Храм Весты – очаг античной богини в Риме. Храм весты в риме, италия Интересные факты о храме весты

В Пантеоне богов Древнего Рима и Греции богиня Веста (греч. Гестия) занимала одно из важных мест. Согласно мифологии, она была дочерью Сатурна (греч. Кроноса) и Реи. Отвергнув ухаживания Аполлона и Меркурия (греч. Гермеса), Веста поклялась головой своего младшего брата Юпитера (греч. Зевса), что навсегда сохранит чистоту и непорочность. Юпитер за это провозгласил ее богиней священного огня и домашнего очага. Весту стали почитать во всех домах, ей строили храмы и алтари. Известно, что на алтарях часто выставляли фигурки других богов, а саму Весту изображали мало, так как считалось, что она незримо присутствовала в виде огня. Если горожанам по какой-то причине приходилось надолго покидать жилища, они обязательно забирали священный огонь с собой, чтобы поддерживать его на новом месте.

По самой распространенной версии, культ Весты утвердил в Риме Нума Помпилий (сабинянин по происхождению), ставший вторым царем после смерти Ромула. Считается, что именно он построил на территории будущего Римского Форума первый храм, посвященный богине. По другой легенде, весталки существовали уже во время войны римлян с сабинянами. Одна из них по имени Тарпея, дочь начальника Капитолийской крепости Спурия Тарпея, открыла врагам тайный вход на Капитолийский холм «прельстившись золотыми запястьями, которые увидела на врагах, и попросив у них в уплату за предательство то, что они носят на левой руке» (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»). Предводитель сабинян Татий, испытывая отвращение к предательнице, как пишет Плутарх «приказал сабинянам не поскупиться для нее ничем из того, что у них на левой руке, и первый, сняв вместе с браслетом и щит, бросил их в девушку. Все последовали его примеру, и Тарпея, засыпанная золотыми украшениями и заваленная щитами, погибла под их тяжестью». Ее отец был сброшен с соседней скалы, которая с тех пор стала называться Тарпейской (не сохранилась). Считается, что Весте поклонялись и в Альба-Лонге, городе, где родились легендарные Ромул и Рэм. Их мать, Рея Сильвия, была дочерью царя Нумитора, которого сместил с престола его младший брат Амулий. Чтобы избавиться от законных наследников, Амулий сделал так, чтобы сын Нумитора бесследно исчез во время охоты, а Рея Сильвия стала весталкой и 30 лет хранила обет безбрачия. Через 4 года она родила от бога Марса близнецов, за что и поплатилась жизнью. Малышей в корзине бросили в Тибр и, как мы помним, через несколько дней они были выловлены у Палатинского холма.

Храм Весты на Римском форуме

Как бы то ни было, после того, как римляне помирились с сабинянами, культ Весты прочно укрепился в городе. На Римском Форуме сохранился небольшой подиум с несколькими колоннами. Это все, что осталось от последнего храма Весты, восстановленного после пожара 191 года н.э. по распоряжению Юлии Домны, жены будущего императора Септимия Севера. Самый первый храм на этом месте был построен Нумой Помпилием из глины, соломы и тростника. Простоял он недолго, был разрушен одним из городских пожаров, но быстро отстроен заново. С тех пор святилище Весты еще много раз разрушалось, восстанавливалось и перестраивалось уже из более прочных материалов (кирпич, дерево и мрамор). Последний храм представлял собой строение на круглом подиуме диаметром 15 метров, окруженное 20 колоннами из коринфского белого мрамора. Сверху его закрывала конусообразная крыша с отверстием в центре для выхода дыма.

Храм Весты на Римском форуме

Внутри находился тайник, в котором хранился священный Палладиум — деревянное изображение Афродиты, привезенное по легенде из Трои в Рим Энеем. В центре храма располагался жертвенник с огнем, который должен был гореть постоянно, символизируя незыблемость Рима. Если пламя гасло, это считалось дурным знаком. Разжечь его можно было только естественным путем: либо трением, либо с помощью увеличительного стекла и солнечных лучей. Только один раз в году, 01 марта (в античности с этой даты начинался Новый год), огонь специально гасили и торжественно зажигали заново, после чего пламя несли в каждый дом.

Когда культ Весты только появился в Риме, за огнем следили четыре царские дочери. Позже эту миссию возложили на шесть весталок, которые избирались из девочек благородного происхождения, достигших возраста 6-10 лет. Другими важными критериями при отборе были здравствующие оба родителя и отсутствие физических дефектов. Первые 10 лет весталки проходили обучение, затем 10 лет служили в храме богини (следили за огнем и выполняли подготовку к различным публичным и приватным обрядам) и последние 10 лет выступали в роли наставниц. По окончании срока службы они могли остаться на службе до конца жизни или выйти замуж, но до этого момента жрицы обязаны были сохранять чистоту и непорочность.

Статуи весталок на Римском форуме

Жили весталки рядом с храмом в Atrium Vestae. Изначально их дом был небольших размеров, но со временем, после многочисленных перестроек и реставраций (особенно после пожаров 64 и 191 годов н.э.), он превратился в огромный двухэтажный комплекс с прямоугольным атриумом (открытый двор) посередине. Со всех сторон атриум был окружен двухэтажным портиком с 44 колоннами и украшен статуями знаменитых весталок (сегодня некоторые из них выставлены на Римском форуме). В центре двора находились 3 бассейна для сбора воды, которые позже были заменены клумбами. Дом весталок был соединен с резиденцией Верховного понтифика Domus publica. Известно, что в 12 году до н.э. император Август, став понтификом, отказался переезжать на Форум и передал это здание весталкам.

Атриум весталок на Римском форуме

На первом этаже в восточной части комплекса находилась большая комната, служившая, скорее всего, приемным залом. С обеих сторон от нее располагались по 3 комнаты меньших размеров, которые, возможно, использовались весталками для каких-то обрядов. Не так давно археологи обнаружили под ними еще один уровень с небольшим помещением. Точно определить его предназначение не удалось, но было сделано предположение, что оно являлось тайным святилищем, где хранились священные предметы. В южной части Atrium Vestae хорошо сохранились остатки длинного коридора и многочисленных хозяйственных помещений, в том числе кухни и мельницы. Над ними находились комнаты весталок, оборудованные системой отопления. Обедали жрицы в большом прямоугольном зале (триклинии) в западной части комплекса. Над ним находились помещения для обслуживающего персонала. Северная сторона Атриума, к сожалению, не сохранилась.

Дом весталок на Римском Форуме

Весталки считались неприкосновенными и обладали многочисленными привилегиями: они были финансово независимы, могли сами составлять завещания, свободно покидали Атриум и передвигались по городу. Жрицам везде оказывались почет и уважение, у них были личные колесницы и свои места на представлениях в цирках и амфитеатрах. Весталки могли помиловать случайно встретившегося на дороге осужденного преступника или решить судьбу поверженного гладиатора, если на представлении отсутствовал император. Они были единственными женщинами в Риме, кому разрешалось свидетельствовать в суде без присяги. Хоронили весталок обязательно в черте города, так как их прах считался священным.

Была и обратная сторона медали. Весталки, не уследившие за огнем, подвергались порке розгами. Но страшнее всего было наказание за нарушение обета целомудрия. Провинившуюся жрицу сначала также секли розгами, затем одевали в похоронные одежды и при полном молчании в сопровождении родственников и жрецов несли на «проклятое поле» (Campus sceleratus) к Коллинским воротам, которые стояли на пересечение современных Via Goia и Via Venti Settembre. Сегодня рядом с этим местом находится Министерство экономики и финансов.

Министерство экономики и финансов (вид со стороны Via Venti Settembre)

Там для весталки уже был вырыт склеп, в котором находились постель, лампада, немного еды, вода и молоко. После того, как несчастная спускалась в свою могилу, вход замуровывали, а следы уничтожали. Таким образом считалось, что смерть ее была целиком на совести богов, а не человека. Любовника, если он был известен, забивали насмерть розгами.

Случаев, когда весталок хоронили заживо, за всю историю культа было немного, а некоторым девушкам даже удалось чудесным образом оправдать себя и избежать наказания. Так, согласно легенде, весталка Тукция, будучи обвиненной в прелюбодеянии, доказала свою невинность с помощью решета, в котором (предварительно попросив помощи богини) принесла воду из Тибра на Форум, не проронив ни капли. Известно, что некоторые правители закрывали глаза на случаи неподобающего поведения жриц, а император Гелиогабал вообще, объявив себя богом солнца, в 220 году н.э. женился на весталке Аквилии Севере. Римский народ выступил против такого брака несмотря на заявление, что таким образом соединились два божества. Через год император развелся с Аквилией и женился на Анне Фаустине, с которой также вскоре расстался и вернулся к весталке, объявив, что развода не было. Что стало с Аквилией после смерти Гелиогабала в 222 году неизвестно.

Статуи весталок в Палатинском музее

В 391 году император Феодосий провозгласил христианство официальной религией и запретил языческие культы. Весталкам пришлось покинуть свой дом, который вскоре занял императорский двор. Через 3 года коллегия весталок была распущена окончательно. Последняя верховная жрица навсегда погасила священный огонь и собственноручно разрушила Палладиум, чтобы никто из мужчин не посмел осквернить его. Храм Весты простоял до середины XVI века, после чего постепенно был растаскан на строительные материалы.

Ваша Наталия Мархинина

Глава «Храмы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V-II вв. до н.э.

Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культа Весты - одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага - было простым круглым навесом над неугасимым огнем.

Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов - Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого (практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.

В V-IV вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.

Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме , известный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящен триаде богов - Юпитеру, Юноне и Минерве.

Его осевая композиция подчеркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по-видимому, с деревянными антаблементами и с широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85x61,6 м) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадров туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н.э. терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до н.э.

К концу VI в. до н.э. в Риме появились трехцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начинавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.

На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество все более усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III-II вв. до н.э.) представлял собой четырехколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом (рис. 20). Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях (рис. 21), где дорический фриз сопоставлялся с ионическими колоннами.

О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы разных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.

На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV-III вв. до н.э., но были перестроены позже. Остатки трех храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений (рис. 22). Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них - северный - италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособления периптера к этрусско-италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20X11 м по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний - ионический храм на подии (24X15 м по стилобату) 16x6,5 м внутри целлы) имел стены из туфа, мраморные каннелированные колонны и мраморный фриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пеперина.


23. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV-I вв. до н.э. Современный вид круглого храма, план комплекса

Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток (рис. 23). Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) - италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный - храм В (II в. до н.э.) - круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма несомненно повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией. В I в. до н.э. храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого.

Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196-192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии , реставрированный в I в. до н.э. (рис. 24). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14X18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.

Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре , стоящий на субструкциях на крутой горе (рис. 25) и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.

Происходивший на протяжении IV-I вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам - этрусскому простилю и храму италийского типа - в основном закончился лишь к концу II - началу I в. до н.э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма - псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма - замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.

Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из их плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.

Ему аналогичен более зрелый по композиции храм Д на Ларго Арджентина, выстроенный около 100 г. до н.э. на фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.

Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н.э. в Таррацине (совр. Террачине), (рис. 26). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти искусственную террасу, храм Юпитера (34x20 м) был вознесен над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам света, он стоял под углом 45° к сторонам занимаемой им площадки - необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.

К середине I в. до н. э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так, даже круглый храм В на Ларго Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырехколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.

27. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42-38 гг. до н. э. Современный вид, реконструкция фасада, план

Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме (рис. 27). Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части - портик и две ячейки целлы. Четырехколонный ионический портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.

Развитие круглого периптера в начале I в. до н.э. продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре (рис. 28), стоящем рядом с псевдапериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объем, окруженный стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, четко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчете на восприятие храма издалека снизу, в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась.. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проем, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, легким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.

28. Тибур. Храм Сибиллы. Начало I в. до н.э. Разрез, общий вид храма, план храма Сибиллы и псевдопериптера, плафон портика, капитель

29. Рим. Храм Весты на Бычьем рынке. Середина I в. до н.э. Общий вид, капитель

Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рис. 29), по типу довольно близко повторял храм Сибиллы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.

И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, (выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно, содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики, они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны еще очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.

На которые туристы любуются при посещении той части форума, которая согласно рассказам экскурсоводов, в стародавние времена примыкала к дороге, это остатки храма Весты.

Храм богини Весты в Древнем Риме был особым местом. И особенным его делало вовсе не расположение вблизи от храма Цезаря и Регии, и не то, что стать весталкой было крайне престижно. В этом месте постоянно горел огонь - вот в чем заключалось его особенное значение для Рима. Вечный огонь, неугасаемый очаг - один из важнейших символов благополучия Империи. Местные гиды нередко рассказывают туристам легенду, гласящую о том, что как только погаснет очаг в святилище Весты, государство придет в упадок. Как это не парадоксально, но после закрытия храма, дела в Империи действительно пошли из рук вон плохо.

Кто такая Веста?

Эта древняя богиня очага, священного огня, возникающего без рукотворного вмешательства. Богиня являлась и олицетворением жертвенного огня, а также символизировала единство народа Рима.

С именем Весты связывается в легендах рождение братьев, основавших Вечный город. Согласно мифам, их матерью была весталка, нарушившая данный богине обет не по своей воле, а из-за коварства бога войны Марса.

Скульптурных изображений богини не осталось. Поэтому понять то, как ее представляли римляне, невозможно. Однако до наших дней дошло немало монет с ее чеканным изображением. На них виден профиль строгой и надменной женщины с аккуратной прической и характерной средиземноморской формой носа. Помимо профиля богини на монетах изображался и храм Весты в Риме, бывший одним из символов как всей Империи, так и Вечного города. Статуй богини в ее храмах и вовсе не было, как и в домах. Римляне считали, что огонь в очаге храма - это и есть Веста, поэтому нужды в дополнительных изображениях не возникало.

Каким был культ этой богини?

Культ Весты, просуществовавший более тысячелетия, первоначально осуществлялся силами дочерей царей. Впоследствии служить богине стали жрицы, которых называли весталками. Главной обязанностью жриц являлось поддержание огня в очаге святилища. Если вдруг огонь гас, это считалось дурным предзнаменованием или же свидетельством о том, что одна из жриц нарушила данный ею богине обет и прогневила ее тем самым.

Однако огонь тушили и специально. Это делалось раз в год, в начале марта. После затухания очаг очищали и вновь разжигали при помощи трения палочек и светового фокуса, получаемого при использовании лупы.

Праздники в честь богини назывались весталиями. Проходили они в начале лета. В это время храм Весты в Риме распахивал свои двери, и босые женщины несли в дар богине лепешки. Это был особый праздник для всех, кто имел отношение к приготовлению хлеба. Хлеб являлся одним из символов Весты, с глубокой древности, когда его еще пекли в золе, остающейся горячей после затухания костра.

Поэтому в праздник все пекарни, печи и мельницы украшались гирляндами из цветов. Также наряжали и украшали цветами ослов. Осел был своего рода священным животным, любимцем богини. Согласно легендам, Веста дала обет сохранения целомудрия. Однако ее увидел спящей Приап, бог садов и полей, и решил воспользоваться беспомощностью богини. Но ему помешал осел, разбудивший Весту своим громким криком. Другим же поводом наряжать этих животных было то, что они имели непосредственное отношение к производству хлеба - вращали мельничные жернова.

Что представляло собой святилище?

Храм Весты на Бычьем выстроили в период последних лет существования Республики. О точной дате постройки ученые спорят, поскольку храм неоднократно реставрировался и реконструировался. Условно принято считать, что выстроен он был не позднее первого столетия до нашей эры.

Это круглое здание с колоннами, обращающее внимание на себя не роскошью узоров и декора или же величественностью размеров, а максимальной простотой, отсутствием излишеств и дороговизной самого строительного материала.

Святилище составляло единый архитектурный ансамбль с Домом весталок. Также храм Весты в Риме функционально соединялся с Регией. Само здание было круглым, и сравнительно небольшим. Стены окружали колонны, выполненные в коринфском стиле. В крыше было отверстие, через которое выходил дым. К входу в храм вело несколько ступеней. Внутри всегда находились весталки, как днем, так и ночью. Это было своеобразное чередование дежурства у огня, более всего напоминающее современный почетный караул.

В чем заключалось тайное назначение святилища?

Согласно легендам, храм Весты в Древнем Риме был не только местом почитания богини и символом государства. Внутри здания находился тайник. Своего рода - сейф, в котором хранились величайшие реликвии Вечного города.

По легенде, в потайной нише внутри здания святилища берегли реликвии, которые Эней привез с собой из-под стен Трои. Среди этих реликвий находились изображение Минервы и Палладиум - статуя Афины, являющаяся оберегом.

Что известно о тайнике?

Тайник находился внутри каменного подиума, и представлял из себя углубление, предположительно размерами 2,4 х 2,4 метра. Разумеется, пожары были ему не страшны, ведь камень не горит.

Однако размеры и местонахождение этого древнего сейфа доподлинно не установлены. Они лишь вычислены учеными, исходящими из архитектурных особенностей постройки, размеров и предполагаемых габаритов реликвий. Точно таким же способом реконструируются и древние здания в целом. Но, поскольку главный храм богини Весты в Риме тоже был реконструирован при помощи вычислений и сравнения с другими, вероятность ошибки во всем, что касается расположения и размеров ниши-сейфа весьма велика.

Когда и почему было закрыто святилище?

Храм Весты в Риме многие столетия являлся тем местом, в котором мечтали оказаться многие девушки знатного происхождения. Не взирая на то, что весталки давали обет сохранения целомудрия, служить богине было одним из самых престижных занятий для женщины. Это можно было сравнить с государственными постами и военными званиями, которых стремились добиться мужчины.

Однако по причине того, что огонь в храме никогда не должен был гаснуть, нередко случались пожары. Во время этих бедствий святилище выгорало, потом его реставрировали, практически возводя заново. В какой-то момент находившиеся у власти посчитали, что более Рим не нуждается в этом святилище. В 394 году храм закрыл свои двери по приказу императора Феодосия. Разумеется, здание быстро пришло в упадок и разрушилось.

Храм Весты принято считать одним из самых значимых храмов Рима. Расположен он был, подобно другим главным храмам города, на . Древние римляне считали огонь, горящий в этом храме, священным. Он являлся символом бессмертия Рима, порядка в стране и твердости государственных устоев.

Ежегодно девятого июля римляне приходили в этот храм босыми и просили богиню о покровительстве и заступничестве за свой город. Примечательно, что изображений богини в Храме Весты не было – было принято считать, что она живет в огне. Именно поэтому угасание пламени в храме горожане считали предвестником большой беды.

Огонь в храме поддерживался шестью девушками, которых называли весталками. Именно они готовили к жертвоприношениям убранство храма, а затем занимались изготовлением смесей из пепла жертвенных животных, муки и соли.

По римскому обычаю раз в год эти девушки тушили огонь в Храме Весты и снова разжигали его, после чего горожане старались посетить храм и помолиться перед новым воплощением богини. В тот момент весталки обновляли и расположенные в храме священные лавры.

Хранились в Храме Весты и другие городские святыни – регия и палладий (так называли древнейшее изображение богини Афины, привезенное в Рим Энеем). Весталками могли стать далеко не все. Девочек на эту «должность» отбирали в возрасте от шести до десяти лет из знатных семей, причем эти семьи в обязательном порядке должны были проживать на территории Италии. К тому же, у кандидаток не должно было быть каких-либо физических недостатков.

После того, как девочка становилась весталкой, отец, чья власть над ребенком до этого момента была безграничной, уже не мог ей командовать. Избранные девушки вели довольно замкнутый образ жизни при Храме Весты.

Служить весталки должны были на протяжении тридцати лет и обязательным условием на этот период было сохранение ими целомудрия. После того, как служба в Храме Весты для женщины заканчивалась, она становилась одной из самых богатых в Риме и могла завести семью. Но многие в то время верили, что брак с весталкой не может принести удачи в делах.

Обет целомудрия среди весталок почитался особо и его нарушение являлось для римлян страшнейшим преступлением. Бытовало мнение, что нарушая данный запрет, девушка оскверняет священный огонь и гневит Весту. Наказанием за такой поступок было погребение заживо за пределами города. Того же, кто попытался соблазнить жрицу, также казнили.

В Вечном городе весталки пользовались особым почетом. Их практически везде сопровождал отряд ликторов с топорами, а любого, кто осмелился причинить девушке боль или как-то обидеть весталку, ждала смертная казнь. Жрицы Весты могли также передвигаться по городу на колесницах.

Еще одной привилегией весталки являлась возможность даровать осужденному жизнь. Во время гладиаторских боев при условии отсутствия императора, весталка могла вершить судьбу гладиатора самостоятельно. Благодаря своему статусу неприкосновенности, жрицы часто становились хранителями особо важных документов или крупных денежных сумм.

Вход в дом римляне традиционно посвящали Весте. Именно поэтому помещение у входа до сих пор называется вестибюлем. Культ Весты римляне переняли у жителей Лавиния, который согласно легендам также основал Эней.

|
|

Контакты

Адрес: Via dei Fori Imperiali, Roma, Италия

Телефон: +39 06 0608

Часы работы: с 08:30 до 19:15

Стоимость: 12€, льготный билет — 7,5€

Официальный сайт: www.turismoroma.it

Как добраться

Метро: Colosseo (линия В)

Трамваи: остановка Parco Celio (№ 3)

Автобусы: №№ 60, 75, 85, 87, 95, 175, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3

Зачем едут в Рим? Кто-то провести деловую встречу, кому-то надо приобрести хорошую брендовую вещь, но все это дела мирские. Большинство туристов спешат посетить столицу современной Италии с целью увидеть ее неповторимые достопримечательности.

Древние свидетели расцвета Римской империи – это настоящее достояние человечества. Они раскрывают тайны легендарного прошлого и приезжий, который хотя бы раз увидел их, уже никогда не сможет преодолеть нездоровый интерес к истории этой части света.

Посетив исторический центр Рима , не забудьте посмотреть на Храм Весты, расположенный на Римском форуме. С ним связано огромное количество удивительных фактов, которые граничат между правдой и вымыслом. Кто знает, возможно, именно вам удастся разгадать все его секреты.

Храм Весты в Риме — история

Храм Весты (Tempio di Vesta) в

Первые был построен на Бычьем рынке в VII в до н.э. Он напоминал традиционный глиняный дом, похожий на остальные в древнем Риме, покрытый тростником и соломой. Известно, что позже его перестроили и в 390 г. до н. э. новая кирпичная постройка пострадала в результате серьезного пожара. После этого понадобилась реконструкция. Так появился храм из камня и дерева.

В 241 г. до н.э. и в 210 г. до н.э. храм Весты снова горел. После пожара 241 г. до н. э. его удалось восстановить, а от разрушений в результате следующей трагедии на Римском Форуме его спасли 13 рабов. За это они получили свободу. Примерно через два столетия огненная стихия снова настигла языческую святыню и в результате очередной реконструкции появилось здание из мрамора. Оно снова горело в 64 г. н. э. и было восстановлено при императоре Нероне.

Развалины храма, которые мы можем видеть сегодня, сохранились от постройки, появившейся после пожара 191 года. Историки утверждают, что реконструкцией руководила жена Септимия Севера Юлия Домная. 394 год стал переломным: император Феодосий Первый запретил язычество и о храме Весты постепенно забыли. В 1877 году его раскопал архитектор Родольфо Ланциани.

Храм Весты — описание

Круглый храм Весты на Тибре – одна из главных достопримечательностей Рима, которые напоминают о легендарном прошлом древнего города. Сейчас можно увидеть лишь отдельные элементы ранее величественного здания, а в период расцвета Римской империи он был местом почитания богини домашнего очага и пользовался небывалым успехов среди горожан.

Фасад этого храма был построен из белого мрамора. Его украшали двадцать колонн, выполненных в римско-коринфском стиле. Между ними находились металлические решетки. Пятнадцатиметровый подиум был облицован мрамором. Над зданием возвышалась куполообразная крыша с отверстием посредине для выхода дыма от Священного огня. Вход располагался на восточной стороне храма. К этому сооружению примыкал Дом Весталок . Этот комплекс назывался «Atrium Vestae», рядом с ним находился дом главного Понтифика . Двор окружал портик. Некоторые руины последнего также сохранились до сегодняшнего дня.

В храме размещались святыни империи, привезенные из Трои. Самой важной из них была статуя Паллады , изготовленная из дерева. В разные периоды истории божество называли то Афиной, то Минервой, но люди всегда свято верили в то, что оно оберегает город, в котором находится. Так считается, что Паллада спасла Рим во время Троянской войны.

Для реликвий в храме отвели особое место, специальный тайник. Возможно, он находился глубоко в подиуме и имел размер 2,40 м на 2,40 м, но это скорее предположение. Войти к святыням можно было только через святилище.

Культ Весты римляне, вероятно, почитали еще со времен Ромула. При Нуме Помпилие (715-673 год до н. э.) появился храм, это служит прямым подтверждением того, что в этот период истории точно поклонились этой богине. В городе даже отмечали праздник Весты. Торжество проходило каждый год 9 июля. Босые римляне шли в храм, несли жертвы, просили, чтобы в семье и в городе все было хорошо. Считалось, что в этот день надо оберегать ослов, нельзя заставлять их работать. Такая традиция была обусловлена легендой о том, что именно это животное вовремя разбудило Весту, защитив от Приапа, который во сне хотел лишить ее девственности.

Несмотря на то, что храм был построен в честь богини Весты, ее изображения там не было. Священный огонь – ее символ и язычникам хватало его постоянного наличия. Жительницы Дома Весталок в Риме были обязаны регулярно поддерживать его. Огонь тушили только лишь один раз в году, на римский Новый год, 1 марта. Если девушка недоглядела костер в любой другой день, ее жестоко пороли розгами. Это пророчило беду всему городу.

Весталками становились физически здоровые дочки свободных итальянцев 6-10 лет. На протяжении 30 лет они обучались (первые 10 лет), проводили специальные ритуалы, охраняли символы Рима и всей импе

Рии, следили за порядком в храме (обновляли ветви лавра, выносили пепел и т.д.). Последние десять лет они учили молодых девушек, которые приходили на смену старших хранительниц Священного огня. В храме служило 6 весталок (в более ранний период – 4), они подчинялись верховному жрецу Коллегии понтификов. Среди девушек также выбиралась главная, ее должны были слушаться остальные весталки.

Весталки были в почете среди местных жителей. За оскорбление одной из них человека наказывали смертью, а тот, кто покусился на целомудрие такой жрицы, считался самым большим преступником. Им отдавали на сохранение особо ценные вещи и бумаги, они могли помиловать преступника или гладиатора, потерпевшего поражение. Этим девушкам по закону принадлежали дома с садами, они могли ездить по городу на колеснице или пользоваться местом в императорской ложе, их охраняли отряды ликторов с топорами. Кроме того, они имели неплохие материальные блага.

Взамен весталки обязаны были хранить девственность на протяжении всех годов службы. Если одна из них нарушала обет, ее ждала страшная смерть. Таких женщин хоронили живьем: несли на «проклятое» поле, расположенное за городом (возле современной площади Независимости), и зарывали в землянке с небольшим количеством еды и питья. Там также была приготовлена постель, стоял светильник. Смерть мужчины, который покусился на весталку, была другой: его забивали остальные хранительницы храма. По преданию даже Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, была весталкой. Встречается информация о том, что за 1000 лет только 20 хранительниц Священного огня нарушили обет целомудрия.

Девушка, которая 30 лет жизни отдала храму Весты, могла выходить замуж и вести такую же жизнь, как и остальные жительницы Рима. Вместе с тем, в народе было поверье, что брак с весталкой приводит к несчастью. Многие их остерегались.

Где находится Храм богини Весты и как до него добраться

Храм богини Весты расположен на Римском форуме по адресу : Via della Salaria Vecchia, 5/6. Не путайте его с одноименным храмом в Тиволи. Рядом с ним — храм Цезаря . Римский форум находится в центре столицы, через дорогу от и в нескольких минутах ходьбы от .

  • Чтобы добраться до Храма Весты на метро, надо выйти на станции Colosseo (линия В) и проехать на автобусе до Via dei Fori Imperiali или .
  • К Форуму идет трамвай № 3. Трамвайная остановка называется Parco Celio.
  • Туда также едут автобусы под номерами 60, 75, 85, 87, 95, 175, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3.

Достопримечательность можно посетить:

  • с 8.30 до 16.30 (2 января — 15 февраля);
  • с 8.30 до 17.00 (16 февраля — 15 марта);
  • с 8.30 до 17.30 (16 марта — последняя суббота марта);
  • с 8.30 до 19.15 (последнее воскресенье марта — 31 августа);
  • с 8.30 до 19.00 (1 — 30 сентября);
  • с 8.30 до 18.30 (1 октября — последняя суббота этого месяца);
  • с 8.30 до 16.30 (последнее воскресенье октября — 31 декабря).
  • Выходные дни: 1 января, 25 декабря.

Бесплатный вход для детей до 18 лет и людей, чей возраст превышает 65 лет.

Комбинированный билет «Колизей + Римский форум + » :

  • для взрослых стоит € 12,00 ,
  • льготный (для европейских граждан в возрасте от 18 до 24 лет, учителей и др.) — € 7,50 .
  • Право на посещение этих руин дает .

Храм богини Весты на фото

Ниже можно ознакомиться с подборкой фотоматериалов, на которых запечатлены руины Храма Весты, расположенного на Римском форуме. Даже те останки, которые сохранилось до сегодняшнего дня, свидетельствовать о том, что это здание было невероятно красивым и по-настоящему грандиозным для своего времени.

Статьи по теме