История полинезии. Полинезия. Внешний облик, происхождение

Из всех народов Океании и Австралии лишь полинезийцу сохранили память о своем прошлом. Данные науки, особенно исследования новозеландского ученого Те-Ранги-Хироа (Питера Бака), дают возможность в известной мере восстановить историю этого народа.

У жителей каждой группы островов имеются сказания о своих предках; называются имена, сообщается об их путешествиях. Было установлено, что собственные имена в генеалогиях, передаваемых на разных архипелагах, совпадают между собой и относятся примерно к одному времени. Время исчисляется в этих преданиях поколениями.

Самая длинная родословная (на о-ве Раротонга) насчитывает 92 поколения. Тщательное исследование генеалогических преданий полинезийцев, проведенное Те-Ранги-Хироа, неоспоримо доказало, что легенды эти могут служить историческим источником.

Существуют две основные теории происхождения полинезийцев: одна выводит их из Азии, другая - из Америки. В культуре народов Океании и Южной Америки действительно существует много общих элементов. Наиболее яркий пример представляет широкое распространение по всей Полинезии батата, корнеплода несомненно южноамериканского происхождения.

Его название в полинезийских языках - кумара - звучит так же, как и в языке кечуа - индейцев Эквадора и Перу (кумар, кумара). Наличие общих элементов культуры неопровержимо свидетельствует о связях между полинезийцами и индейцами. Возможно, полинезийцы- искусные мореплаватели - достигали берегов Южной Америки и привезли оттуда на родину батат.

Доказательств американского происхождения полинезийцев нет. В то же время лингвистические данные, а также предания полинезийцев ведут их происхождение из Азии. Те-Ранги-Хироа считает, что предки полинезийцев происходили из Азии. Однако он полагает, что устная традиция не могла сохранить память об этом событии на протяжении более двух тысяч лет.

Достоверную историю полинезийцев Те-Ранги-Хироа начинает со времени их переселения в Индонезию, на островах которой они стали народом мореходов. Близкие связи полинезийских языков с малайским говорят о длительном пребывании протополинезийцев в Индонезии.

Хотя древнейшая история народов Индо-Китая и Индонезии еще плохо изучена, можно предполагать, что продвижение китайцев в Ханьскую эпоху (около начала нашей эры) на юг от реки Янцзы заставило предков малайцев уйти из Южного Китая и Индо-Китая. Проникновение их на острова Индонезии продолжалось, вероятно,тысячелетиями. Когда в первые века нашей эры натиск китайских переселенцев усилился. предки полинезийцев вынуждены были отправиться на поиски новых островов.

Так начались великие морские походы, которые совершались многократно и растянулись на многие столетия, пока не были заселены все сколько-нибудь значительные архипелаги и острова вплоть до о-ва Пасхи на крайнем востоке. Эти плавания не были случайными: они подготовлялись заранее, в путь отправлялись большие племенные группы с запасами пищи и домашними животными.

Колонизация Полинезии была в условиях примитивной техники настоящим героическим подвигом. Более высоко стоявшие в культурном отношении древние вароды классического Востока и Средиземноморья не ушли дальше каботажных: .даваний. Даже в XV в. португальцы в поисках морского пути в Индию долгое время не отрывались во время своих плаваний от берегов Африки. Полинезийцы первыми в истории вышли в открытый океан с целью освоения новых земель.

Техника полинезийцев, впрочем, не была примитивной. Широкое распространение получили у полинезийцев деревянные, каменные или костяные палицы.

Некоторые из них представляли собой плоское орудие с острым режущим краем. Они были прекрасно отшлифованы и часто украшены богатой резьбой. Археологи узнают в атом оружии формы южно-азиатских железных мечей и боевых ножей, повторенные в дереве, камне и кости. На всех островах Полинезии, кроме Новой Зеландии, нет металлов нп в самородном виде, ни в руде.

Очевидно полинезийцам пришлось изготовлять оружие по древним образцам, но из новых материалов; они создали совершенные по форме и обработке произведения каменной и костяной техники. Что касается лука я стрел, то уже предки полинезийцев пользовались иным боевым оружием - копьями, палицами, пращами; охота же на бедных фауной островах потеряла значение. На островах Полинезии нет и глины, поэтому здесь не развилось гончарство.

Отнюдь не примитивным было и хозяйство полинезийцев. Они привезли с собой плодовые культуры, прежде всего кокосовую пальму, которая давала им пищу (сок недозрелого ореха, ядро в сыром о жареном виде, выжатое из ядра масло), волокно для веревок и различных плетений, скорлупу для сосудов, листья для циновок, древесину. Тщательная обработка земли под плодовые деревья и корнеплоды, применение на некоторых островах искусственного орошения и удобрения свидетельствуют о длительных традициях интенсивного земледелия. Завезенные полинезийцами на острова свиньи и куры были уже давно одомашнены на их индо-малайской прародине.

Таким образом, предки полинезийцев были относительно культурным народом. Располагая запасами пищи растительного и животного происхождения, они могли пускаться в дальние плавания в поисках новых земель. Но главное, что дало такую возможность,- это высокое развитие судостроения и мореходства. Полинезийское судно с балансиром - одно из замечательных изобретений человеческого ума.

Балансиром или противовесом служит бревно, эластично прикрепленное к судну. Оно дает возможность даже долбленому челноку выдерживать сильные океанские волнения, преодолевать громадные волны, не опрокидываясь, и легко выравниваться. Для дальних плаваний употреблялись большие сдвоенные лодки, вмещающие по нескольку сот человек. Суда строились из тесаных досок, скрепляемых веревками из растительного волокна.

Такие сдвоенные лодки, соединенные палубой с бортами, очень устойчивы. Паруса из циновок позволяли использовать попутный ветер. Управлялось судно рулевым веслом. У полинезийцев были жрецы-навигаторы, знавшие направление морских течений и ветров и хорошо ориентировавшиеся по звездах Полинезийцы выезжали флотилиями в десятки судов; лодки шли веером, так что встречавшиеся на пути острова попадали в поле зрения хотя бы одной из них. в плавание они брали запасы пищи в виде сушеной мякоти кокосовых орехов или печеного таро, а также живых свиней и кур.

В лодке, на песке, поддерживался огонь. Организованное таким образом путешествие могло продолжаться до месяца, и этого было достаточно, чтобы пересечь пространства между архипелагами Полинезии.

Полинезийские предания сохранили имена племенных групп и их вождей, высадившихся на том или ином острове. От них ведутся родословные Исчисляя каждое поколение приблизительно в 25 лети сопоставляя генеалогии населения различных частей Полинезии, можно установить, что первые плавания начались примерно в V в. н. э.

По преданиям, первые переселенцы обосновались на некоей острове Гаваики, где они достигли большого благоденствия По-видимому, этой легендарной второй родиной полинезийцев был остров Раиатеа (Гаваики) к северо-западу от Таити. Здесь в местности Опоа образовалась школа жрецов, разработавшая богословскую систему полинезийской религии. К VI в. Центральная Полинезия была заселена и стала действительно родиной новой полинезийской культуры.

Однако на вопрос, каким путем добрались мореплаватели до Таити, предания не дают ясных указаний. Этнографические и антропологические данные оставляют простор для гипотез. По гипотезе Те-Ранги-Хироа переселенцы прошли через Микронезию; только позже с архипелага Таити они будто бы совершали плавания на о-ва Самоа, Тонга и Фиджи и в Меланезию, откуда привезли полезные растения и домашних животных.

Советские ученые считают мало вероятным, чтобы переселенцы попали в Меланезию только после заселения Центральной Полинезии; мало вероятно и предположение, что Западная Полинезия была колонизована гораздо позже Центральной. Скорее всего, колонизация проходила не по одному пути, и во всяком случае предки полинезийцев прошли через Меланезию, откуда в взяли с собой полезные растения и животных.

Заселение Тонга и Фиджи происходило, вероятно, несколько позднее, между VI и VII вв., а колонизация Гавайского архипелага еще позже-между VIIи XIV вв. Восточная Полинезия заселялась между X ц XII вв. До Новой Зеландии полинезийские мореплаватели дошли между IX и XIV вв. Они встретили здесь немногочисленное негроидное население с примитивным общественным строем. Последнее было вытеснено или ассимилировано, о нем сохранилась память лишь в фольклоре.

Предание относит открытие Новой Зеландии полинезийцами к X в. и связывает его с именем рыболова Купе; он впервые увидел эти острова и, возвратившись на Гаваики, рассказал о них. В XII в. некий Той отплыл из Центральной Полинезия в поисках своего внука, которого отнесло течением. Дед с внуком оказались на Новой Зеландии и остались здесь жить, взяли себе жен из местного племени и положили начало смешанному потомству.

В XIV в. после межплеменных войн на Гаваики большая группа жителей этого острова на нескольких лодках отправилась по пути Купе с определенным намерением колонизовать южные острова. Они пристали в заливе Пленти (Изобилия).

Вожди поделили между собой землю на побережье, и пришельцы расселялись группами поодаль одна от другой. Предания рассказывают и о последующих поколениях предков, называют плена вождей и ученых жрецов и даже наименования лодок с указанием, где поселились их экипажи.

За десять веков полинезийцы не только заселили острова Тихого океана, но и испытали воздействие новых условий жизни. Они стали применять дерево, камень и кость вместо железа, забыли гончарство и ткачество. Однако это не было деградацией. Они выработали новые формы техники и хозяйства, более приспособленные к условиям океанийских островов.

Развивалось общественное разделение труда. Образовались наследственные касты знати - землевладельцев, военных вождей, жрецов, а на некоторых островах и каста царей; наследственным было также положение земледельцев и ремесленников. Рабы стояли вне общества, вне каст.

Касты расслаивались, внутри них происходило расщепление. Так у маори более внятные фамилии составляли группу вождей - «арики», младшие фамилии составляли средний слой - «рангатира».

Религия полинезийцев фантастически отобразила формирование классов и государства. Весь окружающий мир в представлении полинезийцев делился на две категории: моа (священный) и ноа (простой). Все относящееся к моа считается принадлежащим богам, царям, знати и жрецам и поэтому объявляется запретным для простых людей, то есть подлежащим табу.

Полинезийское слово табун буквально означает «особо отмеченный». Фактически это означало запрет определенных действий или употребления тех или иных предметов; нарушение табу влечет, по представлениям верующих, неминуемое наказание со стороны сверхъестественных сил. Так, на острове Нукухива было два вида табу - одно, налагаемое жрецом, а другое - царьком. И жрецы, и царьки использовали наложение табу в своих интересах, которые совпадали и с интересами племенной знати.

Культ служил целям устрашения рядовой массы и укрепления власти господствующей прослойки. По словам русского путешественника Ю. Ф. Лисянского, «в жертву приносят плоды, свиней и собак, из людей же убивают в честь своих богов одних только пленников или возмутителей спокойствия и противников правительства. Это жертвоприношение более относится к политике, нежели к вере».

Полинезийская религия являлась орудием классового угнетения и способствовала укреплению ранних форм государственности.

) - метисы с европейцами, в меньшей степени с выходцами из Восточной Азии.

Галерея

Отдельные народы

  • Маори
  • Паумоту (туамоту)

Ареал расселения

Полинезия (от греч. слов «поли» - много и «несос» - остров) - часть Океании , наряду с Микронезией и Меланезией . Эти части делятся по этническому признаку, население каждой из них составляет языковую группу родственных языков, и все вместе они входят в австронезийскую семью .

Местоположение Полинезии - большой треугольник (так называемый полинезийский треугольник) в Тихом океане между Гавайскими островами на севере, Новой Зеландией на юге и островом Пасхи на востоке.

Сюда входят островные группы: Гавайские , Самоа , Тонга , Общества , Маркизские , Туамоту , Тубуаи , Тувалу (бывш. Эллис), Кука , Лайн , Феникс , а также одиночные остров Пасхи (Рапануи ), острова Питкэрн , остров Ниуэ и др. Особое место занимает Новая Зеландия , состоящая из двух крупных островов (Северный и Южный) и ряда мелких.

Другие относительно крупные острова - Гавайи , Оаху , Мауи , Кауаи (Гавайские), Савайи , Уполу , (Самоа), Тонгатапу (Тонга), Таити (Общества), Фату-Хива , Нуку-Хива и Хива-Оа (Маркизские). Это, как правило, вулканические острова, но большая часть островов - коралловые .

Природные условия

Полинезия расположена в субэкваториальном, тропическом, субтропическом и меньшей мерой в умеренном поясах. Температура круглый год держится на одном уровне, от +24 до +29 градусов Цельсия. Осадков много - до 2000 мм в год. Нередки штормы , тайфуны .

Животный и растительный мир Полинезии сильно отличается от континентального и характерен своей эндемичностью. Разнообразны вечнозеленые растения: араукарии , рододендроны , кротоны , акации , фикусы , бамбук , панданус , хлебное дерево . Сухопутный животный мир беден, на островах совсем нет хищников и ядовитых змей. Зато очень богаты прибрежные воды.

Юг Французской Полинезии (острова Тубуаи) и Питкерн расположены в зоне влажных субтропиков. Может быть немного холодно, температура опускается порой до 18 °С. А Новая Зеландия находится в умеренном климатическом поясе и частично в субтропическом, здесь холоднее, климат её ближе к английскому.

Языки и народы

Чаще всего название народа и языка сходны и являются производными от названия группы островов. Наиболее крупные народы Полинезии: гавайцы , самоанцы , таитяне , тонганцы , маори (новозеландцы), маркизцы , рапануйцы , туамотуанцы , тувалуанцы , токелауанцы , Ниуэанцы , пукапуканцы , тонгареванцы , Мангареванцы , манихикийцы , тикопианцы , увеанцы , Футунанцы и др. Языки: соответственно гавайский , самоанский , таитянский , тонганский (к нему очень близок язык ниуэ), маорийский (имеет диалекты раротонга и аитутаки на о-вах Кука), маркизский (хиванский), пасхальский (рапануйский), токелауский , тувалуский , туамотуанский и тубуайский (очень близки таитянскому), мангареванский и др.

Характерные черты полинезийских языков - малое количество звуков, особенно согласных, изобилие гласных. Так, например, в гавайском языке всего лишь 15 звуков и из них только 7 согласных (в , х , к , л , м , н , п ) и гортанная смычка . Во всех языках встречается звук р либо л , но вместе эти звуки ни в одном языке не встречаются.

Языки полинезийцев настолько близки, что таитяне, к примеру, могли понимать гавайцев, хотя их разделяло огромное пространство.

Этногенез и история

Данные генетики

Прародина

Контакты с европейцами

Считается, что первым европейцем, увидевшим Полинезию, был Фернан Магеллан . Он в 1521 году достиг одного из островов в группе Туамоту и назвал его Сан-Пабло. Тонга обнаружен европейцами в 1616 году (Якобом Лемером и Виллемом Схаутеном), и в 1643 - Абелом Тасманом . Альваро Менданья «открыл» Маркизские острова в 1595. Якоб Роггевен нанёс на карты некоторые острова Самоа в 1722 году. Абел Тасман «открыл» Новую Зеландию в 1642 году, Джеймс Кук - острова Кука и остров Ниуэ , в 1767 году произошло европейское открытие Таити капитаном Семюэлем Уоллесом . В изучение Полинезии внесли важный вклад французские и русские мореплаватели, Луи Антуан де Бугенвиль , Жан Франсуа Лаперуз , Иван Крузенштерн , Юрий Лисянский , Отто Коцебу , Михаил Лазарев .

Первый контакт гавайцев с европейцами состоялся в 1778 году, с экспедицией Джеймса Кука. Туземцы приняли его за своего бога Лоно , который, согласно легенде, должен был вернуться на плавучем острове. Но при повторном визите, в 1779 году, он был убит островитянами, когда пытался силой вернуть украденный вельбот . Этот случай, однако, не повлиял на мирное отношение к другим мореплавателям.

В XIX веке здесь велась борьба между европейскими державами за обладание колониями. Западное Самоа принадлежало Германии , остальные территории были поделены между Великобританией и Францией . Крупнейшие владения - Французская Полинезия , которая до сих пор остается владением Франции, и Новая Зеландия, захваченная англичанами в 1840, а теперь являющаяся независимым государством в составе Содружества наций (в 1907 получила статус доминиона). В конце XIX века часть островов попали под протекторат США . В 1959 году США аннексировали Гавайские острова и объявили их своим штатом. Во второй половине XX века некоторые острова и архипелаги добились независимости.

Социальные отношения

Во всей Полинезии было два класса - знать и простолюдины, но на Таити , Тонга и Гавайях был ещё средний класс. Были и рабы, обычно военнопленные, правда, только в Новой Зеландии , на некоторых островах Кука и на Мангареве. Власть вождя была наследственной на всех островах, на Самоа - выборной. Разница между знатью и простолюдинами была довольно велика. Наименьшими привилегиями знать обладала на Маркизских островах , наибольшими - на Таити и Гавайских островах. Аристократы Полинезии заучивали на память и помнили по 20-30 поколений своих предков. К генеалогиям относились очень трепетно. Правящий класс назывался на местных языках «арики» , «арии», «алии», средний класс - «рангатира », «раатира».

Войны среди туземцев были, но полинезийцы никогда не стремились захватить чужую территорию [ ] , - им было достаточно обратить врага в бегство.

Молодёжь в Полинезии пользовалась добрачной свободой интимных отношений. После вступления в брак эта свобода ограничивалась. При заключении браков существовало много правил и запретов. Самым предосудительным считался брак между вождем и простой женщиной, вождя в этом случае могли заставить отречься от престола [ ] . У знати встречалась и полигиния . Верность в Полинезии ценилась, как и в Европе , но неверность не осуждалась так сильно. Существовали лишь определенные допустимые нормы. Европейцы в прошлом склонны были видеть в поведении туземцев аморальность и распущенность, что отмечали в XVIII веке многие книги по географии и заметки путешественников. Как пишет Б. Даниэльссон, судить о полинезийцах по европейским меркам нелепо, так же как осуждать европейцев за несоблюдение их табу. К примеру привычка ходить нагишом была следствием тёплого климата, а не моральной распущенностью.

Дети пользовались большей свободой, чем у европейцев, поскольку в Полинезии не было ни транспорта, ни других опасностей, ни дорогой одежды, которую надо беречь, многие запреты отпадали [какие? ] . Дети рано становились самостоятельными. За них никто не боялся, голод им не грозил [ ] .

В Полинезии существовало разделение труда. Мужчины сажали, сеяли, охотились, разводили огонь, стряпали, строили дома и лодки, делали орудия труда, резали скот. Женщины ухаживали за посевами, собирали кокосы, яйца, моллюсков, топливо, готовили пищу, делали тапу, плели корзины и циновки, ухаживали за домашними животными.

Быт и хозяйство

Основное занятие - ручное тропическое земледелие, иногда с искусственным орошением. Культуры: таро , ямс , батат , сахарный тростник , кокосовая пальма, хлебное дерево , банан . Островитяне занимались также скотоводством и рыболовством.

Из домашних животных они знали только свинью, собаку и курицу, повсюду, кроме Новой Зеландии и Мангаиа (острова Кука), где не было свиней, Маркизских островов, где не было собак, и Рапаити, где животных не было совсем.

На некоторых островах в прошлом имело место людоедство , обусловленное верой в то, что съеденные печень, мозги или вообще мясо врага передадут его силу. Однако, в слухах, ходивших по Европе, масштабы каннибализма были сильно преувеличены. Каннибализм, имевший ритуальный характер, случаи которого были редки и были связаны, как правило, с религиозными отправлениями, преподносился как заурядное явление, неотъемлемый атрибут каждодневного быта аборигенов. Обвинение аборигенов в тотальном людоедстве облегчало задачу колонизации их земель и было одним из моральных оправданий их уничтожения. Наиболее ужасными людоедами слыли аборигены Новой Гвинеи (папуасы) и Новой Зеландии. Позже, после возникновения теории полигенизма, каннибализм рассматривался сторонниками этой теории как одно из свидетельств более низкого уровня биологического развития аборигенов. Миклухо-Маклай ясно показал несостоятельность подобных рассуждений.

Культура

Дом полинезийцев (фаре , харе , фале , хале на разных языках) - прямоугольное, иногда закругленное, с двускатной крышей, из жердей, травы и листьев. Иногда строился каменный фундамент или земляное возвышение. Помимо домов строились культовые сооружения, святилища, священные площади (хеиау на Гавайях, аху на острове Пасхи, мараэ - на остальных островах).

Необходимыми были сараи для лодок (фарау , варау , хорау , фалау , халау , на разных языках). Из ремесел наиболее важным было строительство лодок. Лодки могли иметь большие размеры, иногда на борту строилось крытое помещение, иногда даже святилища. Крупные лодки могли брать до ста человек в дальние походы. Основной тип лодки - катамаран , или двухкорпусная пирога, или однокорпусная с балансиром. Такое судно обладает большой устойчивостью и маневренностью. Европейцы признавали, что суда полинезийцев иногда превосходят европейские. Скульпторы, резчики и татуировщики пользовались большим уважением. Татуировка маори отличается от общеполинезийской, так как её наносили не постукивая по коже иглами, а прорезая в ней орнаменты небольшими зубилами. В изобразительном искусстве главное место принадлежит резьбе по дереву и скульптуре. У маори резьба достигла высокого уровня, они богато украшали лодки, строения, вырезали статуи богов и предков. Основной мотив орнамента - спираль . Каменные статуи моаи создавали на острове Пасхи, на Маркизских островах и в других местах.

Джеймс Кук во время одного из посещений Таити стал свидетелем подготовки к войне между жителями соседних островов. Военно-морской флот таитянского короля мог считаться большим даже по европейским меркам. Сам Кук пишет, что насчитал в общей сложности более 300 кораблей:

Флот состоял из 160 военных судов и 150 судов, предназначенных для подвоза съестных припасов. Военные суда имели от 40 до 50 футов в длину. Над носовою их частью расположены платформы, где стояли воины в полном вооружении. Гребцы сидели внизу между столбами, поддерживающими платформы, по одному человеку на каждый столб. Таким образом, эти платформы были приспособлены только для боя. Суда для подвоза съестных припасов гораздо меньше и лишены платформ. На больших судах сидело по сорок человек, а на малых - по восемь. Я высчитал, что всего в таитянском флоте занято 7700 человек, но многие офицеры сочли эту цифру преуменьшенной. Все суда были украшены разноцветными флагами и представляли величественное зрелище, какого мы не ожидали увидеть в этих морях. Впереди шел адмиральский корабль, состоящий из двух больших военных судов, соединенных вместе. На нём ехал командующий флотом адмирал Товга, пожилой человек с красивым, мужественным лицом.

Из орудий труда в Полинезии были известны каменные топоры, костяные орудия, лопаты из раковин, крючки рыболовные из кости или раковин, палки-копалки. Из оружия - копья, палицы, пращи. Типичным оружием является весло-палица. У маори палица (мэрэ ) представляла собой камень на веревке. Полинезийцы не знали колеса и не имели тягловых животных, грузы носили в руках или перевозили на лодках.

Кухня

Пищу полинезийцы готовили в землянных печах (иму ), на раскаленных камнях, заворачивая плоды или мясо в банановые листья (хоно-хоно ). Кухня с такой печью располагалась вне жилого помещения. Пища островитян - в основном растительная и рыбная. Так, маори в основном питались корневищами папоротников. Мясо ели по праздникам, либо это была пища знати. В пищу шли также собаки и крысы, единственное млекопитающее на островах, сохранившееся до прихода европейцев. На Таити ели свиней.

Одежда

Одежда островитян - набедренная повязка или юбка из тапы,

ПОЛИНЕЗИЙЦЫ - группа народов, населяющих Полинезию и Внешнюю Полинезию, а также отдельные острова Меланезии и Микронезии.

Основные полинезийские народы - тонга, самоа, тувалу, увеа, футуна, таитяне, маркизцы, гавайцы, а также многие другие. Численность полинезийцев превышает 1 миллион человек. Разговаривают на различных родственных языках (все они относятся к австронезийской семье, полинезийской группе). Распространены европейские языки, занесенные белыми колонизаторами. Почти у всех национальных языков письменность латинская, так как в доколониальный период свою письменность сумел создать лишь народ рапануи. Стоит отметить, что национальными языками в быту пользуются не все полинезийцы. Многие перешли на европейские языки, а традиционные используют лишь в ритуальных целях. По религии полинезийцы являются католиками и протестантами, но очень сильны традиционные верования.

Полинезийцы - потомки монголоидной и австралоидной рас. Заселение островов началось во втором тысячелетии до нашей эры, завершилось лишь к концу первого тысячелетия нашей эры. К моменту европейской колонизации передовыми районами были Таити, Тонга, Самоа. Там формировались ранние государства, возникало национальное самосознание.

К XIX-XX веку Полинезия была полностью поделена между Великобританией, Францией, Германией и США. Чуть раньше у полинезийцев окончательно распался первобытно-общинный строй. Возникло несколько типов общественной организации. У некоторых (гавайцы, тонга, таитяне) сложилась система рангов. Выделилась знать, включающая вождей. Культура знати отличалась от культуры рядовых членов общины. Этническая консолидация дошла до высокого уровня.

У других народов (маори, мангарева, рапануи, маркизцы) также произошло выделение знати, но союзы племен пока не сложились. Культура знати не так сильно отличалась от культуры рядовых людей.

Третьи же (жители островов Онтонг-Джава, Пука-пука, Токелау) не достигли такого уровня развития. Власть принадлежала старейшинам и главам семей, об объединениях племен речи пока не шло. Вожди исполняли не только политическую, но и религиозную функцию. Не было разделения полномочий.

До колонизации полинезийцам были свойственны большие семьи и общины. Наследование в роду могло осуществляться и по мужской, и по женской линии. Жена переходила на жительство в общину мужа. Этот уклад частично сохранился до наших дней.

Период колонизации окончился в XX веке, когда многие государства полинезийцев получили независимость. Началось самостоятельное развитие освобожденных территорий. У них сформировались свои капиталистические отношения, своя творческая интеллигенция.

Полинезийцы традиционно занимаются земледелие тропического типа. Культивируются такие растения, как ямс, таро, бананы, батат и другие. Еще одно традиционное занятие ловля рыбы. Животноводство включает в первую очередь разведение свиней, на некоторых островах разводят также собак и кур. Развиты ремесла, например, изготовление лодок, поделок из дерева, получение и обработка тапы. Помимо традиционного хозяйства, развиваются современная промышленность, обработка плантаций, экспорт товаров.

Национальные жилища строятся прямоугольной формы или с закругленными углами. Крыша кроется травой или листьями. У части полинезийцев дома возводятся на фундаменте из камня. Традиционная одежда - передник или набедренная повязка. Носят много украшений из натуральных материалов - морские ракушки, перья, цветы. Очень популярна татуировка. Как и одежда, она часто указывает на положение полинезийца в обществе. Основная еда - плоды и рыба, мясо употребляется лишь в торжественных случаях.

Полинезийцы поклоняются многочисленным богам (есть общие пантеоны, распространенные у многих народов, и «местные» боги одного народа). Существует вера в ману - силу, которая может приносить удачу. Из жанров искусства у полинезийцев на первом месте стоят музыка и танцы, также есть мифы, сказки, поговорки, различные предания.

ЗАСЕЛЕНИЕ ПОЛИНЕЗИИ

На протяжении двух десятков лет после экспедиции «Кон-Тики» Хейердал продолжал собирать новые доказательства своей основной концепции.

Удивительное плавание бальсового плота из Южной Америки в Полинезию, естественно, привлекло внимание и ученых, и широкой публики, однако узнали они об этом плавании из популярной книги и из фильма. Газеты поспешили изобразить Хейердала викингом XX века, который не только отважился на единоборство с океанской стихией, но и бросил вызов ведущим кабинетным ученым, заявив, что полинезийцы вышли из Южной Америки, а не из Юго-Восточной Азии. Мало кто читал его первую научную статью, напечатанную за шесть лет до экспедиции «Кон-Тики» в сборнике «Интернейшнл Сайенс» в Нью-Йорке. В ней автор ясно говорил, что первопоселенцами в Полинезии были люди, приплывшие на плотах из Южной Америки, потом их поглотила вторая миграционная волна – выходцы из Азии, плывшие через северную часть Тихого океана.

В обширной монографии «Американские индейцы в Тихом океане» Хейердал снова и еще более уверенно утверждает, что хотя корни полинезийского расового и культурного комплекса надо искать в Азии, путь миграции проходил скорее через северную часть Тихого океана, чем через Меланезию и Микронезию.

Изложение этих взглядов составило содержание доклада, прочитанного автором в Пенсильванском университете (Филадельфия). Доклад был опубликован в Вестнике музея Пенсильванского университета (т. 4, Э 1, стр. 22-29. 1961).* (*1 Вступления ко всем статьям принадлежат составителю австрийского (оригинального) издания профессору Гейдельбергского университета Карлу Еттмару (Прим. перев.).)

Еще двести лет тому назад широко распространилось мнение, что полинезийские племена уединенных островов восточной части Тихого океана – американские индейцы, которых, как и первых европейцев, занесли туда господствующие восточные ветры и течения. (Вспомним, что на востоке Тихого океана находится американский берег, на западе – азиатский.) Начиная с плаваний Магеллана и вплоть до путешествий капитана Кука во второй половине XVIII века ни одно европейское судно не могло пробиться из европейских колоний в Индонезии в какую-либо часть Полинезии. Все без исключения плавания в Южных морях начинались в течении Гумбольдта и совершались по направлению пассатов, то есть от Южной Америки на запад, в Полинезию. Чтобы оттуда вернуться в Америку, приходилось идти сперва на запад до индонезийских вод, а затем по длинной дуге на север, вдоль берегов Азии; только севернее Гавайских островов корабль вновь встречал американские берега.

Но вот во времена капитана Кука было обнаружено, что в языке островитян-полинезийцев и малайских племен есть общие слова и корни. С той поры стало общепризнанным, что полинезийские неолитические племена совершили то, что было недоступно европейцам с их парусниками, – путешествие на восток, из Малайской области в Полинезию.

Веский лингвистический аргумент подкрепляли следующие факты: полинезийцы разводили кур, свиней, выращивали хлебное дерево, бананы, сахарный тростник, ямс, таро, они пользовались лодками с балансирами. Все это бесспорные элементы азиатской культуры, неизвестные в Америке.

Таким образом, этнографически проблема происхождения полинезийцев решалась как будто просто. Однако в XIX и XX веках, когда антропологи, археологи и этнологи стали углубляться в изучение полинезийской проблемы, возникли неодолимые препятствия и глубокие противоречия. Такие антропологи, как Уоллес (1870 год), Деникер (1900 год), Салливэн (1923 год), подметили коренные различия между полинезийскими и малайскими племенами. Оказалось, что полинезийцы резко отличаются от малайцев ростом, телосложением, формой черепа, носа, у них различная волосатость лица и тела, иное строение волоса, несхожи глаза, цвет кожи. А современные исследования состава крови, выполненные Мельбурнской лабораторией, показывают, что полинезийцы не могут быть прямыми потомками малайских племен или племен из Юго-Восточной Азии – слишком велико различие в наследуемых факторах крови.

В декабре 1955 года «Американский журнал физической антропологии» опубликовал совместный отчет виднейших английских серологов (Симмонса, Грейдона, Семпла и Фрая), которые пришли к заключению: «Существует тесное кровное генетическое родство между американскими индейцами и полинезийцами; такое родство не отмечается при сравнении крови полинезийцев с кровью меланезийцев, микронезийцев и индонезийцев, исключая пограничные зоны, где они непосредственно соприкасаются». (I) Следов протополинезийской культуры и физического типа в Малайской области, как ни искали археологи и этнологи, найти не удалось. Зато они независимо друг от друга обнаружили важные факторы, опровергающие возможность распространения полинезийской культуры из малайского центра. Сравнительную однородность своеобразной полинезийской культуры от Гавайских островов на севере до Новой Зеландии на юге, от Самоа до острова Пасхи можно объяснить только тем, что она развилась в этом районе еще до распространения в восточной части Тихого океана. Это же свидетельствует о сравнительно недавнем переселении и распространении полинезийских племен на обширной площади. Специалисты полагают, что последняя крупная волна переселенцев достигла Полинезии в XII веке.

Однако ни в Индонезии, ни на Микронезийско-Меланезнйских островах, отделяющих ее от Полинезии, не найдено ни одного из характерных полинезийских орудий. Исключение составляет, пожалуй, определенный тип каменных тесел на севере Филиппинских островов, да и то они вышли там из употребления и уступили место другим орудиям за две с лишним тысячи лет до последней миграции полинезийцев. Железо с полуострова Малакка распространилось через Борнео и Яву около 200 года до нашей эры; между тем в Полинезии металлы были совсем неизвестны.

Не менее важен тот факт, что ни одно полинезийское племя не знало ни ткацкого, ни гончарного ремесла. А это два очень существенных признака распространения культуры, с которыми поневоле нужно считаться. Ведь керамика и ткацкий станок были широко распространенными культурными элементами почти во всех прилегающих к Тихому океану областях и прочно утвердились в Индонезии задолго до нашей эры. О колесе, издревле известном и имевшем столь огромное значение в Старом Свете, также не знали в Полинезии, несмотря на существование мощеных дорог. Жевание бетеля (точнее, орехов бетеля с известью) – характерная черта индонезийской культуры, распространившаяся на восток до Меланезии включительно, – исчезает на границе Полинезии; зато здесь начинается ритуальное потребление напитка кава, которого в Индонезии не знают. (Кава – напиток из корней дикого перца Piper methysticum; корни разжевывали, полученную кашицу разбавляли водой и процеживали.) Пальмового вина, издавна широко распространенного в Индонезии, у полинезийцев не было, как, впрочем, и других алкогольных напитков, пока их не завезли европейцы. Струнные музыкальные инструменты, всемирным центром эволюции которых были Азия и Индонезия, у полинезийцев отсутствовали, хотя музыку они любили. Лук и стрелы как боевое оружие внезапно исчезают на границе Меланезии и Полинезии.

В 1955 году шведский этнограф Анелл пытался, сопоставляя рыболовные принадлежности, найти в Малайском архипелаге истоки миграции полинезийцев, но и он по обнаружил общих черт. Анелл делает вывод, что рыболовные навыки полинезийцев связаны не с Малайей, а с более северной культурой, которая развилась в Северо-Восточной Азии (включая Японию), откуда ее влияние распространилось на Северную и Южную Америку, а также на острова Полинезии и Микронезии.

Недаром в 1923 году виднейший американский полинезианист Салливэн в критическом обзоре господствовавших теорий происхождения полинезийцев, а в 1939 году и английский этнограф Вильямсон заключили, что нет и двух совпадающих теорий и что исследователи находятся в полном недоумении относительно центра происхождения полинезийского народа и путей его миграции. Когда автор настоящего обзора довел его до 1952 года, оказалось, что более тридцати ученых, пытаясь доказать недавний исход полинезийских племен из Старого Света, опубликовали тридцать с лишним различных и взаимоисключающих теорий.

Большинство ученых предполагали, что в Полинезию в разное время прибыли независимо друг от друга две (некоторые говорили – три) народности с различной культурой. При этом все опирались на малайско-полинезийское лингвистическое родство. Но так как физическое родство полинезийцев и малайцев исключалось, а лингвистическое сходство было неопределенным и случайным (различные корни обнаруживались в языках разных малайских племен, живущих далеко друг от друга), то для догадок открывался неограниченный простор. Поэтому позднейшие исследователи вместо Индонезии обратились к Азиатскому материку. Языковые признаки, бесспорно, говорят о том, что некогда существовал какой-то контакт между праполинезийцами и прамалайцами, однако сомнительно, что предки полинезийцев когда-либо обитали в Малайской области. И ведь малайцы, как и полинезийцы, не исконные жители населяемых ими ныне островов. Они, безусловно, прибыли на архипелаг с материка, находящегося поблизости, и первичная связь между малайцами и полинезийцами, наверно, предшествовала этому географическому перемещению.

Вследствие явной зыбкости и противоречивости малайско-полинезийской теории необходимо было проверить ценность аргументов, доказывающих исход полинезийцев из Индонезии, таких, как балансир (балансир сочетался с приспособлениями, которые придавали лодкам устойчивость на бурных реках Юго-Восточной Азии) и столь часто упоминаемые домашние животные и культурные растения. Результат был по меньшей мере неожиданным.

Выдающийся полинезианист сэр Питер Бак (Те Ранги Хироа), сторонник малайско-полинезийской теории, еще в 1938 году показал, что ранние поселенцы в Полинезии не знали ни одного из интересующих нас индонезийских растений, когда достигли своих нынешних мест обитания в восточной части Тихого океана. Он выяснил, что такие важные пищевые культуры Старого Света, как хлебное дерево, банан, ямс и таро (лучшие сорта), не были завезены с запада полинезийцами. Их доставили в Полинезию из Индонезии и с Новой Гвинеи давние обитатели промежуточной области – меланезийцы. А уже на островах Фиджи, являющихся их крайним восточным форпостом, приплывавшие с востока полинезийцы обнаружили растения индонезийского происхождения. Бак считал, что гости из Полинезии прибывали через атоллы Микронезии, где названные растения тоже не были известны.

Кроме показанных здесь двух основных экспедиций, Хейердал побывал в 1937 году на Маркизских островах, в 1953 году на островах Галапагос, много путешествовал вдоль побережья Центральной и Южной Америки.

Мы знаем, что свинья и курица также не были известны первым обитателям Полинезии, пока, как указывает Бак, их не ввезли с островов Фиджи, и это отражено в устных преданиях. Этим можно объяснить также неожиданное отсутствие таких животных у многочисленных племен маори. Они приплывали в Новую Зеландию из собственно Полинезии, но оказались изолированными от населения остальных островов после XIV века, то есть до того, как там стали известны свинья и курица. Племена маори (а также мориори на островах Чатем), рано оторвавшиеся от своего ствола в собственно Полинезии, оказались единственными хранителями чисто полинезийской культуры, существовавшей до XIV века, в то время как между остальными полинезийскими племенами сохранились межостровные контакты и между ними продолжалась торговля вплоть до появления европейцев. Примечательно, что ко времени прибытия европейцев ни одно племя маори или мориори еще не знало балансира – этого гениального изобретения, придающего устойчивость дощатым лодкам.

В остальной части Полинезии уже распространились с соседних островов Фиджи свинья, курица и меланезийские культурные растения; повсеместно был освоен и балансир. Отметим, что полинезийцы знали именно о меланезийском типе одинарного балансира. Двойной балансир, применяемый в Индонезии, до Полинезии не дошел.

Словом, критическое рассмотрение немногочисленных аргументов из области материальной культуры, которые призваны были подкрепить лингвистические свидетельства происхождения полинезийцев из Индонезии, показывает их неосновательность и обманчивость. Их, наоборот, приходится отнести к числу негативных свидетельств, когда задаешься вопросом, как полинезийские иммигранты могли прибыть из Индонезии, пересечь «буферную» меланезийскую территорию и осесть в восточной части Тихого океана, ничего не узнав об одинарном или двойном балансире, но узнав о свинье и курице.

Лингвистами и археологами ныне установлено, что все следы полинезийского поселения в Меланезии и Микронезии связаны с прибытием полинезийцев с востока – из собственно Полинезии, а не с запада – из Индонезии. Поневоле возникает вопрос: могли ли открытые индонезийские лодки неолитического типа вплоть до XVIII века конкурировать с европейскими кораблями, против ветра и течений пройти 6000 километров по враждебной территории Микронезии или Австрало-Меланезии, не оставив при этом там никаких следов?!

Выдающийся мореплаватель Бишоп три года подряд пытался провести азиатскую джонку в восточном направлении, чтобы повторить предполагаемые ранние индонезийские плавания в Полинезию. Еще до Микронезии его всякий раз отгоняло назад. В конце концов он сдался и в 1939 году справедливо заявил, что такая миграции была неосуществима.

Что же в действительности могло произойти с примитивным суденышком, которое без карты выходило на просторы Филиппинского моря в поисках новых земель? Его подхватывало течение Куросио и увлекало к Северо-Западной Америке. У берегов Аляски – Канады ветвь течения сворачивает прямо к Гавайским островам. Мы знаем немало случаев, когда уже в более поздние времена течение Куросио приносило людей к Северо-Западной Америке. Кроме того, известно, что в период первых европейских открытий в Тихом океане жители Гавайских островов делали свои самые большие лодки из плавника с северо-западного побережья Америки.

Плавание на простейших судах из Индонезии в Полинезию было возможно только по начертанной стихиями естественной дуге – через северную часть Тихого океана с дальнейшим поворотом к Гавайским островам. Стоит принять этот простой факт, как исчезают все проблемы. Отпадают навигационные препятствия. Суда идут в обход простершейся на 6000 километров враждебной области Микронезии и Меланезии и попадают в нее лишь с противоположной стороны. Если считать острова Северо-Западной Америки (например, острова Ванкувер и Королевы Шарлотты, архипелаг Александра) трамплином, то становится вполне понятным, почему полинезийским племенам не было известно гончарное искусство. Вдоль всего северо-западного побережья (оно стало конкретным понятием в американской этнографии) гончарства не знали вплоть до прихода европейцев, в отличие почти от всех других областей, окаймляющих Тихий океан.

Приморские племена этого уединенного района (например, квакиутли на острове Ванкувер, хайда на островах Королевы Шарлотты) пользовались выложенной камнями земляной печью; точно такую же печь мы видим у всех полинезийских племен. Отсутствие у полинезийцев ткацкого станка тоже можно понять: острова Северо-Запада – одна из немногочисленных областей вокруг Тихого океана, где его не знали до исторических времен. Незнакомые с ткачеством приморские жители Северо-Запада вырезали из дерева и кости кита грубые колотушки, такие же, какими пользовались во всей Полинезии, и делали одежду из размягченного этими колотушками вымоченного луба определенных деревьев. Плащи новозеландских маори, не знавших тропических деревьев, из которых обычно изготовляли тапу, так сильно напоминают лубяные плащи индейцев северо-западного побережья, что даже опытные исследователи не сразу их различают. (Тапа – полинезийская материя, делалась из луба бумажной шелковицы Broussonetia papyrifera.) Огромный разрыв в хронологии между концом неолита Индонезии и заселением Полинезии тоже легко перекрывается трамплином на Северо-Западе, где культура оставалась неолитической вплоть до прихода европейцев и где основным орудием труда, как и во всей Полинезии, был не топор, а тесло, насаженное на одинаковую для обеих областей коленчатую рукоятку. Одно из наиболее типичных для Полинезии тесел археологи обнаружили на побережье Северо-Западной Америки. Здесь находят варианты и других полинезийских изделий, которых нет в Юго-Восточной Азии, – своеобразные каменные колотушки в форме колокола, латинских букв D и Т, развившиеся на месте из пестов, а также характерные палицы типа пату и мере из полированного камня или китовой кости (по классификации полинезийских боевых палиц, разработанной несколькими исследователями, в том числе Баком, мере – короткая, плоская палица с утолщенной рукояткой).

Как и в Полинезии, здесь отсутствовал боевой лук со стрелами. Не было струнных инструментов; в обеих областях их заменяли барабаны, погремушки и духовые инструменты. Некоторые резные антропоморфные флейты настолько схожи у маори и северо-западных племен, что могут показаться сделанными одной рукой. Большие деревянные каноэ (основа чисто морской культуры племен северо-западного побережья Америки) перевозили до ста человек, и ранние путешественники отмечали поразительное сходство их с маорийскими военными каноэ. Как и в Полинезии, на Северо-Западе для плавания в открытом море иногда связывали вместе две лодки и накрывали общей дощатой палубой.

Кроме того, что суда в этих двух областях схожи по форме, размерам, способу соединения бортовых досок, отдельному изготовлению носа и кормы, увенчанных головами на лебединых шеях, совпадали даже обычаи их владельцев. Так, у некоторых племен маори и племен, живущих на Северо-Западе, было принято при подходе к берегу разворачивать боевые суда кормой вперед, ибо только богам полагалось причаливать носом.

Все эти, казалось бы, неожиданные и, однако, несомненные параллели и совпадения в культуре племен, населяющих прибрежные архипелаги Северо-Западной Америки и далекую Полинезию, неоднократно отмечались ранними путешественниками и современными этнографами. Отмечались и многие другие поразительные аналогии: от составного деревянного рыболовного крючка до резных деревянных столбов и дощатых домов с двухскатной крышей, в которые входили между расставленными ногами тотемного столба.

Этнограф Диксон подчеркивал в 1933 году, что Кук, Ванкувер и другие ранние путешественники, знакомясь с указанными областями Тихого океана, были поражены сходством культуры в этих районах. Те самые мореплаватели, которые обнаружили лингвистическое родство Полинезии и Индонезии, установили, что аналоги материальной культуры полинезийцев сосредоточены на побережье Северо-Западной Америки. Столь же примечательно сходство социального строя, обычаев и верований, также многократно отмеченное в литературе.

Привлекая внимание к архипелагу в северной части Тихого океана (севернее Гавайских островов) как к логическому трамплину на пути из Восточной Азии в Полинезию, мы не оспариваем прежних предположений о родине последних полинезийских иммигрантов, а лишь предлагаем новый вариант пути иммигрантов. Лингвистическое родство остается в неприкосновенности. До сих пор не выдвинуто никаких лингвистических аргументов, привязывающих полинезийских переселенцев к меланезийскому или микронезийскому маршруту. С точки зрения языкознания возможен любой географический трамплин. Правда, пока нет прямых указаний на то, что через архипелаг у северо-западного побережья Америки прошел какой-либо протомалайский язык. Но нельзя забывать, что (в отличие от изолированных в Океании полинезийских племен) язык жителей прибрежных островов Северо-Западной Америки, после того как они прибыли сюда из Азии, развивался.

Это можно подтвердить тем, что все здешние племена – квакиутли, хайда, сэлиши, цимшиены, тлинкиты и нутка, несмотря на тесное расовое и культурное родство, говорят на разных наречиях. Возможно, именно это расхождение – причина того, что современные исследователи не предпринимают серьезных попыток отыскать древнее родство языков Северо-Запада, с одной стороны, и малайских или полинезийских племен – с другой. Правда, в конце девяностых годов прошлого века кое-что было сделано.

Английский лингвист Кемпбелл в 1897-1898 годах высказывал мнение, что язык хайда на островах Королевы Шарлотты с таким же основанием, как полинезийский, следует отнести к океанийской семье. Он считал, что язык хайда развился на основе языка иммигрантов из области Южных морей. На рубеже XX века канадский профессор Хилл-Тут опубликовал лингвистическое исследование, озаглавленное «Океанийское происхождение квакиутлей. нутка и сэлишей Британской Колумбии…». Он доказывал, что языки этих племен Северо-Запада производят впечатление остатков некогда единого языка, который был родствен языку современных полинезийцев. Его труды заслуживают внимания; вообще всю эту проблему нужно снова основательно изучить.

На следующий, возможно главный, вопрос: не позволяет ли нам физическая антропология считать племена Северо-Запада недостающим звеном в цепи между физически отличающимися друг от друга индонезийцами и полинезийцами? – можно ответить утвердительно. Все признаки, резко отличающие полинезийцев от индонезийских народов, – рост, телосложение, форма головы, носа, строение волоса, волосатость лица и тела, пигментация – удивительно совпадают с типичными чертами хайда и квакиутлей, населяющих южно-центральный архипелаг у северо-западного побережья. И уже в последние годы к числу наиболее веских аргументов в пользу генетического родства жителей Полинезии и Северо-Западной Америки присоединились факторы крови.

В обеих областях почти отсутствует преобладающий в Индонезии фактор В, высок фактор О и поразительно высок фактор А. Отсутствие фактора В можно истолковать как признак того, что общий центр, из которого распространились малайцы, индейцы американского Северо-Запада и полинезийцы, находился где-то на северном побережье Восточной Азии и что малайцы приобрели доминирующий ген В уже после того, как обосновались в своей нынешней области.

В статье «Группы крови у полинезийцев» (1952 год) доктор Грейдон, видный австралийский авторитет в этой области, проверил наше предположение о родстве полинезийцев с индейцами Северо-Запада, исследуя для этого и другие факторы крови. Он обнаружил, что кровь полинезийцев и северо-западных индейцев и по другим признакам «поразительно схожа». И она же «явно отличается» от крови индонезийцев и микронезийцев. Он заключил: «Серологические данные, представленные в настоящей статье, говорят в пользу полинезийско-амернканского родства, и возможно, что заселение островов Полинезии в большой мере происходило волнами из континентальной Америки».

Позднее (1954 год) видный британский серолог Муран в своей монографии «Распределение групп крови человека» сделал следующий вывод: «Таким образом, наблюдения над факторами групп крови – ABO, MNS и Rh – согласуются с теорией Хейердала». Могу добавить, что после года, проведенного в Юго-Восточной Полинезии, я несколько месяцев жил среди сэлишей и квакиутлей Северо-Запада и наблюдал удивительное физическое сходство индейцев с полинезийцами. В долине Белла-Кула (центральное приморье Британской Колумбии) со мной происходили курьезные случаи: я на каждом шагу «встречал» лиц, с которыми был знаком на островах Южных морей.

Подводя итог, высказываю предположение, что восточноазиатский элемент в полинезийской расе и культуре проник в Полинезийскую область через Гавайские острова, причем северо-западное побережье Америки следует рассматривать как наиболее логичный, возможный и даже необходимый трамплин.

Однако ни в Индонезии, ни в Северо-Западной Америке, ни отдельно, ни вместе, не удалось найти достаточно убедительного объяснения всей полинезийской островной культуры. Большинство этнографов полагают, что полинезийская раса и культура состоят из двух (некоторые говорят – из трех) компонентов. В большей части Полинезии, особенно на Пасхе, на этом уединенном, ближе всех расположенном к Перу острове, обнаруживаются многочисленные признаки иного расового и культурного субстрата. Поэтому, согласно второму пункту моей гипотезы, предки нынешнего населения Полинезии, прибывшие туда в начале второго тысячелетия, не были первооткрывателями этих островов – их опередили мореплаватели андского происхождения. С ними связывают особую мегалитическую кладку и антропоморфные каменные изваяния на ближайших к Америке окраинных островах, появление маорийско-полинезийской собаки, распространение в Полинезии 26-хромосомного культурного американского хлопчатника, а также батата, бутылочной тыквы и ряда других американских элементов в полинезийской флоре, в том числе пресноводного камыша тотора на острове Пасхи и чилийского перца, который встречали в Полинезии европейские мореплаватели.

Многочисленные элементы полинезийской культуры восходят к этому южноамериканскому субстрату, который повлиял даже на окраину Меланезии. Ярким примером служит неизвестное в Южной и Восточной Азии искусство трепанации черепа, а также типично ритуальное потребление напитка кава с ферментом слюнных желез, распространившееся из Центральной и Южной Америки по всей Полинезии вплоть до ее западной окраины; здесь наряду с этим обычаем существует азиатский обычай жевать бетель.

Праща как боевое оружие неизвестна в Индонезии, зато прототипами трех специализированных типов пращи – ленточной, клапанной и щелевой – в области Южных морей являются перуанские образцы. Не знали в Индонезии и мумификации, однако в Полинезии, несмотря на неблагоприятный климат, ее применяли, причем метод сходен с перуанским. Плащи и мантии из перьев – одежда знати, характерная для Полинезии, – в Старом Свете не были известны, зато они присущи культурам Нового Света, в том числе культуре древнего Перу. Своеобразные простые и составные рыболовные крючки полинезийцев, не обнаруженные нигде в Индонезии, попадаются при раскопках мусорных куч на территории от Эквадора до Северного Чили. Сложную полинезийскую кипону – хитроумную мнемоническую систему узелков – не сравнить с простой веревочкой с узелками для счета, которая была распространена во всем мире; зато она в точности повторяет перуанские кипу.

Можно привести еще много примеров, касающихся материальной культуры, социальных особенностей и мифологии этих двух областей. Однако здесь достаточно указать, что на полинезийских островах явно знали керамику и ткацкий станок, несмотря на то, что последняя волна поселенцев пришла в Полинезию из области, где не было ни гончарного искусства, ни ткачества и где известны были лишь земляная печь и лубяная колотушка.

Теперь известно, что в Полинезии некогда в самом деле была культура, знакомая с керамикой. Как на восточной, так и на западной окраине Полинезии археологи нашли черепки различной красной посуды, причем находки на Маркизских островах оказались пока наиболее старыми. На этом же архипелаге и вообще во всей Полинезии до островов Фиджи на западе 26-хромосомный американский хлопок одичал; нынешним полинезийцам он ни к чему, но первые поселенцы, конечно, привезли его на острова неспроста.

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

ОТ ТОБОЛЬСКА ДО ПОЛИНЕЗИИ Скитания Федора Шемелина во время первого русского плавания вокруг светаНАСТАВЛЕНИЕ ШЕЛЕХОВАЭто было в Петропавловске-на-Камчатке в августе 1786 года. В гавани стоял первый корабль, пришедший из Ост-Индии. Капитан Вильям Питерс с уважением

Из книги Путь к Большой Земле автора Марков Сергей Николаевич

ОТ ТОБОЛЬСКА ДО ПОЛИНЕЗИИ Скитания Федора Шемелина во время первого русского плавания вокруг

Из книги Ружья, микробы и сталь [Судьбы человеческих обществ] автора Даймонд Джаред

Глава 17. Моторная лодка до Полинезии Для меня вся история островов Тихого океана воплощается в одном эпизоде моей биографии - случае, который произошел со мной и тремя моими спутниками в одном из магазинов столицы индонезийской Новой Гвинеи Джаяпуры. Спутников звали

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Заселение земель Разнообразие и удивительная изобретательность современных методов исследования позволяют восстановить, по крайней мере в основах, процесс заселения земли. Самым классическим методом исследования является, конечно, кропотливый анализ письменных

Из книги Фольклор в Ветхом завете автора Фрезер Джеймс Джордж

Сказания о великом потопе в Полинезии и Микронезии Легенды о великом потопе, в котором погибло множество людей, сохранились у туземцев с островов Полинезии и Микронезии, разбросанных по Тихому океану. «Основные факты, – читаем мы в одной книге, – одинаковы в преданиях,

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Заселение Австралии Проникнув через островные цепи Малайского и Зондского архипелагов в Австралию, первые люди увидели здесь природу более первобытную и девственную, чем в Северной и Южной Америке. Благодаря изолированности австралийцы, и в особенности тасманийцы

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

6.2. Рождение мифа о Полинезии Любовь европейцев к Полинезии – это любовь с первого взгляда. Причем, любовь чувственная. Мореплавателям XVIII в. требовалось полгода, чтобы из Европы достичь Полинезии. Цивилизация кончалась в порту Рио-де-Жанейро, дальше следовали пустынные

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Заселение Австралии Видимо, в конце палеолита и в мезолитическое время человек впервые проник и на другой материк, еще более изолированный от прямого контакта с Азией. Этот материк называется Австралией.Проникая сюда через островные цепи Малайского и Зондского

Из книги Норманны [Покорители Северной Атлантики] автора Джонс Гвин

ОТКРЫТИЕ И ЗАСЕЛЕНИЕ Начальная история Гренландии - это история жизни Эйрика Рыжего. Он первым исследовал остров и первым поселился на нем. Дал ему имя и вдохновил многих исландцев переселиться на эту землю. Он досконально описал западное побережье острова, невзирая на

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Заселение Палатина Первым из римских холмов был заселен Палатин. Об этом единоглас­но говорит античная традиция, это же подкрепляется топографическими соображениями. Склоны Палатина с трех сторон обрывисты, и только с северо-востока на холм открывается доступ, который,

Из книги Каннибализм автора Каневский Лев Давидович

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Заселение (Landn?mst??, 874–930) В настоящее время считается, что Исландия оставалась неизвестной европейцам в античное время и в течение почти всего первого тысячелетия нашей эры. В последние годы укрепилось мнение, что этот остров не является тем Ультима Туле, который посетил

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

автора Дикий Андрей

Заселение Как уже было упомянуто раньше, со второй половины XVI века началось движение беженцев с Украины-Руси, находившейся тогда под Польшей, на восток, в местности, считавшиеся территорией России.Уходили, спасаясь от польско-католической агрессии, не только единицы или

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Заселение Правобережья Вот как описывает это заселение Грушевский: «Сюда двинулись потомки панских фамилий, которые поудирали из этих краев во времена Хмельниччины, а также другие паны, которые за бесценок покупали у этих потомков права на здешние земли. Они сами или их

Географическое положение: Полинезия - (от греч. «много островов»)- субрегион Океании, состоящий из более чем 1000 островов, разбросанных по Тихому океану. Территория образует треугольник. Вершинами которого являются: Гавайские о-ва на севере, Остров Пасхи на юго-востоке, и Новая Зеландия на юго-западе.

Острова главным образом вулканического или кораллового происхождения. Вулканические о-ва гористые (высота свыше 4000 м), коралловые-плоские, низменные. На островах Гавайских и Самоа-действующие вулканы. Большинство островов окружено коралловыми рифами.

Площадь Полинезии (без Новой Зеландии) составляет- 26 тысяч кв.км

Население Полинезии составляет 1,2 млн человек.

Природно-климатические условия: Полинезия расположена на субэкваториальном, тропическом, субтропическом и меньшой мерой в умеренных поясах. Температура круглый год держится на одном уровне, от +24 до +29 градусов Цельсия. Осадков много- до 2000 мм в год. Нередки- штормы, тайфуны.

Животный и растительный мир Полинезии сильно отличается от континентального и характерен своей эндемичностью. Разнообразны вечнозеленые растения: араукарии, рододендроны, кротоны, акации, фикусы, бамбук, панданус, хлебное дерево. Сухопутный животный мир беден, на островах совсем нет хищников и ядовитых змей. Зато очень богаты прибрежные воды.

Юг Французской Полинезии и Питкерн расположены в зоне влажных субтропиков. Может быть немного холодно, температура отпускается порой до +18 С. А Новая Зеландия находится в умеренном климатическом климатическом поясе и частично в субтропическом, здесь холоднее, климат больше схож с английским.

Этнический состав населения: крупные народы Полинезии- гавайцы, самоанцы, татитяне, тонганцы, маори, маркизцы, рапануйцы, туамотуанцы, тувалуанцы, токелауанцы, ниуэанцы, пукапуканцы, тонгареванцы, мангареванцы, манихийцы, тикопианцы, увеанцы, футунанцы и др.

Языки: соответственно гавайский, самоанский, таитянский, тонганский, пасхальский, токелауский, тувалуский. Мангареванский и др.

Характерные черты полинезийских языков- малое количество звуков, особенно согласных, изобилие гласных. Языки полинезийцев настолько близки, что таитяне, к примеру, могли понимать гавайцев, хотя их разделяло огромное пространство.

ПОЛИНЕЗИЙЦЫ - группа родственных народов, коренное население Полинезии и Внешней Полинезии -- некоторых мелких островов Восточной Меланезии, островов Капингамаранги и Нукуоро в Микронезии: тонга, самоа, увеа, футуна, тувалу, токелау, ниуэ, пукапука, раротонга, мангайцы, тонгарева, манихики, ракаханга, таитяне, тубуайцы, рапа, паумоту, напуканцы, мангарева, маркизцы, рапануи, гавайцы, маори, тикопиа и другие. Общая численность 1120 тыс. человек. Говорят на полинезийских языках восточноавстронезийской (океанийской) группы австронезийской семьи. В колониальный период (с XIX века) началось активное проникновение европейских языков. Лишь около половины полинезийцев пользуется полинезийскими языками в быту; остальные -- только при традиционных обрядах и в торжественных случаях. В доколониальный период письменность имелась, по-видимому, только у рапануи. В колониальное время в ряде районов сложились местные системы письма на основе латинского алфавита (Таити, Самоа, Новая Зеландия). Полинезийцы -- преимущественно католики и протестанты.

Заселение Полинезии полинезийцами началось в последней четверти 2-го тысячелетия до нашей эры. Предки полинезийцев переселились с Фиджи на Тонга к 1200 до нашей эры, а оттуда -- на Самоа к 1000 до нашей эры. По-видимому, заселение Полинезии могло идти и через Микронезию, но этот путь имел второстепенное значение. Индейцы Южной Америки, по некоторым предположениям, могли оказать некоторое влияние на этногенез полинезийцев. Заселение Восточной Полинезии и мелких островов Восточной Меланезии шло с Самоа.

Глава семьи. Остров Тонга

Центром формирования восточно-полинезийской культуры были заселённые в начале нашей эры Маркизские острова, откуда полинезийцы направлялись на остров Пасхи (Рапануи, к V веку нашей эры), острова Общества и Гавайи (к середине 1-го тысячелетия нашей эры), Новую Зеландию и острова Кука (к концу 1-го тысячелетия нашей эры) и др. В доколониальный период в наиболее развитых районах (Тонга, Таити, Гавайи, Самоа) складывались раннегосударственные образования, шёл интенсивный процесс этнической консолидации, который на рубеже XVIII--XIX веков вступил в завершающую фазу.

В целом в Полинезии формирование отдельных народов завершилось в XIX--XX веках, когда острова Полинезии стали колониальными владениями Великобритании, США, Германии, Франции. Процессы этнической консолидации усилились с возникновением у полинезийцев независимых государств (Западное Самоа, Тонга, Тувалу).

В конце XVIII века процесс разложения первобытно-общинного строя в Полинезии завершился. По уровню социального развития выделяются 3 группы полинезийцев. У гавайцев, тонга, таитян, самоа имелась сложная система рангов, чётко вычленялся слой знати, из которого происходили вожди и который контролировал общественный труд. По культуре знать существенно отличалась от рядовых общинников; имелся развитый этикет, в частности общение лиц разных рангов требовало применения особых лексических формул («язык вождей»). Этническая консолидация достигла здесь наивысшего в Полинезии уровня.

У рапануи, маори, мангарева, увеа, маркизцев, тикопиа, футуна и др. общество делилось на знать и простых общинников. Наивысший уровень консолидации -- племя. Союзы племён только зарождались. Власть вождей была ограничена советом. По культуре высший слой несколько отличался от низшего. Имелся развитый этикет.

У полинезийцев островов Пука-пука, Онтонг-Джава, Токелау общественная стратификация находилась на низком уровне, реальная власть находилась в руках старейшин и глав отдельных семей. В решении важных вопросов участвовало практически всё взрослое население. В третьей и частично второй группах вожди часто совмещали политические и религиозные функции. В обществах первой группы произошло разделение религиозной и политической власти.

Полинезийцы жили большими патриархальными семьями или большесемейными общинами. Счёт родства билинейный. Господствовал патрилокальный брак. В колониальный период самобытная культура полинезийцев была основательно разрушена, однако некоторые пережитки уклада сохраняются до настоящего времени. На многих островах сформировались капиталистические производственные отношения.

Появилась местная интеллигенция.

На зависимых территориях растёт национально-освободительное движение.

Основные традиционные занятия -- ручное тропическое земледелие, иногда на основе искусственного орошения (таро, ямс, хлебное дерево, бананы, батат, сахарный тростник и т. д.), и рыболовство. На некоторых островах разводили собак, свиней и кур.

В ряде районов шло усиленное развитие ремёсел -- строительство лодок с балансиром, выделка тапы, резьба по дереву, в Восточной Полинезии -- по камню (изготовление статуй и др.). Полинезийцы славились мореходным искусством.

У современных полинезийцев распространяется плантационное хозяйство, растёт обрабатывающая и горнодобывающая промышленность, экспорт копры, бананов, какао, ванили и др., сохраняется и полунатуральное сельское хозяйство. Появилась местная интеллигенция. На зависимых территориях растёт национально-освободительное движение.

Традиционное поселение разбросанное. Жилище прямоугольное, иногда со скруглёнными углами, с двускатной крышей из жердей, травы и листьев, местами на каменном фундаменте или приподнятых земляных платформах.

Носили юбку или передник из волокон пандануса, тапы или травы или набедренную повязку. Иногда число носимых одежд свидетельствовало о статусе и богатстве. Сам тип одежды был тесно связан с социальным положением человека (плащи и шлемы вождей у гавайцев). Украшения из птичьих перьев, цветов, раковин. Была широко известна татуировка.

Питались в основном растительными продуктами и рыбой. Мясо, как правило, было пищей знати (как и напиток кава) в торжественных случаях. Пищу готовили в земляных печах. Умели консервировать продукты.

Традиционные верования -- культ богов и вождей, вера в безличную силу, приносящую удачу (мана). С вождями были связаны обычаи табу. Большую роль в жизни общества играли жрецы.

В Восточной Полинезии культовые места -- открытые площадки (марае), в Западной -- храмы («дома богов»).

В колониальный период распространились милленаристские культы.

Развит музыкальный и танцевальный фольклор (исторические и генеалогические предания, сказки, мифы, песни, пословицы, поговорки).

МАНГАРЕВА -полинезийский народ, коренное население островов Мангарева (бывшие Гамбье), включающих острова Мангарева, Тараваи, Акамару и Аукена, в составе Французской Полинезии. Численность в 1983 -- 582 человека. Говорят на мангареванском языке восточной ветви австронезийской семьи. полинезийский культура религия традиционный

Традиционное хозяйство: подсечно-огневое ручное земледелие (хлебное дерево, кокосовая пальма, таро, ямс, батат, арроврут, бананы, подорожник, сахарный тростник, турмерик, ти, панданус, бумажная шелковица). Ловят рыбу с помощью лесы и крючков из раковин, костянки кокоса, кости, для акул -- из дерева; сетей с грузилами, плетёных ловушек, загонов, бьют копьём, ночью ловят с факелами. Ловят также крабов, осьминогов, моллюсков тридакны, жемчужницы, турбо. Для рыбной ловли и передвижения между островами используют плоты под парусом и небольшие вёсельные лодки. Из домашних животных до XIX века разводили свиней.

Ремёсла: плотницкое (строительство домов, изготовление лодок, оружия, деревянной скульптуры), производство тапы из луба бумажной шелковицы и хлебного дерева, плетение (корзины, сумки, веера, пращи, ловушки, плетёнки для кровли). Основные орудия труда -- сажальный кол, каменные топоры, скребки из раковин.

Традиционное оружие мангарева -- деревянная палица, копьё с наконечником из рыбьей кости, лук и стрелы, плетёная праща.

К 30-м годам XX века полностью утратили традиционный уклад жизни и культуру, занимались товарным производством бананов и манго.

Традиционная пища: попои -- ферментированный, запечённый и растёртый плод хлебного дерева; роро -- густая жидкость, отжимаемая из мякоти кокоса: пасты из листьев и корней корделины терминалис (ти) и корней турмерика, тушёных клубнеплодов таро и ямса. Рыбу и морских животных ели в запечённом или сушёном виде, иногда вместе с попои. Пищу заворачивали в банановые листья и готовили в земляной печи. Мясная пища -- свинина и человечина по праздникам. Никогда не ели, в отличие от других полинезийцев, крыс и жмых кокосовых орехов.

Поселение обычно кучевой планировки, иногда вместе с огородами обнесено каменной стеной. Традиционные постройки -- спальные хижины, кухни, дома для больных и беременных женщин, общинные дома, храмы, жилище вождя -- прямоугольные в плане, столбовой конструкции с крышей из плетёнок из листьев пандануса или пальмы. Перед жилищем делали каменные вымостки. Общинные дома и храмы имели открытый передний фасад с длинной стороны. Храмы иногда имели каменный фундамент. Нижние части опорных столбов и концы стропил общественных зданий вырезали в виде фигур богов. Внутри их украшали крашеной тапой.

Мужская одежда -- набедренная повязка из тапы вокруг пояса; знатные женщины, кроме этого, носили большой кусок тапы, завязанный на правом плече, оставляя правые руку и грудь обнажёнными. Была распространена татуировка лица и тела, у вождей -- включая пятки. Вожди, жрецы и богатые мангарева носили на груди подвеску из зуба кашалота.

Воины носили короткие юбки из волокна бананового листа, тюрбан из тапы и перьевые венки на голове.

Поселение состояло из нескольких семейных общин, насчитывавших 3--4 поколения. Брак патрилокальный, счёт родства билатеральный. К приходу европейцев мангарева делились на простых общинников ("уруману), обрабатывавших землю; ремесленников, среди которых особым почётом пользовались плотники (таура ракау); средний зажиточный слой (пакаора); наследственную аристократию (того"ити), жрецов (таура), прорицателей ("акарата), воинов ("аретоа) и наследственных вождей ("арарики).

Говорят на мангареванском языке восточной ветви австронезийской семьи. Письменность с XIX века на основе латинского алфавита. Верующие -- католики.

Пантеон общеполинезийский. Главным считался Ту -- бог хлебного дерева, покровитель растительности и плодородия. Местные боги -- Ату-мотуа (Отец-повелитель) и Атуа-моана (Океан-повелитель). Фольклор включает генеалогические предания, мифы, легенды, сказки, обрядовые тексты.

Музыкальные инструменты -- вертикальные барабаны с мембраной из кожи акулы, горизонтальные щелевые гонги, бамбуковые флейты, свистульки из кусочков бамбука, сигнальные инструменты из раковины тритона.

МАРКИЗЦЫ , хиванцы (от хива -- «дальние страны»), народ группы полинезийцев, коренное население Маркизских островов (в составе «заморской территории» Французская Полинезия). Численность 13 тыс. человек.

Хозяйственно-культурные типы: Традиционные занятия -- ручное подсечно-огневое земледелие (таро, ямс), рыболовство, разведение свиней. Ремёсла -- плетение, резьба по дереву и камню, выделка неокрашенной тапы, изготовление лодок полинезийских и меланезийских типов. Современные маркизцы работают по найму в сельском хозяйстве, заняты добычей копры, в рыбной промышленности.

Особенности материальной культуры: Традиционные дома вождей -- на каменных платформах (до 30 м длиной), с большой открытой верандой, украшенные резьбой (антропоморфные изображения).

Этногенез маркизцев связан, вероятно, с миграциями первых вв. нашей эры и особенно IV--VII вв. С запада. Контакты с европейцами с XVIII века. В основе традиционной социальной организации были племена, которые возглавлялись верховными вождями (хакаики нуи) и советами (хакатоотина); выделялись социальные группы -- военачальники (тоа), жрецы (тауа), наследственные ремесленники (тухунга). У знатных была распространена полиандрия.

Распространена татуировка, женщины осветляют кожу.

Пьют каву.

Особенности духовной культуры и религии: Имелись тайные союзы, тайные языки. Распространён обычай побратимства (энао, тайо -- «побратим») с обменом именами. Традиционные верования включали культы предков, черепов вождей, почитание черепахи, индийской смоковницы. Большая часть маркизцев -- католики, значительное число кальвинистов.

ПАУМОТУ (туамоту)-полинезийский народ, основное население островов Туамоту, во французской Полинезии (численность 16,4 тыс. человек).

Хозяйственно-культурные типы: Основные традиционные занятия -- ручное земледелие (панданус, таро, ямс, кокосовая пальма) и рыболовство. Развита добыча перламутра; паумоту заняты также в производстве копры.

Особенности материальной культуры: В прошлом каждый остров делился на районы, населённые несколькими патрилинейными родами (нгати). Во главе нгати стоял вождь, иногда выборный (арики, арики нуи), избирались и женщины. В зависимости от социального положения различались способы нанесения татуировки. Семья малая, счёт родства билатеральный, брачное поселение неолокальное.

Особенности духовной культуры и религии: Распространены французский и неотаитянский языки. Письменность на основе латинской графики с середины XIX века. Имеются говоры. Верующие -- христиане.

Часть паумоту переселилась на Таити во время междоусобных войн начала XIX века; паумоту испытали влияние таитян, которым близки по культуре. По преданиям, предки паумоту приплыли из земли Раро, возможно, из района Маркизских островов.

Традиционны культы многочисленных богов, духов-хранителей, духов зла, предков. Существовали святилища-мараэ с деревянной культовой скульптурой (тики), колдовство. На почве христианских и полинезийских верований развился синкретический культ бога Кихо (Кио, Ио). Усиливаются процессы этнического сближения паумоту с таитянами и другими народами французской Полинезии.

ТАИТЯНЕ (маохи) -полинезийский народ, коренное население острова Таити и некоторых других островов Общества (во французской Полинезии). Численность 130 тыс. человек, 7 тыс. человек живут также в Новой Каледонии.

Хозяйственно-культурные типы: Традиционные занятия -- ручное земледелие (таро, ямс, батат, кокосовая пальма), животноводство (свиньи, собаки) и рыболовство. Традиционные ремёсла -- строительство лодок, изготовление тапы, циновок и др., резьба по дереву и камню. В колониальный период возникла обрабатывающая промышленность. Ведётся вывоз копры, ванили, перламутра.

Особенности материальной культуры: Традиционное поселение -- деревня. Традиционное жилище прямоугольное, столбовой конструкции, с двускатной крышей из жердей и травы.

Одежда (юбки, передники, плащи и накидки) из тапы и циновок. Знать носила богатые головные уборы из перьев.

Пища -- в основном растительная и рыбная.

Для традиционной социальной структуры характерно выделение высших и низших вождей, знати (арии), богатых землевладельцев (раатира), простых общинников. Вожди возглавляли отдельные племена и племенные общности. Общины -- соседские. Брак моногамный, у вождей -- полигиния.

Особенности духовной культуры и религии: Говорят на таитянском или неотаитянском (новотаитянском) языке восточноавстронезийской группы австронезийской семьи. Слабое говорное членение (не изучено) связано с распространением таитянского языка как языка межэтнического общения на островах Туамоту, Маркизских, Мангарева, Тубуаи. Письменность на основе латинского алфавита с 1823. Таитяне -- кальвинисты, часть -- католики.

К таитянам близки соседние рапа и тубуайцы, которых частично ассимилируют таитяне. Острова Общества начали заселяться полинезийцами к середине 1-го тысячелетия нашей эры. Во 2-м тысячелетии нашей эры на острове Таити сложилась племенная организация во главе с наследственными вождями. На рубеже XVIII--XIX веков завершилась этническая консолидация таитян. В начале XIX века на острове Таити и близлежащих островах было создано раннегосударственное образование.

Для традиционных верований таитян характерны развитый пантеон богов, культ вождей. Жречество (опунуи) составляло наследственную касту. Распространены вера в духов и культ предков. Развит музыкальный (барабан, флейта) и танцевальный фольклор. Наряду с внутриэтнической консолидацией таитян происходит процесс межэтнической консолидации полинезийцев французской Полинезии (таитян, паумоту, мангарева, маркизцев).

ТУБУАЙЦЫ (тубу, тубуаи)- полинезийский народ, коренное население островов Тубуаи во французской Полинезии. Численность 15 тыс. человек.

Хозяйственно-культурные типы: Основные занятия тубуайцев -- ручное земледелие (таро, ямс, кокосы, бананы, хлебное дерево) и рыболовство. Свиньи и домашние птицы ввезены европейцами. Тубуайцы -- искусные мореплаватели, знают несколько десятков типов судов. Современные тубуайцы заняты также в производстве копры и ванили.

Развита орнаментация тапы, резьба по дереву, в том числе антропоморфная на домах, вёслах.

Особенности материальной культуры: Тубуайцы жили патрилинейными родами, объединения которых возглавлялись вождями (арики). При отсутствии мужского наследника возможно было матрилинейное наследование. Во главе островов стояли правители, связанные с династиями Таити, нередко совмещавшие светские и религиозные функции. Выделялась группа жрецов (пуре). Современные тубуайцы живут малыми семьями с неолокальным поселением. Посёлки возглавляются выборными советами. На острове Раиваваэ обнаружены каменные скульптуры, напоминающие скульптуры острова Пасхи. Распространены крепости, укрепления (остров Рапа).

Особенности духовной культуры и религии: Говорят на языке тубуаи восточноавстронезийской группы австронезийской семьи. Распространён также французский язык. Выделяются говоры островов Тубуаи, Руруту, а также Рапа, Раиваваэ, где отмечены черты неполинезийского субстрата. Большое значение приобретает неотаитянский язык. Тубуайцы -- христиане (протестанты и католики), часть придерживается традиционных верований.

Острова заселены в 700--1100, по легендам -- с земель Паруту и О"Гвива (предположительно, Тонга и Хива-Оа). Наиболее вероятно заселение и сильное влияние с островов Общества. Часть тубуайцев происходит с островов Кука, Туамоту. Полинезийские традиции устойчиво сохранились в силу относительной изоляции.

У тубуайцев сохраняются культы верховных богов (Тангароа, Роотеабу) и культы богов отдельных родов, связанные с культом предков. Предком всех тубуайцев считается Аа. У тубуайцев усиливаются процессы этнической консолидации с таитянами и другими народами французской Полинезии.

Статьи по теме