливо поехал дальше в Тихвин. Передо мной дорога. Это вид обратно, в сторону Бокситогорска. Совсем рядом (левее кадра, за перелеском) проходит и железная дорога. Это ещё Бокситогорский район, но уже у самой границы с Тихвинским.

3. До монастыря, как уже сказано, три километра. Туда автобусы не ходят. Впрочем, это совсем небольшое расстояние. Можно и пешком пройти. Поворот к обители указывает деревянный крест.

4. Мне идти прямо! Оживлённое шоссе остаётся за спиной, и шум его слышен всё меньше. Моя дорога идёт среди зимнего леса. После полудня потеплело где-то до -12, но снег всё так же скрипит и блестит на солнце, вдоль дороги высятся сосны, и слышно, как где-то стучит дятел.

5. Местами какие-то дорожки уходят от обочины в глубину леса:

6. Три километра я прошёл минут за сорок (потому что останавливался для фотографирования и любования природой). За всё это время лишь одна машина проехала мне навстречу. Так же было и на обратном пути.

Монастырь, в который я иду, был основан в середине XIII века преподобным Антонием Дымским — монахом из Великого Новгорода, который принял постриг в Хутынском монастыре, и затем ушёл скитаться по лесным дебрям Русского Севера. В те времена здесь не существовало не то что Бокситогорска, но даже и Тихвина. Название монастыря Дымский, перешедшее в итоге и к самому святому, разумеется, к слову "дым" никакого отношения не имеет, и происходит от Ды мского озера, на берегу которого монастырь находится, а также деревни Ды ми, что поблизости отсюда; название это финно-угорское.

Святой Антоний жил здесь в уединении. А полноценный монастырь возник уже после его кончины, когда там поселились первые монахи. При всей его древности, от старой обители теперь почти ничего не осталось. Монастырь несколько раз разрушался в ходе русско-шведских войн, затем отстраиваясь заново. Но в 20 веке был разорён после закрытия советской властью, начав возрождение в 1994 году.

8. Хоть и к середине дня потеплело, но ранним утром мороз приближался к двадцати градусам, из-за чего у деревьев побелели ветки.

9. Морозное серебро...

12. Вот я и пришёл. На входе в монастырь — новые кирпичные ворота с иконой преподобного Антония. Дальше видна колокольня со шпилем и несколько зданий, в том числе и заброшенных. Народу — почти никого.

Вообще-то здесь есть населённый пункт. А именно — посёлок с чрезвычайно революционным названием Красный Броневик. Но я даже не нашёл здесь каких-то его признаков, кроме пары деревянных домов рядом с монастырём, а население посёлка по состоянию на 2010 год насчитывало 10 человек. По местному преданию, название Красный Броневик пошло от того, что в 1919 году представители советской власти приехали сюда закрывать монастырь именно на этом виде транспорта. Затем здесь разместилась одноимённая посёлку коммуна по производству кирпича, которое, на самом деле, являло собой разборку на кирпич монастырских построек. В итоге от старого монастыря сохранились только колокольня (частично), один келейный корпус и странноприимный дом. После войны здесь было училище трактористов, потом психиатрическая лечебница, а потом здания были заброшены. В 1994 году монастырь был возрождён, и восстановление его продолжается и в наши дни. Активную финансовую помощь в этом деле оказывал и Бокситогорский глинозёмный завод.

13. Свято-Троицкий собор — главный храм обители. Фактически это новодел, кроме колокольни — она сохранилась с середины XIX века.

14. Двухэтажное здание рядом с собором. Наполовину заброшенное. Как я понимаю, оно построено в советское время, и сейчас тоже принадлежит монастырю. Во дворе штабелями хранится кирпич.

15. Обитаемая половина здания:

Снег, свежий воздух, тишина и спокойствие. Хоть и монастырь маленький, и почти ничего старого тут не сохранилось, но это один из самых атмосферных монастырей, которые я видел. Именно в таком месте и должна обитель находиться. В монастырях, расположенных в крупных городах, среди "житейского моря", атмосфера всё-таки нарушается, и даже трудно представить, как там это сочетается с монашеской жизнью.

16. Вид собора спереди. Хорошо видна граница старой колокольни и нового здания. Перед входом три человека — они приехали на машине минут через десять после меня, и ниже ещё пару раз попадут в кадр.

Внутри собора так же тихо и малолюдно. Впрочем, иногда сюда и паломнические группы приезжают — помогает в этом близость к Тихвину.

17. В кирпичной кладке собора заметил интересную деталь — многие кирпичи подписаны именами жертвователей средств на восстановление обители.

18. Ещё один монастырский храм — церковь Рождества Иоанна Предтечи (кстати, праздник этот — 7 июля, совпадает с днём памяти Антония Дымского). Построена в 2000 году.

19. А это ещё одно сохранившееся старое здание — странноприимный дом (то есть гостиница для паломников). Пока что заброшен.

20. От него идёт дорожка к Дымскому озеру (оно же Святое озеро). По бокам стоят стенды с фотографиями на тему жизни монастыря.

22. У берега часовня Антония Дымского. Построена в 2012 году.

23. Вот и озеро. Лёд, снег, лес. Во времена, когда сюда пришёл монах Антоний, пейзаж, наверное, был таким же. Хотя в наше время совсем близко отсюда находятся торфоразработки на местных болотах.

24. Я немного погулял по льду озера. Между прочим, крест поставлен здесь не на зиму. Он с недавних времён стоит в озере постоянно, летом возвышаясь над водой. Рядом с крестом делали прорубь, видимо, на праздник Крещения.

25. А у берега озера — лес. Тут слова, пожалуй, излишни.

29. Посидев на скамейке, и полюбовавшись озером и лесом, возвращаюсь к монастырю.

30. Ну а потом пришло время идти обратно. Той же дорогой, те же три километра до шоссе.

32. С дороги порой хочется сойти и погулять в лесу, но это сложно — слишком глубокий снег.

Короткое двухдневное путешествие подходило к концу. На уже знакомой остановке у деревни Галично я дождался всё того же автобуса Бокситогорск - Тихвин, чтобы, доехав до Тихвина, пересесть там через некоторое время на автобус в Петербург. На самом деле, я мог бы дождаться пикалёвского автобуса и на нём уехать в Питер прямо отсюда, но во-первых, мне тогда пришлось бы ждать на сорок минут дольше, а во-вторых, банально хотелось есть — в Бокситогорске я не пообедал, а до Питера ехать четыре часа. Так что я поехал в Тихвин (где уже был в октябре 2014 года), и немного погулял там в районе вокзала, найдя там же столовую.

33. Железнодорожный вокзал Тихвина дореволюционной постройки. Автовокзал находится здесь же, левее кадра.

34. Деревянная застройка тихвинских улиц:

35. А здесь виден Спасо-Преображенский собор (построен на рубеже 17 и 18 веков). Дальше находится Тихвинский монастырь, но туда я в этот раз не ходил.

Когда уже начинало темнеть, я дождался автобуса в Питер. Впереди было 4 часа пути с остановкой в Волхове. И в итоге — приезд на автовокзал на Обводном канале, откуда я накануне утром уезжал в Пикалёво, и дорога домой на метро. По приезду обратил внимание на разницу в погоде: если в момент отправления из Тихвина там было ясное небо и -10 градусов, то в Питере было -4 со снегопадом. Заметно климатическое различие между востоком и западом Ленинградской области.

В 12 км к юго-востоку от города Тихвина, на возвышенности вблизи Дымского озера, стоит древнейшая обитель Санкт-Петербургской епархии - Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь. Основан монастырь был Преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия. Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение.

Антониево-Дымский монастырь – один из древнейших монастырей Северной Руси. Его история насчитывает почти восемь веков, в течении которых были и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и периоды расцвета и славы. Три раза монастырь закрывался, три раза был полностью разрушен, три раза чудесно восставал из праха и пепла.

Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, родился в Великом Новгороде в начале XIII века от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении. Уже в детстве будущий подвижник был отмечен особой печатью избрания от Бога. Он избегал детских игрищ и смехотворства, удалялся мирского общения и усердно прилежал молитве. От юности он имел обыкновение ежедневно посещать храм Божий.

Однажды летом святой отрок пришел в храм и во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: "Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет" (Мф.16,24). Слова Господа Иисуса Христа коснулись сокровенной глубины сердца богобоязненного юноши. В них он услышал призыв к жизни иной; вскоре после этого юноша оставил родительский дом и отправился в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода.

Припав к ногам настоятеля, ревнитель иноческих подвигов молил принять его к себе. Он рассказал о дивном откровении в храме. Прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил вскоре облечь в ангельский образ. Послушник был наречен именем Антония, в память Антония Великого, основателя православного монашества (+356 г., 17 января).

У ног Преподобного Варлаама инок Антоний возрастал «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. После кончины Преподобного Варлаама смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Он свято исполнил последнее благословение своего духовного отца: со всяким тщанием руководил духовной жизнью братии, утвердил в обители устав, составленный основателем, приумножил число иноков, положил много неусыпных трудов на строительство монастыря, завершил заложенную еще Преподобным Варлаамом каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден и завет учителя исполнен, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов. Великий подвижник тайно отошел из Хутыни, долгое время братия ничего не ведала о местонахождении своего настоятеля.

Преподобный Антоний долго обходил пустынные места и глухие дебри Русского Севера в поисках места для отшельнической жизни. Однажды он был приведен Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих Тихвинских лесов в дальнем краю Обонежской пятины Великого Новгорода (где впоследствии в 15 верстах от монастыря возник город Тихвин).

Момент избрания места для будущего монастыря замечательно изобразил духовный писатель середины XIX века Башуцкий: «Когда великий ученик знаменитого Варлаама Хутынского, Антоний, проименованный впоследствии Дымским, совершая в 1243 году то, что обыкновенно начертывают в святых его изображениях на держимой им в руках хартии: «Се удалихся, бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающего мя», когда в высоком, благодатном настроении сем, движимый Духом, скитаясь по лесной пустыне, он вышел на эту поляну, взошел на возвышающуюся холмом середину ее, и взором, просветленным от света внутреннего, взглянул кругом на необозримую глубину бегущих во все стороны лесов, как бы соединяющихся на горизонте с небом: на спокойно улегшуюся в этом безлюдном месте вышину поляны, пологий откос, который ласкают тихо плещущиеся волны об него волны пустынного, темного, спокойного озера, отражающего в себе лишь тот же лес с тем же куполом неба, когда Антоний заслышал эту тишь, не нарушаемую никаким гулом человеческих забот, - он не мог не избрать этого места, превосходно отделенного своим положением и природою от всякой молвы, попечений и печалей века. Оно создано как бы нарочно для пустынных, одним Богом охраняемых, непонятных и недоступных миру подвигов дивного, святого, духовного созерцания».

На холме, на северном берегу Дымского озера отшельник ископал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жительствовать в полном уединении. Дни он проводил в трудах, а ночи – в молитве перед очами единого Бога. Утруждая плоть, подвижник носил на главе кованную железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Работая единому Господу, подвижник как «иго благое» терпел летнюю жару и зимнюю стужу, как «бремя легкое» понес множество трудов по устроению обители, как пиво сладкое пил скорби и болезни, с кротостью переносил искушения, мужественно отражал демонические нападения и страхования.

Предание рассказывает, что Преподобный Антоний посреди Дымского озера нашел большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались – камень исчезал под ними, когда опускались – вновь показывался.

Антоний приплывал на лодке к камню и подолгу молился один, стоя на камне среди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озерная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг столпничества на водах. Дымский столпник предварил подвиг стояния на камне св. Серафима Саровского и св. Серафима Вырицкого.

Дымский монастырь был основан необычным образом: он начался с камня на озере. Молитвенный камень Преподобного Антония стал краеугольным камнем нового монастыря и впоследствии его почитаемой святыней. Своими подвигами и молитвами Преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое получило свое второе название – Святое озеро.

Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Множество болящих исцелялось этим благодатным купанием. Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.

В суровых подвигах Антоний провел многие годы. Передававшиеся из уст в уста рассказы о дивных и великих подвигах благодатного отшельника привлекли и других любителей безмолвия. Вскоре на берегах Дымского озера были воздвигнуты первые деревянные кельи. Когда собралось довольно братии «на Дымях», с общего совета было положено основать новый монастырь в честь первоначальника православного монашества – Преподобного Антония Великого.

По благословению Новгородского архиепископа «на Дымях» была воздвигнута и освящена церковь во имя Преподобного Антония Великого (память – 17 августа). Позже были устроены два придела – в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя Николая Чудотворца. Немного времени спустя была поставлена и теплая церковь во имя Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братскою трапезною.

В подвиге пустынножительства на берегах Дымского озера Преподобный Антоний провел более тридцати лет. Провидя духом свое близкое отошествие ко Господу, настоятель призвал к себе братию и поведал о своем исходе. Чадолюбивый авва преподал последнее наставление братии, всех благословил и каждому дал последнее целование. Перед блаженной кончиной Антоний сподобился приобщиться Святых Таин.

Последний вздох блаженный старец испустил вместе с молитвой, с миром предав свою душу Богу, Которого искал и жаждал все дни своей жизни. Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, преставился в лето Рождества Христова 1273-е месяца июня 24 числа. Всех же лет многотрудной жизни его было 67.

Святое тело его было погребено в созданном им храме в приделе Преподобного Антония Великого у клироса. Господь прославил Своего угодника нетленными мощами и многочисленными чудесами. Мощи святого Антония были обретены нетленными в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича Донского целы и ничем же вредимы и положены были открыто в раке в Антониевском храме.

Первое разорение монастырь претерпел в 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Иноки Антониевой обители, видя приближение полчищ свирепого врага, пропели молебен у раки с мощами Преподобного Антония и сокрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу Преподобного монахи опустили на дно Дымского озера. Монастырь был разграблен и сожжен дотла. Однако святыни были спасены и впоследствии обретены в водах Святого озера.

В 1585 году в Дымском монастыре нашли прибежище насельники Валаамского монастыря, которые после шведского разорения их обители в 1578 году переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь валаамские старцы сохраняли свои традиции, живя по своему общежительному уставу. Так промыслом Божиим соединились истории двух обителей севера Руси. Дымский монастырь помог сохранить непрерывность традиции Северного Афона и обогатился ею сам. В 1618 году братия была переведена в Васильевский монастырь на Волхове.

В XVI веке Преподобный Антоний дважды спасал свою обитель от пожара, являясь во сне и вовремя пробуждая игумена монастыря. В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение – от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место.

В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм – соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря – 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

В 1764 году после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах монастырь второй раз за свою историю был закрыт. Соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники. Но несмотря на временное упразднение монастыря, его строительство в этот период не прекратилось. Особенно послужил памяти Преподобного отец Авраам Ксенифонтов, который к 1783 году построил в монастыре деревянную церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. В начале 1790-х годов о. Авраам приступил к «отделке» в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы. Эти созидательные труды белого священника позволили обители вскоре вновь возродиться.

В конце XVIII в Тихвинском монастыре настоятельствовал деятельный архимандрит Игнатий, который возревновал о памяти Преподобного Антония и обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Своим указом от 1 сентября 1794 года владыка возобновил Дымский монастырь с общежительным Уставом, составленным им собственноручно.

Братство возобновленной обители составили 30 иноков Тихвинского монастыря. Это число насельников вплоть до революции оставалось неизменным. Возрождение закрытого при Императрице Екатерине Алексеевне монастыря поддержал Император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново – полностью в камне, чему способствовала ежегодная Антониевская «ярманка», проходившая в течении 4-х дней на праздник св. Иоанна Предтечи (24 июня).

В 1806 году настоятелем Герасимом (Гайдуковым) был закончен верхний ярус собора, начатый еще в предыдущем столетии о. Авраамом. 24 и 15 февраля там были освящены престолы левый – во имя Антония Дымского и правый – Живоначальной Троицы. Пятикупольный четырехпрестольный собор с двухъярусной колокольней стал украшением обители.

В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами.

Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (в миру – Дмитрий Кириллов). Монастырь занимался просветительской деятельностью, при нем существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

После 1917 года Дымский монастырь пережил третье закрытие и разорение за свою историю. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик». В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием – «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В это же время было разорено и монастырское кладбище.

После войны в единственном оставшемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В конце 1950-х годов он был окончательно разобран.

В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. На монастырском холме одиноко высился остов некогда четырехъярусной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 г.), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.

Взирая на руины монастыря, казалось, что нескоро придет «время собирать камни», потому что собирать было нечего. Летом 1994 года на средства Петро-Павловской церкви села Сомино Ленинградской области был изготовлен 4-метровый деревянный крест. Установка памятного креста на Дымском озере была приурочена к 770-летию со дня преставления Преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию II-го возобновления монастыря в 1794 году.

В 1997 году настоятель Тихвинского монастыря игумен Александр благословил впервые отпраздновать память «зимнего Антония» 17/30 января прямо на озере. Еще накануне торжества никто не знал, что этот день станет днем возобновления Дымского монастыря. Буквально за несколько дней до праздника – 27 января было наконец подписано решение о передаче строений Дымского монастыря Церкви. А в самый день памяти Преподобного Антония представители Бокситогорского комбината «Глинозем» передали тихвинским монахам ключи от единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания – бывшего странноприимного корпуса.

В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря. К празднику «летнего Антония» в 2001 году над колокольней собора поднялся шпиль с крестом. В том же году трудами монаха Варфоломея был построен новый трапезный храм и на праздник Антония игуменом Евфимием в нем была уже совершена первая Литургия на антиминсе. Этот храм по завершении отделки предполагается освятить во имя Преподобного Варлаама Хутынского.

2001 год в истории монастыря стал годом третьего обретения мощей Преподобного Антония. Мощи Святого находятся нынче в Успенском соборе Большого Тихвинского монастыря.

Статьи по теме