Самая опасная подводная лодка в мире. Самая лучшая подводная лодка в мире

Одними из самых грозных военных орудий на земле являются подводные лодки, они не только идеальны подходят для скрытных операций, уничтожения судов противника и разведки, но также способны нести ядерные боезапасы и создавать колоссальное давление на силы потенциального врага. Все они отличаются по многим параметрам, «Курсив» попытался выделить самые лучшие субмарины в мире.

Подводные лодки типа «Огайо» (США)

Серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок третьего поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащёнными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

На сегодняшний момент ПЛАРБ типа «Огайо» удерживают мировой рекорд по количеству размещённых ракетных шахт - 24. И по праву считаются одними из самых совершенных в своём классе.

Высокая точность ракет «Трайдент-II» позволяет, наряду с сухопутными МБР, поражать всю номенклатуру высокопрочных целей типа шахтных пусковых установок и углублённых командных пунктов. Большая дальность ракетного комплекса «Трайдент» позволила лодкам типа «Огайо» осуществлять дежурство в Атлантическом и Тихом океанах в зонах господства своих ВМС, что обеспечило им высокую боевую устойчивость. Высокая эффективность и сравнительно малая стоимость содержания ПЛАРБ, вооружённых ракетами «Трайдент-2», привела к тому, что морские стратегические силы занимают лидирующие позиции в ядерной триаде США.

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (Россия)

Серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и «титановые» лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983-2004 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука».

Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства связи и обнаружения.

В сравнении с лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооружённости. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом - американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Джереми Бурда , являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994-1996 годах, отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколения.

Подводные лодки типа «Вэнгард» (Великобритания)

Серия из четырёх британских атомных стратегических подводных лодок, построенных в 1990-х годах. В начале 1990-х пришли на смену четырём атомным подводным лодкам типа «Резолюшн» (Resolution) и являлись их дальнейшим развитием.

В настоящее время все ПЛАРБ типа «Вэнгард» входят в состав КВМФ. Постоянно одна из них несёт боевое дежурство в Атлантическом океане. Срок автономности при несении боевого дежурства - около 12 недель.

На данный момент (после снятия с вооружения в апреле 1998 года авиационных бомб WE177) ПЛАРБ типа «Вэнгард» являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании.

Правительство Великобритании представило на утверждение в парламент законопроект, предусматривающий замену находящихся в составе флота ракетоносцев типа «Вэнгард» субмаринами нового поколения. Строительство новых лодок начнется в 2020-х годах, когда построенные в конце прошлого - начале нынешнего века субмарины будут выведены из состава ВМС.

Подводные лодки типа «Триумфан» (Франция)

Серия из четырёх французских атомных стратегических подводных лодок, построенных в 1989-2009 годах. Являются новым поколением французских ПЛАРБ и заменой первых шести французских стратегических ракетоносцев типа «Редутабль».

При разработке корабля типа «Триумфан» ставились две первоочередные задачи: во-первых, обеспечение высокого уровня скрытности, и во-вторых, способность раннего обнаружения средств противолодочной обороны (ПЛО) противника, что позволило бы раньше начать маневр уклонения от контакта.

Основным вооружением являются 16 баллистических ракет М45 на первых трех лодках и 16 ракет М51.1 на последней - четвертой лодке Le Terrible (S 619), введенной в строй в ноябре 2010 года. Благодаря новой ракете, дальность поражения была увеличена до 9000 км. Новая ракета несет головную часть TN-75 с шестью боевыми блоками мощностью 100 кТ каждый.

В настоящее время принято решение о переоснащении ракетами типа M51.2, с новой, более мощной головной частью TNO (Tete Nucleaire Oceanigue) первых трёх лодок. Работы должны проводиться во время капитального ремонта. Первой лодкой, переоснащенной новой ракетой, должна стать Le Vigilant (S 618) - третья лодка серии, которая должна была стать на капитальный ремонт в 2015 году.

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» (Россия)

Проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (ПЛАРК) четвёртого поколения. По состоянию на 2015 год головной корабль проекта «Северодвинск» вошёл в состав Северного флота, второй - «Казань», третий - «Новосибирск», четвертый корабль «Красноярск», пятый корабль «Архангельск» и шестой корабль «Пермь» строятся по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М».

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень» частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.

Подводные лодки типа «Вирджиния» (США)

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвёртого поколения. Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Кроме стандартного вооружения, лодка имеет также оборудование для специальных операций - необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.

Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер используется в качестве дальномера.

Подводные лодки проекта 955 «Борей» (Россия)

Серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Головной корабль - «Юрий Долгорукий» в составе Северного флота, второй - «Александр Невский» и третий - «Владимир Мономах» - в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый - «Князь Владимир», пятый - «Князь Олег» и шестой - «Генералиссимус Суворов» в процессе постройки. Седьмой - «Император Александр III» заложен 18 декабря 2015.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 штук.

Подводная лодка - морская гроза
Под черной пилоткой стальные глаза


100 лет назад подводные лодки доказали свою боевую эффективность, уверенно заняв свою нишу в области морских вооружений. Именно атомным подводным ракетоносцам была доверена почетная роль «могильщиков человечества».
В связи с высокой сложностью и дороговизной, атомные подлодки сначала имелись лишь в составе флотов СССР и США. Через некоторое время к ним присоединились британские и французские АПЛ. Позже появились китайские атомные подлодки. Сейчас АПЛ имеется в ВМС Индии – индийцы используют российскую технику, но в то же время активно работают над проектом собственной АПЛ.

Как и любая техническая система, подводные лодки разных проектов обладают своими достоинствами и недостатками. Это и попытался выяснить американский познавательный канал Discovery, составив рейтинг лучших субмарин. С моей точки зрения, глупо и невежественно напрямую сравнивать подлодки разных эпох. Представьтие штурмана немецкого У-бота, пытающегося определить с помощью примитивного гирокомпаса, где же Север под этой чертовой водой, куда плыть и что делать – аккумуляторная батарея почти разряжена, связи с берегом нет, а на хвосте вражеские противолодочные корабли. Что есть общего у немецкого моряка с членом экипажа современной АПЛ, оснащенной системами спутниковой связи и навигации? Атомоход может месяцами скрытно действовать в толще морских вод, а его способно испепелить все живое на нескольких континентах. Гораздо логичнее, на основе программы «Лучшие подводные лодки» сравнить только атомные субмарины.

Еще пара слов из теории подводных лодок. Несмотря на свои отличные боевые качества, субмарины - это все-таки слишком специфическое оружие, которое в большинстве случаев не способно заменить надводные корабли. Подлодки бессильны против авиации, а в случае локальных конфликтов, когда, например, нужно поддержать огнем десант, их ударный потенциал против наземных целей изчезающее мал. Главное боевое качество подлодки – скрытность, именно этот параметр обычно стоит во главе угла при сравнении субмарин. Хотя достоинство часто становится недостатком – подлодка не может заявить о своем присутствии, т.к. ее попросту не видно. Но это мелочи.

Гораздо серьезнее тот факт, что подводные силы, действующие отдельно от авиации и надводных кораблей становятся легкой добычей. Немецкие асы-подводники поначалу набивали себе огромные счета уничтожая безоружные транспорты или нападая на неподготовленного врага. С появлением более-менее серьезного противодействия, эффективность «волчьих стай» Деница резко уменьшилась, а когда на охоту вышла морская противолодочная авиация, появились радары и новые акустические станции, у немцев растаяли последние шансы на успех. За время Второй мировой 783 немецких У-бота остались на дне Атлантики, погибло 32 000 подводников!

Мораль такова: подлодки прекрасно справляются со своими задачами, но применять их для решения всех проблем, стоящих перед ВМФ – бессмысленно и неэффективно. А теперь, думаю, стоит перейти непосредственно к рейтингу.

10 место – тип «Вирджиния»

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвертого поколения.
Головной корабль вступил в строй в 2004 году. В строю на сегодняшний день – 8 АПЛ, по плану до 2030 года должно быть построено еще 22 подлодки
С первого взгляда, характеристики самого современного в мире атомохода вызывают глубокое чувство разочарования. Скорость подводного хода – 25 узлов, рабочая глубина погружения – 250 метров. Нда…такими показателями не удивишь даже подводников Кригсмарине. Не блещет и вооружение: 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска крылатых ракет «Томагавк». Боекомплект – 26 торпед и 12 «Боевых топоров». Не густо. Из специальных средств - лодка снабжена шлюзовой камерой для выхода боевых пловцов и необитаемыми подводными аппаратами.

Но есть у этого проекта и ряд сильных сторон, делающие АПЛ «Вирджиния» крайне опасным подводным противником. Полная скрытность – вот ее девиз! Система изолированных палуб, каскадная пневматическая амортизация оборудования, новые «глушащие» покрытия корпуса и гребной винт, заключенный в фенестрон (кольцевой обтекатель) – все это обеспечивает предельно низкий уровень шумности. Лодка практически необнаружима на фоне океанских шумов. Новая атомная энергетическая установка General Electric S6E позволяет перезаряжать реактор один раз в 30 лет, что соответствует расчетному сроку службы подводного корабля.
«Вирджиния» насыщена различными «хай-тек» системами и современнейшим радиоэлектронным оборудованием. Впервые в мировой практике вместо традиционного перископа применяется телескопическая мачта на которой установлены видеокамера, инфракрасный сенсор и лазерный дальномер. Изображение транслируется на монитор в центральном посту по волоконно-оптическому кабелю. Решение, конечно, интересное.

Но…как бы не пытались американские подводники восхищаться своей новой лодкой, это совсем не то, о чем были их мечты. 20 лет назад такая АПЛ в боевом составе ВМС США вызвала бы бурю возмущения – Америка готовилась строить совсем другие субмарины, с запредельными характеристиками и очень высокой стоимостью. По этим показателям «Вирджиния» - всего лишь компромисс. Тем не менее, лодки этого проекта несут в себе удачные новаторские решения, имеют высокий боевой потенциал и рассчитаны на массовое строительство.

9 место – Тайфун

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. Длина его корпуса как два футбольных поля. Высота – с девятиэтажный дом. Подводное водоизмещение – 48 000 тонн. Экипаж - 160 человек.
Самый крупный подводный корабль из когда-либо созданных человеком. Сомнительное достижение с точки зрения боевой эффективности, но в то же время нельзя не восхититься размерами этой субмарины. Всего по проекту 941 было построено 6 атомных подводных ракетоносцев.

Благодаря своим циклопическим размерам, «Тайфун» был способен проламывать лед толщиной до 2,5 метров (!), что открывало перед советским подводным крейсером перспективу боевого дежурства в высоких арктических широтах.
Другое достоинство этого невероятного «подводного катамарана» - предельно высокая живучесть. Девятнадцать (!) герметичных отсеков позволили рассредоточить и продублировать все важные системы корабля. Реакторы «Тайфуна» разместили в двух независимых отсеках в разных корпусах подлодки.
Что? О каких разных корпусах идет речь?


Якорь "Тайфуна"

Своими необъятными размерами «Тайфун» был обязан твердотопливной баллистической ракете Р-39 со стартовой массой 90 тонн, на борту атомного подводного крейсера их было 20 штук. Конструкторам пришлось применить нетрадиционные компоновочные решения, как результат - этот невероятный «подводный катамаран» имеет два отдельных титановых прочных корпуса (в техническом отношении их вообще пять!). При этом масса забортной воды, находящейся в легком корпусе составляет 15 000 тонн, за что «Тайфун» получил на флоте ироничное прозвище «водовоз». Но свою задачу стратегического ядерного сдерживания он выполнил на 100%. Лучше всего об этом проекте сказали специалисты КБ «Малахит» – «победа техники над здравым смыслом».

8 место – «Золотая рыбка»

Рекорды, о которых не сообщало ТАСС. 18 декабря 1970 года АПЛ Северного флота К-162 в подводном положении установила абсолютный мировой рекорд скорости хода – 44,7 узла (82,78 км/ч).

Осенью 1971 года, во время дальнего похода в Атлантику – до самой Бразильской котловины, она не один раз обогнала авианосец «Саратога» - группировке ВМС США так и не удалось от нее оторваться. Советская подлодка, несмотря на все попытки уклонения, легко и непринужденно занимала выгодную позицию для атаки на глазах у изумленных американцев.
Помимо отличных ходовых качеств, К-162 (с 1978 г. – К-222) обладала солидным вооружением. В качестве главного калибра - 10 пусковых установок противокорабельных ракет «Аметист», также имелось 4 торпедных аппарата и 12 торпед.

Почему же по супер-проекту 661 «Анчар» была построена всего лишь одна субмарина? Причин тому несколько:
Слишком высокая шумность, на скорости хода более 35 узлов К-162 создавала чудовищный грохот. В центральном посту уровень акустического шума достигал 100 децибелл. Это лишало лодку скрытности, а соревноваться в скорости с противолодочными вертолетами было бессмысленно.

Другой забавный момент, титановый монстр обошелся СССР в 240 миллионов рублей (в это же время американские налогоплательщики заплатили 450 миллионов долларов за авианосец «Энтерпрайз», в 1960-х годах за 1 доллар давали 60 копеек…вот и считайте). Невероятно, но факт – подлодка стоила почти как гигантский атомный авианосец водоизмещением 85 000 тонн. Недаром К-162 прозвали «Золотой рыбкой»!

7 место – «Неуловимый Майк»

Еще один рекордсмен из океанских глубин – многоцелевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» с титановым корпусом. 4 августа 1985 года она установила абсолютный рекорд глубины погружения среди подводных лодок – 1027 метров!
На самом деле, лучшая подлодка ВМФ СССР была рассчитана на еще большую глубину - 1250 метров, при этом подлодка-рекордсмен могла применять свое оружие на любых глубинах; в ходе тестовых погружений К-278 успешно отстрелялась муляжами торпед на глубине 800 метров!

Единственный корабль проекта 685 «Плавник» был отлично вооружен и очень опасен – 6 носовых торпедных аппаратов и 22 боеприпаса. В комплекс вооружения подводной лодки входили стратегические крылатые ракеты «Гранат», высокоскоростные подводные ракеты «Шквал», противолодочные ракето-торпеды «Водопад» с ядерными боевыми частями и самонаводящиеся электрические торпеды.
Удивительная подлодка стала неразрешимой загадкой для ВМС «вероятного противника» - на глубине 1 километр «Неуловимый Майк» не обнаруживался никакими акустическими, магнитными или иными средствами.


Кадры с глубоководного аппарата "Мир", 1994 год

Чтож…не хочется об этом упоминать… это та самая подлодка, погибшая в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года. К-278 затонула на глубине 1858 метров, часть экипажа была спасена. Точные причины гибели подлодки не установлены до сих пор, Арктика надежно хранит свои тайны.

6 место – «Убийцы городов»

15 ноября 1960 года впервые вышел в боевое патрулирование атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Главной задачей нового подводного корабля стало нанесение из глубин Мирового океана ракетно-ядерных ударов по важным административным центрам, объектам военно-экономического потенциала и крупным городам с целью их полного уничтожения.

Идеи, положенные в основу этого амбициозного проекта, заключались в следующем:
- баллистическая ракета, запускаемая с подводной лодки имеет меньшее подлетное время, по сравнению с ракетой, запускаемой с наземной базы. Этот фактор обеспечивает большую внезапность и сокращает время, в течение которого противник может принять контрмеры;
- атомная подводная лодка-ракетоносец обладает настолько большой подвижностью по сравнению с обычной дизельной лодкой, что противник не в состоянии ее вовремя обнаружить и поразить;
- при наличии некоторого количества атомных подводных лодок-ракетоносцев на позициях в Мировом океане, противник никогда не определит, откуда ему следует ожидать нападения;

В течении года к «Дж. Вашингтону» присоединились еще 4 аналогичные субмарины. Выходя на стартовые позиции в Норвежском и Средиземном морях, каждая из них могла запустить 16 баллистических ракет «Поларис» А-1 на дальность 2200 км. Ракеты оснащались боеголовками взрывной мощью 600 килотонн, запуск проводился с глубины 20 метров. Откровенно слабые характеристики с позиции наших дней, но пятьдесят лет назад стратегические подводные ракетоносцы типа «Дж. Вашингтон» заставили содрогнуться весь мир.

5 место – Неподражаемая «Лира»

Подводный перехватчик проекта 705(К). Неуловимый и беспощадный киллер, созданный для охоты на вражеские субмарины. Скорость подводного хода – 41 узел, невероятно, но «Лира» развивала полный ход уже через минуту из неподвижного положения. На полном ходу, циркуляция с разворотом на 180° выполнялась за 40 секунд. Такие фокусы позволяли удрать от противолодочной торпеды.
«Лира» могла за тридцать минут отойти от пирса, набрать ход и скрыться под водой, растворившись в глубинах Мирового океана (обычной АПЛ на это требуется 2-3 часа). Столь удивительные характеристики – результат особых технических решений, применявшихся при создании данного проекта.

Во-первых, специалисты КБ «Малахит» постарались до предела уменьшить размеры АПЛ, сократив до минимума экипаж и оставив лишь один реактор. Субмарина, оснащенная комплексной автоматизированной системой управления, управлялась экипажем всего из 32 офицеров.
Во-вторых, в качестве конструкционного материала был применен … правильно, титан. И, конечно же, для необычной лодки потребовалась необычная силовая установка – реактор с жидким металлическим теплоносителем (ЖМТ) - в контурах реактора бурлила не вода, а расплав свинца с висмутом. Собственно, подобный «агрегат» применялся еще лишь на советской подлодке К-27, не пошедшей в серию. Также реактор с ЖМТ испытывался на американской АПЛ USS Seawolf» (SSN-575),но через 4 года эксплуатации его демонтировали и заменили на обычный реактор с водяным охлаждением. Поэтому «Лиры» стали единственной в мире серией атомных субмарин с реактором с ЖМТ. Реакторы такого типа обладают неоспоримым преимуществом – исключительной «приемистостью» и высокой удельной мощностью.

Вместе с тем, реактор с ЖМТ представляет повышенную опасность и требует особых мер по соблюдению правил эксплуатации. В случае малейшего застывания, теплоноситель полностью перестает выполнять свои функции, превращая реактор в ядерную бомбу. Большинство лодок с реакторами ЖМТ (в том числе и экспериментальная К-27) покинули боевой состав флота из-за нехороших историй, произошедших в реакторном отсеке. Так 8 апреля 1982 года, во время боевого похода, на палубу АПЛ К-123 вылилось 2 тонны жидкого металла из первого контура реактора. Ликвидация последствий аварии заняла 9 лет.

Пункт базирования атомарин пр. 705(К) находился в Западной Лице. Там же был создан специальный береговой комплекс для обслуживания подлодок этого типа: котельная для подачи пара на корабли, у пирсов - плавказарма и эсминец, подававшие пар от своих котлов. Однако, с точки зрения безопасности этого оказалось мало – обычная авария на тепловой магистрали грозила перерасти в жуткую радиационную катастрофу. Поэтому «Лиры» "грелись" своими силами, их реакторы постоянно работали на минимально контролируемом уровне мощности. Лодку нельзя было ни на секунду оставить без внимания. Все это не прибавило «Лирам» популярности среди обитателей гарнизона.
Все шесть ужасных страшилок времен Холодной войны были окончательно списаны в 90-х годах, поставив точку в развитии АПЛ с реакторами с ЖМТ. По обе стороны океана вздохнули с облегчением – «Лиры» были грозным подводным противником для ВМС США, но в то же время малютки были совершенно безжалостны по отношению к собственному экипажу и персоналу военной базы в Западной Лице.

4 место – «Щука-Б» против «Морского волка»

Лучшие из лучших. Советская многоцелевая АПЛ проекта 971 «Щука-Б» вобрала в себя самые удачные идеи легендарного предшественника пр. 671РТМК и титановой подлодки пр. 945 «Барракуда».

Суровый подводный воин создавался не для рекордов. Это был продуманный до мелочей, сбалансированный проект многоцелевой АПЛ у которой практически нет слабых мест. Подводная скорость – 30 узлов. Рабочая глубина погружения - 480 метров, предельная - 600. Вооружение – восемь торпедных аппаратов, 40 единиц боеприпасов в различной комбинации: крылатые ракеты «Гранат» с ядерными боевыми частями, противолодочные ракето-торпеды, подводные ракеты «Шквал», мины и глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ. Помимо прочего, «Щука-Б» имела на вооружении мощнейшие торпеды «65-76» калибра 650 мм. Боевая часть – 450 кг, дальность хода – порядка 30 морских миль. Скорость в режиме поиска -30 узлов, в момент атаки - 50…70 узлов. АПЛ могла атаковать противника, не входя в зону действия его противолодочных средств, а новейшей радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование лодки позволяло морякам контролировать пространство в радиусе десятков миль от АПЛ.

В 80-х годах разразился международный скандал – в прессу просочились сведения, что КГБ через подставных «гражданских» з
заказчиков закупило у компании «Toshiba» высокоточные станки для металлообработки. Гребные винты, изготовленные по новой технологии, в разы уменьшили шумность советских АПЛ. Америка ввела санкции против жадных менеджеров компании «Toshiba», но дело сделано – «Щуки-Б» уже вышли в море.
В настоящее время многоцелевые АПЛ пр. 971 составляют основу подводного флота России. Всего успели построить 14 «Щук-Б» , еще одна – К-152 «Нерпа» была достроена в экспортной модификации, 4 апреля 2012 года на базе Вишакхапатнам лодка была принята в боевой состав ВМС Индии. Еще несколько корпусов, находящихся в высокой степени готовности, были использованы при постройке РПКСН типа «Борей».

Уязвленные советским превосходством, в Пентагоне решили без промедления принять контрмеры. В октябре 1989 года в США была заложена субмарина нового типа с устрашающим именем «Seawolf» («Морской волк»).
Американцы старались как могли, на новой АПЛ используется революционный движитель – водомет. Были увеличены расстояния между корпусом лодки и механизмами ГЭУ, применены новые амортизаторы и шумопоглощающие покрытия. Лодка практически не обнаружима при движении 20 узловым ходом.

Комплекс вооружении мощен и разнообразен: универсальные торпеды Марк-48, тактические крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун», противолодочные мины «Кэптор». Для их запуска используются восемь 660 мм торпедных аппаратов, установленных по бортам АПЛ. Носовая часть лодки полностью занята ГАС, еще 6 пассивных гидроакустических антенн установлены вдоль бортов. В результате получился настоящий океанский бандит, способный разобраться с любым противником. Вот только цена вопроса…4 миллиарда долларов. Хорошая подводная лодка обычно стоит как авианосец.
30 «Морских волков» должны были в будущем стать опорой американских ВМС, но, в связи с распадом СССР, построили лишь три лодки. Взамен моряки получили «Вирджинию» с урезанными характеристиками (Помните, мы говорили об этом?).

«Морской волк» конечно крут, но в составе ВМФ России находятся в три раза больше АПЛ пр.971 «Щука-Б» , почти не уступающих ему по характеристикам.

3 место – тип «Лос-Анджелес»

Серия из 62 многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. Сами американцы любят их называть «fast attack submarines», что, по-сути, означает «охотники за подводными лодками». Основные задачи – прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев, борьба с подлодками противника. Одни из немногих АПЛ, имеющих хоть какой-нибудь боевой опыт – во время «Бури в пустыне» два «Лос-Анджелеса» привлекались к ударам по наземным целям.


Центральный пост

В чем секрет их популярности? «Лос-Анджелесы» известны своей надежностью и низким уровнем собственных шумов. Они достаточно подвижны (подводный ход до 35 узлов), имеют скромные размеры и стоимость. Настоящие «рабочие лошадки» флота.

Лодки неплохо вооружены – имеются 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска «Томагавков», общий боекомплект – 38 ракет и торпед. «Томагавки», «Гарпуны», «хитрые» мины «Кэптор» – стандартный набор американской субмарины. Некоторые из «Лос-Анджелесов» оснащаются контейнером Dry Deck Shelter для работы подводных диверсантов.


Открытые крышки ракетных шахт

Америка не спешат расставаться со своими проверенными подлодками. Даже при наличии новых «Вирджиний», многие из «Лос-Анджелесов» проходят модернизацию и останутся в строю как-минимум до 2030 года.

2 место – тип «Огайо»

Самые совершенные атомные подводные ракетоносцы. При подводном водоизмещении 18 700 тонн американским конструкторам
удалось «впихнуть» на «Огайо» 24 пусковые шахты для запуска баллистических ракет «Трайдент».

В остальном это обычные субмарины, построенные в лучших традициях американского подводного флота: 4 отсека, единственный реактор, скорость подводного хода 20-25 узлов, четыре торпедных аппарата для самообороны. Для повышения боевой устойчивости «Огайо» был сделан упор в двух направлениях. Во-первых, разработчики добились радикального уменьшения акустических, магнитных, радиационных и тепловых полей. Во-вторых, боевая устойчивость лодки обеспечивается режимом исключительно высокой секретности – во время боевого патрулирования точное положение ПЛАРБ неизвестно даже рулевым, координаты знают лишь несколько старших офицеров подводного корабля.

В связи с договором об ограничении стратегических наступательных вооружений, 4 из 18 «Огайо» были переклассифицированы в ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами). Баллистические ракеты «Трайдент» были извлечены из шахт, взамен в 22 ракетных шахтах разместили 154 тактических «Томагавка» (по 7 в каждой). Две ближайшие к рубке шахты переоборудованы в шлюзовые камеры для боевых пловцов. Кроме того, на лодке, помимо основного экипажа, могут быть размещены 66 десантников.


Томагавки

Удивительно, но созданные 35 лет назад «Огайо» полностью соответствуют современным требованиям, при этом их коэффициент оперативной напряженности соответствует 0,6. Это означает, что 2/3 своего времени лодки проводят на боевом патрулировании.
Командование ВМС США планирует полностью вывести «Огайо» из боевого состава флота не ранее 2040 года. Шестьдесят лет на боевой службе? Посмотрим, посмотрим…

1 место – Наутилус

17 января 1955 года в радиоэфире прозвучало историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии!»).

Подводная лодка USS Nautilus (оперативный код SSN-571) вошла в мировую , как первая настоящая подводная лодка, которой навсегда принадлежит первое место. Извиняюсь за невольный каламбур, но все ее дизельные предшественники по-сути подводными лодками не являлись. Они были «ныряющими» лодками, проводя львиную долю времени в надводном положении. Погружение рассматривалось как тактический маневр, а время нахождения под водой ограничивалось считанными днями. При этом подвижность лодки в подводном положении была крайне ограничена.

Только неугасимое пламя ядерного реактора позволило полностью скрыться под водой, обеспечив подводной лодке неисчерпаемый источник энергии. Отныне и вопреки всем ограничениям древних философов, человек мог месяцами находиться на дне морском, творя свой неукротимый путь к новым достижениям.

Еще на этапе проектирования стало понятно, какие перспективы открываются перед кораблям с ядерной энергетической установкой. В 1954 году «Наутилус» был спущен на воду, начались первые испытания, вселившие в моряков уверенность в своём могуществе над силами природы. Атомоход развивал в подводном положении 23 узла и мог поддерживать такую скорость неограниченно долго. В разумных пределах разумеется, одной зарядки реактора хватало на 25000 морских миль. Эта цифра означает, что дальность плавания «Наутилуса» в подводном положении была ограничена лишь запасами продуктов, воздуха и выносливостью экипажа.

Поставив свой первый рекорд лишь явлением на свет, «Наутилус» продолжал удивлять - 3 августа 1958 года он стал первым кораблем, достигшим Северного полюса. Окрыленные успехами от ядерной энергетики, американские моряки в 1959 году полностью отказались от строительства дизель-электрических субмарин.

А дальше…а дальше начались флотские будни. «Наутилус» в плане эксплуатации оказался хреновым кораблем. Вибрация турбин была такой, что уже на 4 узлах сонар становился бесполезным. Сосpедоточенные нагpузки и значительные pазмеpы энеpгетического отсека потребовали новых компоновочных решений, при этом масса свинцовой биологической защиты составила 740 тонн (почти четверть водоизмещения корабля!). Пришлось отказаться от ряда предусмотренного проектом оборудования.
«Наутилус» прославился и как рекордсмен по числу ЧП. В основном это были навигационные ошибки (например таран авианосца «Эссекс» в 1966 году или неудачная попытка проломить арктический лед во время покорения Северного полюса). Не обошлось и без некислого пожара – в 1958 году субмарина горела несколько часов.

Отслужив четверть века, подводный корабль встал на вечный прикол в г. Гротон, превратившись в плавучий музей.
Я желаю всем прожить свою жизнь так же ярко, как это сделал «Наутилус».

Этот раздел посвящен подводному флоту – одному из самых важных составляющих современных военно-морских сил любой страны. Подводные лодки – это корабли, которые могут наносить удары по врагу прямо из морских пучин, при этом оставаясь практически неуязвимыми для противника. Главным оружием любой подлодки является ее скрытность.

Первое боевое применение подводной лодки произошло еще в середине XIX века. Однако массовым видом оружия субмарины стали только в начале прошлого столетия. Во время Первой мировой войны немецкие подлодки превратились в грозную силу, которая произвела настоящее опустошение на морских коммуникациях союзников. Не менее эффективно действовали подводные лодки и во время следующего глобального конфликта — Второй Мировой войны.

Могущество подводного флота многократно возросло с началом атомной эры. Субмарины получили ядерные силовые установки, что превратило их в настоящих хозяев морских глубин. Атомная подводная лодка может месяцами не появляться на поверхности, развивать под водой небывалую скорость, нести на борту смертоносный арсенал.

Во времена Холодной войны субмарины превратились в подводные стартовые площадки для баллистических ракет, способные одним залпом уничтожать целые страны. Многие десятилетия в морских глубинах шло напряженное противостояние между подводными флотами США и СССР, которое не один раз приводило мир на грань глобальной ядерной катастрофы.

Подводные лодки и сегодня являются одним из наиболее перспективных видов вооружения военно-морского флота. Разработки новых судов ведутся во всех ведущих мировых державах. Российская конструкторская школа подводного кораблестроения считается одной из лучших в мире. Данный раздел расскажет вам много примечательного про подводные лодки России, а также о перспективных разработках отечественных корабелов.

Не менее интересными являются и зарубежные работы в этой области. Мы расскажем вам про подводные лодки мира, которые эксплуатируются в настоящее время и о самых знаменитых подводных кораблях прошлого. Не меньший интерес представляют и основные тенденции развития субмарин, и перспективные проекты подлодок разных стран.

Современная боевая субмарина – это настоящий шедевр конструкторской мысли, который по своей сложности мало чем уступает космическому кораблю.

Подводные лодки, стоящие в наши дни на вооружении сильнейших флотов мира, могут не только уничтожать военные или транспортные корабли противника, они также способны наносить удары по военным или административным центрам противника, расположенным в сотнях километров от морского берега.

Для поражения целей они могут использовать не только баллистические ракеты с ядерной боевой частью, но и крылатые ракеты с обычным взрывчатым веществом. Современные подводные лодки способны вести разведку, устанавливать мины, высаживать на вражеский берег диверсионные группы.

Субмарины последних поколений очень тяжело обнаружить, их шумность обычно меньше фонового шума океана. Ядерный реактор позволяет современным подлодкам не всплывать на поверхность длительное время и развивать под водой значительную скорость. В будущем, как ожидается, боевые подводные корабли будут становиться практически необитаемыми, функции экипажа все чаще будет выполнять автоматика, контролируемая сложными вычислительными системами.

Строительство лодки, получившей название «Казань», ведется по модернизированному проекту 885М. Во многих отношениях она превосходит головной корабль этого проекта «Северодвинск».

«„Казань" должна быть представлена публике и спущена на воду 30 марта», — заявил информационному агентству ТАСС источник из российского военного ведомства.

Передача субмарины флоту запланирована на 2018 год. Войдя в состав ВМФ, эта лодка станет самым могущественным кораблем, с каким когда-либо сталкивались ВМС США. «Наверное, это будет самая боеспособная атомная субмарина на вооружении у вероятного противника», — заявил The National Interest специалист по российским вооруженным силам из Центра военно-морского анализа (Center for Naval Analyses) Майкл Кофман (Michael Kofman).

Действительно, «Казань» должна стать намного совершеннее своего старшего брата «Северодвинска». У этой лодки обновленное оборудование, появившееся на свет уже после начала строительства «Северодвинска» в 1993 году. В «Казани» также учтены недостатки, выявленные при испытаниях головной лодки этого проекта.

Контекст

«Вирджиния» против «Ясеня»: кто победит?

The National Interest 03.10.2016

Чем опасны новые американские подлодки?

The National Interest 15.03.2017

Опасная российская субмарина «Щука-Б»

The National Interest 07.03.2017
«885М — это на самом деле первый корабль в своем классе, — заявил Кофман. — Он значительно усовершенствован на основе тех уроков, которые кораблестроители извлекли в процессе длительного проектирования, строительства и испытаний первой лодки проекта 885».

Проект 885 существенно отличается от советских и российских подлодок более ранних конструкций. В отличие от старых советских кораблей, субмарины проекта 885 являются многоцелевыми, и по своему предназначению похожи на американские лодки типа «Сивулф» и «Вирджиния».

«„Северодвинск" — это первая в России по-настоящему многоцелевая подводная лодка, — пишут в журнале Proceedings Военно-морского института США Майкл Кофман и Норман Полмар (Norman Polmar). — „Северодвинск" может вести борьбу с подводными лодками, надводными кораблями и наносить удары по наземным целям. Среди самых интересных особенностей этой лодки размещенный в носовой части гидроакустический комплекс „Иртыш-Амфора" с габаритной сферической антенной, а также расположенные посередине корабля восемь вертикальных ракетных шахт для 32 крылатых ракет „Калибр" или „Оникс". Это оружие, предназначенное для уничтожения кораблей и наземных целей, приобрело особую значимость после того, как российские надводные корабли и подводные лодки в 2016 году осуществили пуски этих ракет большой дальности по целям в Сирии».

В целом Россия планирует создать семь лодок проекта 885М. Субмарины «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» в настоящее время строятся на верфях «Севмаша» в городе Северодвинске на Белом море.

Впоследствии Россия намерена создать следующий тип ударных подводных лодок, которые будут охотиться за американскими ПЛАРБ. Как пишут Кофман и Полмар, «сейчас проектируется новая российская подводная лодка-охотник. Эта многоцелевая подводная лодка будет играть главную роль в борьбе с западными атомными ракетными субмаринами. Новая лодка это очень важный проект, но в данный момент о ней не известно почти ничего, кроме того, что ее строительство должно начаться в ближайшем будущем».

Нет сомнений, что у русских имеются технические навыки и умения для проектирования очень мощного класса ударных подводных лодок. Вопрос в том, хватит ли Кремлю финансовых средств для реализации очередного дорогостоящего оборонного проекта.


Дейв Маджумдар — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

U-571 Немецкие подводные лодки времен Второй Мировой - тема для пристального изучения, интерес к которой не падает год от года. Асы-подводники на службе Третьего Рейха на новейших субмаринах были действительно хороши. Во всех морских противостояниях, налетах на конвои, охоте за эсминцами излюбленной тактикой немецких подводников было долгое ожидание, завершающееся стремительной атакой и таким же стремительным исчезновением. Однако, несмотря на опыт подводников и профессионализм капитанов субмарин, техническая составляющая - едва ли ни главный секрет эффективности немецкого подводного флота. Фото: suggestkeyword Если подводные лодки 1-й и 2-й серии использовались как боевые, но не предназначенные для активных действий и долгих походов, то лодки 7-й серии - самые настоящие подводные убийцы, способные действовать на значительном удалении от места стоянки. Немецкие подводные лодки 7-й серии (или тип VII) уничтожили такое количество кораблей стран-союзников, что точное их количество историки подсчитывают и по сей день.«Точное количество уничтоженных кораблей - очень интересный вопрос. Достоверно известно о том, что весь подводный флот Германии уничтожил около трех тысяч кораблей союзников. Львиную долю в уничтожении, скорее всего, занимают и подводные субмарины серии 7, поскольку, они наилучшим образом оснащались и были укомплектованы для нанесения молниеносных ударов. Также на таких подлодках служили и самые опытные командиры», - рассказывает в интервью «Звезде» военный историк, кандидат исторических наук РАН Александр Борисов.Сравнительно небольшие немецкие субмарины, оснащенные дизель-электрическими двигателями мощностью 1 700 - 2 400 кВт имели «рабочую» глубину погружения 250-270 метров, а в случае критической ситуации (обнаружения или после молниеносной атаки) были способны «нырнуть» на 320-350 метров. Капитаны союзных флотов в прямом смысле слова ненавидели эти лодки не только за скорость: субмарины седьмой серии регулярно нападали на конвои стран союзников и при каждом нападении буквально с одного залпа топили по пять-десять кораблей снабжения, перевозивших припасы и технику.Помимо четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов для серьезной работы, «семерки» имели дополнительное артиллерийское вооружение, расположенное на корпусе. 88-мм орудие с боекомплектом в 220 снарядов позволяло из надводного положения наносить критические повреждения небольшим судам, а крупные принуждать к отходу. Не хуже обстояло дело и с защитой «немцев». Послевоенное изучение захваченных субмарин показало, что обстрел корпуса лодки 20-мм и 23-мм боеприпасами не наносил видимого вреда лодке.
Изучение подводных лодок Германии способствовало не только анализу собственной военно-морской стратегии стран союзников, но и позволило взять на вооружение множество реализованных в немецких ДПЛ технологий.

«Комсомолец» - рекордсмен

Советская подводная лодка проекта К-278 с экзотическим названием «Плавник» - без всякого преувеличения, уникальнейшая из подводных субмарин конца 80-х годов. До момента трагического происшествия, застигшего советскую АПЛ в Норвежском море, лодка установила сразу несколько рекордов. По количеству внедренного радиоэлектронного, криптографического, разведывательного оборудования - лодка, вне всякого сомнения, была лучшей в мире и самой совершенной на тот момент.«Не все технические решения, реализованные в К-278 до сих рассекречены, но из того, о чем уже давно можно говорить - это прародитель сегодняшних боевых информационных систем «Омнибус-685». Уникальнейшая система, которая «замыкала» на себя все информационные, боевые и другие данные со всей субмарины», - заявил в интервью «Звезде» военный историк и офицер подводник Николай Вершинин.Помимо уникального оборудования, «Комсомольцу» принадлежит не побитый до сих пор абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок. Во время ходовых испытаний лодка «нырнула» на глубину 1027 метров.

«Золотая рыбка»

Фото: Минобороны РФ

«Гоночный катер с крылатыми ракетами» - такое шутливое прозвище давали подводники и все причастные к постройке АПЛ проекта 661 «Анчар люди». Лодка с десятью крылатыми ракетами П-70 «Аметист» установила абсолютный рекорд по скорости движения в подводном положении - 44,7 узла. Уникальные скоростные характеристики были достигнуты во многом и за счет применения революционного материала - впервые в истории постройки субмарин в качестве основного материала вместо привычной стали был выбран титан. Благодаря использованию титана лодка получила и второе свое название - «Золотая рыбка», ведь стоимость постройки перевалила за два миллиарда советских рублей.

Могущественный «АНТЕЙ»

Фото: Подводные лодки России/ВКонтакте



И эпоха океанского противостояния и старания советской научно-исследовательской отрасли, и серьезный промышленный задел осуществили один из самых беспрецедентных по своим масштабам проектов. Долгое время считалось, что максимальную опасность для берегов страны представляют авианосные ударные групп противника, включающие в себя как сами авианосцы, так и корабли сопровождения.Для решения этой задачи и были спроектированы, а затем построены подводные лодки проекта 949А «АНТЕЙ», вооруженные крылатыми ракетами П-700. Именно АПЛ проекта «АНТЕЙ» на долгие годы стали головной болью и кошмаром натовских гидроакустиков, поскольку благодаря конструкции, подводный крейсер мог подходить к кораблям вероятного противника «на расстояние вытянутой руки». АПЛ проекта 949А - последние и самые совершенные в своем роде «специалисты узкого профиля» - основной задачей подводных крейсеров этого проекта является уничтожение авианосных ударных групп противника.

Вечно тонущая лодка

Случаются в истории субмарин и просчеты, которые дорого обходятся налогоплательщикам. В 2013 году в Испании разгорелся нешуточный скандал вокруг подводной лодки, на постройку которой правительство потратило 680 миллионов долларов. По сообщениям издания Daily Telegraph, проектировщики допустили критический просчет при разработке конструкции, проявление которого заключается в том, что лодка способна лишь на одно действие - на погружение.Всплытие, по словам специалистов, находится за пределами возможных для этой подводной лодки режимов. Подводная лодка S-80 должна была стать первой полностью испанской разработкой, надежды на которую возлагали очень многие специалисты. Сообщалось также, что в перспективе, испанская лодка сможет конкурировать с американскими и российскими, однако судьба распорядилась иначе. Слишком тяжелую S-80 на вооружение так и не приняли, а все работы в этом направлении свернули.

Речная «Пиранья»
Согласно техническому заданию, подводная лодка с кодовым названием «Пиранья» аналогична маленькой, но хищной рыбке должна была действовать молниеносно и буквально «вгрызаться» во вражеские военно-морские объекты. Главной задачей небольшой субмарины было противодействие военно-морским объектам противника в отдельно взятом районе. Следует отметить, что малый вес в случае с проектом «Пиранья» не является ахиллесовой пятой.При небольшом весе и водоизмещении, лодка оснащалась двумя 400-мм торпедами, способными причинить такой урон вражеской военно-морской базе или отдельно взятому кораблю, стоящему на рейде, что было бы уместно сравнить атаку «Пираньи» с «Перл-Харбор». Помимо торпед, лодка оснащалась специальным радиоэлектронным, измерительным и другим оборудованием, способным изучать вражеские объекты, а корпус из титанового сплава позволял в случае обнаружения «уходить» на глубины до 250-ти метров.

«Барракуда» и «Кондор»

Фото: Сергей Прокатов/ВКонтакте



В 2014 году началась модернизация одного из самых перспективных и технологически развитых проектов подводных лодок в составе ВМФ России. Проект 945 «Барракуда» и развитие этих АПЛ - 945А «Кондор» и 945Б «Барс» предназначаются для «охоты» за авианосными ударными групп противника.Особенность проекта 945 заключается в том, что лодка, имея титановый сплав и минимальную заметность, обладает уникальным радиолокационным оборудованием, способным обнаруживать и распознавать вражеские корабли на расстоянии, вдвое превышающем обычное для радиолокационных систем АПЛ. Грядущая модернизация, помимо нового ядерного топлива и ремонта механических частей, «подарит» подлодкам 945-го проекта уникальную боевую информационно-управляющую систему, а также комплекс крылатых ракет «Калибр», с помощью которых станет возможно обстреливать наземные объекты вероятного противника.

Боевая «Лада»

В середине марта 2015 года на верфях в Санкт-Петербурге проекта 677 «Лада». Подводная лодка сможет выполнять широчайший спектр боевых задач: поражать подводные лодки и надводные цели, береговые объекты противника, устанавливать минные поля. Кроме того, корабль может высаживать и принимать диверсионно-разведывательные группы. Лодка «Великие Луки» будет достраиваться по принципиально новому, модернизированному проекту.«Эта подводная лодка, она по поисковым возможностям, по ударным, по техническим решениям во многом не знает аналогов», – рассказывает заместитель главнокомандующего ВМФ РФ Александр Федотенков. – Эта подводная лодка по ударным возможностям практически равняется многоцелевой атомной подводной лодке».

Такси для морского спецназа

Разработкой и постройкой советской сверхмалой подводной лодки «Тритон» ВМФ СССР убил, что называется, не двух, а сразу десять зайцев. Боевые пловцы, под нужды которых и разрабатывалась уникальная подлодка, теперь могли подходить к району выполнения поставленной задачи не просто на расстоянии выстрела. Фактически, сверхмалое средство для скрытной переброски морского спецназа позволяло «брать руками» искомый объект.Вооружения такая лодка не несла, однако подводный «кабриолет», по словам специалистов, легко мог быть переоборудован в брандер - специальное судно со взрывчаткой на борту. Эксплуатация сверхмалых подлодок в отечественном флоте осуществляется и сейчас - модернизированный вариант крошечной субмарины для спецназа с обозначением «Тритон-1 М» используется на Северном флоте в крайне непростых погодных условиях. Ниша для использования сверхмалых субмарин, по словам экспертов, не иссякнет, и, согласно всем прогнозам, скоро ВМФ России должен получить еще более современный вариант военно-морского «малыша».

«Акула» мирового океана

Фото: Владимир Фогель/ВКонтакте


Нет в штабе ВМФ западных стран человека, который не знает об уникальной подводной лодке проекта 941 «Акула». Советской тяжелой атомной субмарине принадлежит такое количество «контактов» с западными ВМС, что, скорее всего, к кому-нибудь из натовских моряков-ветеранов холодной войны советская «Акула» приходит в ночных кошмарах. Субмарина длиной в 173 метра - это не просто плод революционных решений и тысяч томов технической документации. Это больше, чем футбольное поле в длину.Тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения - это гроза, мощь и гордость всей отечественной промышленности. Про уникальное ракетное вооружение этой лодки до сих пор ходят легенды. Моряки-подводники из числа тех, кто вышел на пенсию, в рассказах утверждают, что крейсер способен поражать цели на экваторе, находясь в момент пуска в северных широтах. Однако главное, что поражает, когда изучаешь 941-й проект - это размах. Высота от киля до рубки - 25 метров. Семиэтажный дом как раз вписался бы в эти габариты, а на палубе «Акулы» легко может развернуться «КамАЗ». Каждая ракета Р-39 из 20, что можно загрузить на борт, весит 84 тонны. Таким количеством ракет можно стереть в пыль площадь, сопоставимую с площадью более чем 300 крупных городов.
Статьи по теме