Храмы рима эпохи республики. Храм весты в риме, италия Храм богини весты интересные факты

Храм Весты – это один из самых древних среди всех сохранившихся доныне римских храмов, который посвящён античной богине-хранительнице домашнего очага. Он находится на Римском Форуме в южной части Священной дороги.Храм богини Весты выполнял функцию главного очага царского дома. До нашего времени дошли только отдельные разрушенные элементы комплекса сооружений, в который входили, кроме самого храма, Дом весталок и дом Великого Понтифика – главного жреца в древнем Риме.

История

Храм был построен в 7-м в. до н. э., предположительно во время правления царя Нумы Помпилия. Местом его расположения стал . За долгое время своего существования храм неоднократно горел и заново восстанавливался. Окончательным вариантом строения стало здание круглой формы, фасад которого был построен из мрамора белого цвета. Это сооружение было окружено 20-ю коринфскими колоннами, которые возвышались на подиуме, отделанном мрамором. Между колоннами были решётки. Во время большого пожара в Риме в 64-м году н. э. храм вновь сгорел, однако снова был быстро восстановлен.

В храме располагался тайник, в котором хранились имперские символы, привезённые, согласно легенде, Энеем из Трои. Одним из таких символов был Палладиум – изображение богини Минервы. Вероятно, тайник был в углублении, размеры которого составляли 2,4 на 2,4 м. Он был расположен в подиуме и попасть в него было возможно исключительно из святилища.

На современном Римском Форуме сохранились остатки храма Весты, который был реконструирован после пожара 191-го года. В восстановлении принимала участие Юлия Домна, супруга императора Рима Луция Септимия Севера, которая была большой почитательницей богини. Во время правления императора Феодосия I языческие культы были окончательно полностью запрещены (это произошло в 394-м году), в том числе и культ Весты. Потому храм Весты в Риме вскоре разрушился. Его руины были обнаружены лишь в 1877-м году в ходе раскопок. Они напоминают о почитании древними римлянами своего божества семейного очага.

Культ Весты

Богиня Веста была дочерью бога Сатурна и олицетворяла домашний очаг. Она покровительствовала семье и была одной из наиболее уважаемых богинь античного мира.

Веста не вступила в брак ни с Аполлоном, ни с Меркурием, которые к ней сватались, поклявшись хранить девственность. За то, что она не нарушила свою клятву, Юпитер приказал поклоняться Весте в каждом храме и в самую первую очередь подносить ей дары на каждом семейном очаге, возле которого ставились изображения и других богов и богинь. При этом Весту практически никогда никак не изображали – эта богиня всегда сама присутствовала в кругу семьи, собиравшейся возле очага, будучи как бы самим горевшим там огнём. Этот огонь, непрерывно горевший в храме богини, был атрибутом вечности Рима и нерушимости государства.

Те очень немногочисленные скульптурные изображения Весты, которые всё же были созданы и дошли до нас, изображают её молодой и богато одетой женщиной, при этом её голова всегда покрыта. Изредка её изображали также на монетах, с такими атрибутами, как факел, палладиум, патера (блюдо для жертвоприношений), скипетр.

Каждый первый день года (в Древнем Риме это было 1-е марта) огонь в торжественной обстановке зажигали снова с помощью стекла от солнечных лучей или при помощи трения, поскольку важно было, чтобы он был получен природным путём. Следили за ним вначале дочери царя, потом это стало обязанностью жриц культа Весты - весталок.

В храме служили шесть весталок. Они избирались из физически здоровых девочек в возрасте 6-10 лет, дочерей патрициев (высшей прослойки древнеримского общества). Служба длилась 30 лет. При этом в течение первых 10-и лет весталка только училась, а в течение 10-и последних лет – сама обучала новеньких. Таким образом, лишь с 11-го по 20-й год службы жрица храма занималась именно служением и ничем больше. История сохранила до наших дней имена множества весталок, их статуи столетиями стояли в храме.

Обязательным условием для службы богине было сохранение своей девственности. Весталку, которая нарушала этот обет, закапывали заживо на особом «поле злодеев», при этом её туда приносили на закрытых носилках. В могилу, в которую ставили лампу, кровать и небольшой запас продуктов, ей нужно было войти самостоятельно. Её любовника также ожидала казнь путём забивания до смерти. Однако после завершения 30-летнего срока службы весталка получала право вступить в брак, причём жениться на бывшей жрице Весты было очень почётно для любого мужчины.

В течение 1100 лет существования культа было всего 13 случаев нарушения весталкой обета хранения девственности. Однако это не означает, что другие соблюдали обет только из-за страха быть казнёнными. Весталки имели огромный почёт, во всех заведениях и на всех мероприятиях им предоставляли лучшие места, а в случае встречи с хотя бы одной из них на пути к месту казни осуждённый подлежал помилованию.

Также весталкам доверяли хранение разных ценностей и документов, они обладали правом сохранения жизни побеждённым гладиаторам (если на арене не было императора). К тому же каждой из них предоставлялся дом с садом, колесница для передвижения в городе и охрана. За определённые заслуги весталке могли поставить статую, оскорбление же достоинства жрицы Весты наказывалось смертью.

Согласно легенде, Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, основавших город Рим, также была весталкой, казнённой за нарушение данного ею обета.

Храм сегодня

Сейчас Священный участок Весты на Форуме имеет вид античных развалин: можно увидеть лишь небольшой фрагмент когда-то изысканного и торжественного строения, который включает подиум и колонны, сохранившиеся с момента последней реставрации храма в 191-м году, несколько статуй с пьедесталами, остатки Дома Весталок, а также портика, который когда-то окружал двор.

Лишь развитое воображение и специальные знания, которые даёт данная статья, могут помочь туристу представить Форум, наполненный людьми, ездящих на колесницах весталок, храм богини Весты и пылающий в нём ритуальный огонь.

Ослиная голова

Лампы в святилищах богини Весты хранят изображения голов ослов. Это память об осле, который, согласно мифу, своим криком разбудил богиню в момент, когда её пытался изнасиловать полубог Приап, подкравшись, когда она уснула. С этим мифом был связан древнеримский праздник: каждый год 9-го июня жители Вечного города посещали храм богини с дарами, а также в этот день римлянам, имевшим в хозяйстве ослов, запрещалось заставлять этих животных работать.

Как добраться?

К храму Весты довольно нетрудно дойти пешком от Колизея, находящегося возле Римского Форума, либо от площади Венеции, либо от Капитолийского музея. Самая близкая к этому объекту станция метрополитена - Colloseo на линии B. Ближайшая трамвайная остановка – Parco Celio (трамвай №3).

Вам также может понравиться:

Рим, как его еще называют “Вечный Город” является лакомым кусочком для туриста. Это великолепный город с легендарной историей, которая восходит ко временам до нашей эры, а продолжаются и поныне. Достопримечательности Рима видели рассвет этого прекрасного города и с удовольствием делятся с туристами своими тайнами.

Одной из таких достопримечательностью является храм почитаемой римлянами, до принятия христианства, богини Весты. Находится он в историческом центре Рима. Об этом храме существует множество историй, легенд и поверий, поскольку место для Рима действительно культовое. Несмотря на свой возраст, это грандиозное сооружение прекрасно сохранилось, служа немногословным, но красноречивым подтверждением величия этого народа.

Расположен этот храм на знаменитом римском форуме. Во времена Античного Рима, это место было средоточием политической, общественной и культурной жизни. С этим связано обилие в данном месте культовых сооружений и одно из них посвящено богине Весте.

Культ богини Весты

Богиня Веста — это женское божество, которое покровительствует семье и домашнему уюту. Это богиня домашнего очага, которая поддерживает мир и процветание семейства. Ее культ восходит к эпохе первых царей (800-700 в. до н.э). Уже тогда правители Рима осознавали, что семья является ячейкой здорового и процветающего общества. Поэтому, культ богини Весты имел важное значение для римских граждан.

Олицетворением божества были не статуи, это была вещь куда более символичная — вечный огонь. Именно огонь, в холодную пору поддерживал тепло и уют в доме, поэтому он и был избран символом, олицетворяющим Весту. Храмовые жрицы обязаны были поддерживать огонь. Поначалу служительницами являлись царские дочери, а когда Рим перешел к республиканской форме правления, должность царя упразднили и эта обязанность была передана шестью служительницам.

Древнеримский праздник, посвященный богине Весте отмечался 9 июня. Во время торжества римские граждане совершали жертвоприношения, которые сопровождались просьбами о мире и процветании своей семьи. Осел — основное тягловое животное, которое задействовали крестьяне в этот праздник отдыхали. Это связано с тем, что именно крик осла разбудил спящую богиню и уберег ее от наглых приставаний Приапа.

Скульптурные изображения божества можно встретить очень редко, поскольку именно огонь считается ее первоначальным олицетворением. На редких же скульптурах она представлена в виде молодой и прекрасной девы, в простых одеяниях. Так же ее изображения присутствуют на монетах.

Жрицы богини Весты

Вся деятельность служительниц в храме Весты было поддержание огня, который находился в его центра. В случае, если огонь гас, то все жрицы храма подвергались избиению плетями. Только 1 марта — в день, когда отмечался Новый год этот огонь тушили, чтобы торжественно зажечь вновь. Потом граждане Рима приходили с лампадами, от которых зажигали огни в своих очагах. Таким образом, в каждом жилище горел огонь, который был частью священного пламя в храме.

Жрицами могли быть только полноправные граждане женского пола. Причем набирали их исключительно из представительниц благородных семейств. Служба в храме длилась на протяжении 30 лет и делилась на три равных отрезка времени, по 10 лет. На протяжении первого происходило обучение и посвящение во все тонкости жреческого ремесла, на протяжении второго служительница сама занималась отправлением обрядов, а на протяжении третьего уже сами выступали в роли жриц, для младшего поколения.

Но в римском обществе у жриц храма Весты (весталок) были не только обязанности, но и права. Жрицы этой богини имели немалый вес в римском обществе. Об этом красноречиво говорил тот факт, что слово весталок, в отсутствии Императора, имело важнейшее значение в вопросах жизни и смерти на гладиаторских боях. Помимо этого, служение жрицей имело немаловажные имущественные привилегии. Каждой служительнице полагалась загородная вилла, по городу они ездили на колеснице, а на гладиаторских боях занимали места возле императора.

Увы, плата за столь высокое положение в римском обществе была так же высока. Служительницы обязаны были сохранять девственность на протяжении всего срока службы. Тех, кто ослушался, ждала жестокая смерть. Смертной казни подвергался так же и ее любовник. Вести полноценную любовную и семейную жизнь жрица могла только по окончанию службы в храме.

Храм богини Весты — вчера и сегодня

Самая первая инкарнация данного сооружения представляла собой простое римское жилище, которое строили в ту пору. Дело здесь не в том, что на постройку более грандиозного сооружения не хватало средств. Просто, тогда граждане Рима руководствовались тем, что поскольку богиня Веста — защитница дома и семьи, то ее храм должен представлять собой жилище.

Затем сооружение в течение многих веков меняло свой облик, пока наконец Храм богини Весты не предстал перед жителями Рима во всем своем великолепии.
С приходом христианства языческий культ оказался под запретом, поэтому сооружение не подлежало восстановлению. К сожалению, это привело к его постепенному упадку. На сегодняшний день, от этого грандиозного сооружения остались лишь руины, которые впрочем выглядят так же довольно впечатляюще.

Реконструкция, проведенная археологами на основании данных от различных источников показала, как выглядел этот храм. Основу строения составляли 20 колонн, созданных из белого мрамора, соединяли их металлические решетки, а покрывала храм куполообразная крыша, на которой находилось отверстие, служащее для вывода дыма.

Колонны храма исполнены в коринфском стиле с характерными романскими элементами. Они богато декорированы орнаментом из различных цветов. Высокие, торжественные и прекрасные они способны вызвать подлинный восторг даже у тех, кто не интересуется архитектурой.

Как попасть к храму Весты?

Сориентироваться здесь совсем несложно. Главное — добраться до Римского форума. Здание находится неподалеку от Капитолийского музея, развалин Колизея, а так же площади Венеция. Если добираетесь на метро — выходить нужно на станции Colloseo, линия В.

Храм Весты - древнеримский храм в Тиволи, пригороде Рима, датированный I веком до н.э. Его руины расположены на месте городского акрополя и обращены в сторону водопадов реки Аньене, которые ныне находятся на территории парка Виллы Грегориана.

Достоверно неизвестно, кому был посвящен храм, - Геркулесу, прорицательнице Альбунее, местному герою Тибурнусу или Весте, покровительнице семейного очага в Древнем Риме. Рядом с руинами храма можно увидеть еще одно прямоугольное строение, также пока достоверно не определенное, - его часто называют Храмом Сивиллы.

Зато известно имя строителя Храма Весты - это был некий Луций Геллиус, память которого увековечена в надписи на архитраве. Центром храма служит круглая целла (внутренняя часть греческого или римского храма), которая окружена 10 коринфскими колоннами (всего их было 18). Внутри расположены дверь и два окна. Фриз храма украшен резьбой и букранием (орнаментом в виде бычьей головы). Здание храма относительно хорошо сохранилось во многом благодаря тому, что в свое время было христианизировано и превращено в церковь Санта Мария делла Ротонда. Но в 16-м веке христианские пристройки практически полностью исчезли.

В 17-18-м веках Храм Весты со всеми его декорациями был тщательно зарисован несколькими архитекторами - Антуаном Дегоде, Джузеппе Вази, Джованни Баттиста Пиранези и др., а впоследствии его структура послужила образцом для создания многочисленных ландшафтных парков за пределами Италии. Например, в Англии имитации храма можно увидеть в городке Стоув и в Королевских ботанических садах Кью. В Северной Ирландии по образцу Храма Весты был построен Храм Муссенден в Даунхилле. Во Франции храм вдохновил Ричарда Мика на создание Храма Любви в Малом Трианоне (небольшой дворец на землях Версаля).

Вокруг Храма Весты в Тиволи раскинулся парк - он был создан в первой половине 19-го века по приказу Папы Римского Григория XVI, который хотел восстановить русло Аньене после наводнения 1826-го года. Издревле река делала широкую петлю вокруг городского акрополя и четырьмя водопадами обрушивалась на лежащую внизу равнину. Сегодня водопадов осталось всего два.

Храм Весты и Дом весталок

Вся деятельность весталок была сконцентрирована на небольшом пространстве возле Священной дороги. Там находился маленький, круглый храм Весты, своей формой отсылающий к древнейшим хижинам отцов-основателей Рима. Говорят, что и у храма, как у тех хижин, когда-то была соломенная крыша. В исторические времена он был украшен ионическими колоннами, между которыми стояли узорные решетки; в верхней части конической крыши находилось отверстие (как в Пантеоне), откуда выходил дым Вестиного очага; вероятно, над дыркой было какое-то металлическое сооружение, защищающее внутренность храма от непогоды. Сохранилось несколько монет, изображающих, по всей видимости, этот храм; многие показывают скульптуру на крыше, некоторые - курульное кресло внутри храма, что не очень достоверно (курульное кресло - это невысокое сиденье, на котором имели право сидеть только чиновники, облеченные силовыми полномочиями, - например, консул или диктатор). Во флорентийской галерее Уффици есть рельеф I века н. э., который тоже, скорее всего, изображает храм Весты. На этом рельефе хорошо видны решетки между колоннами и дерево, растущее за храмом.

Храм Весты. Реконструкция.

От храма Весты сохранился только круглый бетонный подиум, блоки туфа и куски колонн. До возрожденческой строительной лихорадки XVI века все это было облицовано мрамором. Некоторые фрагменты оказались позже встроены в разные церкви, включая собор Святого Петра; многое пережгли на известь. Руины этого древнейшего храма парадоксальным образом относятся к позднеимператорской эпохе конца II - начала III века н. э., когда императрица Юлия Домна спонсировала реконструкцию храма после очередного пожара. В какой-то момент между позднереспубликанским периодом (к которому относятся изображения на монетах и рельефы) и последней реконструкцией ионические колонны были заменены на коринфские. Впрочем, вполне возможно, что мозаичный пол и ямы для хранения пепла сохранились с более ранних времен.

Некоторые случайно уцелевшие фрагменты храма были найдены на Форуме во время раскопок конца XIX века, и в 1930 году небольшая часть внешнего периметра храма была восстановлена. Реконструкция оказалась удачной; во всяком случае, этот памятник красуется на многих открытках и календарях. Долгое время считалось, что на Палатине находился еще один храм Весты, но сейчас мало кто разделяет эту точку зрения; дело в том, что когда император Август был избран верховным жрецом, он по обычаю должен был переехать на Форум, в так называемый Domus Publica ; между тем он не захотел покидать свою палатинскую резиденцию, но отдал ее часть государству и превратил в святилище Весты, а Domus Publica отдал весталкам. При этом палатинское святилище не было храмом в прямом смысле слова. К слову сказать, обычным храмом не был и храм Весты, потому что там не было традиционной статуи божества - только символический огонь. Так называемый «храм Весты» на берегу Тибра, о котором мы расскажем в седьмой главе, к Весте точно не имеет никакого отношения - просто любой круглый храм долгое время по аналогии считали посвященным Весте.

Дом весталок. Рисунок XIX века.

Рядом с храмом находится довольно большой прямоугольный участок, который когда-то занимал Дом весталок, Atrium Vestae . С четырех сторон его были проложены улицы - Sacra Via («священная»), Nova Via («новая»), Vicus Vestae («переулок Весты»); название четвертой неизвестно. Нынешнее расположение и план здания возникли после великого пожара при Нероне в 64 году н. э.; и храм, и Дом весталок были перестроены в соответствии со сложившейся к тому времени общей восточно-западной ориентацией построек на Форуме. Комплекс снова перестраивали при Траяне и при Септимии Севере. Следы более ранних полов и стен видны на нижнем уровне, если зайти через главный вход.

Дом весталок по конструкции был больше всего похож на аристократическую резиденцию, жилище богатого семейства (domus) , только очень большое. Жилые комнаты окружали открытый двор - атриум - с бассейнами для сбора дождевой воды. В центре восточного крыла располагалась большая комната с тремя комнатами поменьше с трех сторон от нее. Это, скорее всего, не «квартиры» весталок - дом так велик, что у каждой из жриц были свои обширные покои, в том числе помещения для слуг и рабов, - но, возможно, какое-то церемониальное место, например общая трапезная. В республиканские времена на внешней стороне дома находились магазины, доходы от которых шли в бюджет весталок.

Вдоль северной стены двора расставлены статуи II–IV веков н. э., которые раскопали здесь в 1880-е годы. Сочетание статуй и постаментов с надписями произвольное. Каждая скульптура изображает одну из старших весталок (Virgo Vestalis Maxima) , на постаментах - благодарственные надписи. Одна из таких надписей датируется 364 годом н. э.; имя весталки на ней стерто, едва виднеется только первая буква, c. Возможно, на этом постаменте когда-то стояла статуя весталки Клавдии. Поэт Пруденций в гимне св. Лаврентию упоминает, что одна из жриц самого древнего римского культа перешла в христианство:

Тесьмою жрец увитый встарь

Уж идет к крестну знаменью,

Уже, Лаврентий, в твой чертог

Весталка входит Клавдия.

За вероотступничество немногие упорствующие язычники, которые в то время еще оставались в Риме, могли стереть имя Клавдии с постамента. К концу IV века н. э. язычество, включая культ Весты, было окончательно объявлено вне закона, и Дом весталок перешел в ведение сначала императорской, а потом папской администрации.

К этому комплексу когда-то относилась и священная роща Весты; это в ней перед нашествием галлов, говорят, раздавался таинственный предупреждающий голос, названный впоследствии богом по имени Aius Locutius («Ай Говорящий»). Долгое время считали, что алтарь с надписью «Будь ты бог или богиня», найденный на Палатине в 1820 году, посвящен именно ему; сейчас думают, что это восстановленный алтарь какого-то бога, которого уже никто не помнил, но из уважения продолжали чтить.

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Храм Мут Аллея сфинксов (№ 28), которая следует за десятым пилоном, приводит к ограде храма богини Мут (№ 29), приблизительно в 300 м от ограды храма Амона-Ра. Имя Мут означает «мать».Святилище Мут, по-видимому, существовало на этом месте еще в период Среднего царства. Во время

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХР) автора БСЭ

Храм Птаха Комплекс Карнака был бы незавершенным, если бы в нем не было храма Птаха, покровителя Мемфиса и повелителя созидающего слова (№ 32). Этот храм удивительно красив.Вероятно, сооруженный еще в эпоху Среднего царства, он был позднее украшен Тутмосом III и расширен во

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Храм Нефертари В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце».Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Храм Храм, культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

83. Храм мормонов В1805 году в штате Вермонт родился мальчик по имени Джозеф Смит. Лет через девять его отец переехал в штат Нью-Йорк, где народ жил крайне религиозный.Протестанты различных сект, они были очень озабочены тем, чья секта лучше. Юного Джозефа отвращала от всех их

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Храм-колесница На берегу Бенгальского залива возвышается устремленный на восток храм-колесница. Огромные колеса диаметром 4 м вырублены из камня в основании храма, по шесть с каждой стороны. От семи каменных коней, которые мчали колесницу в океан, навстречу солнцу,

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

В чем состояли обязанности весталок? Весталки – жрицы римской богини Весты, которые, соблюдая древний обычай, поддерживали вечный огонь в ее храме. Этот огонь был символом государственной надежности и устойчивости. Для посвящения в весталки отбирались девочки в

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Так храм оставленный - всё храм, / Кумир поверженный - всё Бог! Из стихотворения «Я не люблю тебя» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814- 1841).Иносказательно: даже если какая-либо святыня, авторитет и т. п. и развенчаны, тем не менее есть люди, у которых они по-прежнему вызывает уважение, и

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Храм Сатурна За аркой Септимия Севера, если смотреть на нее со стороны курии, стоят восемь колонн. Это остатки храма Сатурна, который соревнуется с храмами Весты и Юпитера Капитолийского за право считаться самым древним святилищем города. У римлян не было твердого мнения

Из книги автора

Храм Согласия За аркой Септимия Севера, у западной границы Форума, находится бетонная насыпь - часть фундамента здания, которое занимало гораздо большую площадь, чем видно сейчас, и частично уходило вглубь, туда, где теперь лестница и Палаццо Сенаторио. Этот бетон,

Из книги автора

Храм Веспасиана Рядом с храмом Согласия (или, точнее, с тем местом, где он когда-то был) стоят три колонны из белого итальянского мрамора. На одной из гравюр Пиранези эти колонны изображены на фоне еще одной бытовой зарисовки из жизни «Коровьего поля». Но современный

Из книги автора

«Храм Ромула» Вернувшись на Священную дорогу, мы пройдем мимо базилики святых Косьмы и Дамиана, построенной на основе позднеантичного храма. Этот небольшой храм обычно считают тем самым зданием, которое воздвиг император Максенций в честь своего умершего сына-подростка

Из книги автора

Храм Мира Большой кусок земли от нынешней церкви святых Косьмы и Дамиана до форума Нервы стал называться «форумом» только в позднеантичные времена, раньше он был известен как храм Мира, потому что это пространство занимал огромный храм. К сожалению, муссолиниевская Виа

Из книги автора

Храм Адриана Память об Адриане и его времени хранят еще несколько улиц и площадей Марсова поля. В первую очередь это, конечно, храм Божественного Адриана или Адрианей (Hadrianeum) на Пьяцца ди Пьетра, в двух шагах от Пьяцца ди Монтечиторио с Августовым обелиском. Храм Адриана -

Из книги автора

Из книги автора

Храм Девы Марии перед Тыном - Тынский храм Kostel Panny Marie p?ed Т?пет - T?nsk? chr?m Адрес: Прага 1, Старе Место, Староместская площадь. Как добраться: станция метро «Staromestska». Храм Девы Марии перед Тыном расположен в Старом Месте пражском. Изначально оно складывалось из поселений

Мы находимся высоко на холме, с которого открывается вид на Рим. На Яникуле - одном из семи римских холмов, в небольшом дворике, перед очень скромным по размерам, но важным по значению зданием - Темпьетто. Это одно из сокровищ Рима. Это одно из самых любимых мною зданий во всём мире. Оно необычайно камерного размера. Даже сложно называть его зданием. Это мемориал. Темпьетто построен на месте распятия Святого Петра. Где, как Браманте и Церковь считали, был распят святой апостол Пётр. Верно, внутри есть отверстие, отмечающее след от креста, на котором произошло распятие. Св. Пётр был распят вниз головой. Отмечая это место и возводя здесь такое прекрасное здание, Церковь словно заявляла: папский престол восходит к Святому апостолу Петру - самому первому Папе, получившему этот титул от самого Христа. Интересно, что это творение Браманте, спроектировавшего его. Он станет одним из главных архитекторов ответственных за другие основные постройки в Риме, связанные с именем Св. Петра: например, Собор Св. Петра в Ватикане - место захоронения Св. Петра. Оба здания стали мемориалом, только это миниатюрный храм, а Собор Св. Петра, конечно, монументален. Традиция восходит к раннехристианским сооружениям, называемым «мартирий», или зданиям-памятникам, связанным с ранними христианскими великомучениками. Да, верно, это были сооружения округлой формы. Интересно, что Браманте заимствует как у раннехристианской традиции, так и непосредственно у античности. Собственно, в самом Риме, на Римском Форуме, можно увидеть небольшой округлый храм Весты, несколько похожим на это здание. Он тоже окружён колоннами. И древние греки, и древние римляне применяли круговой план строения. Браманте совершенно сознательно возвращается к нему. Он намеренно обращается к древности, к древнеримскому автору Витрувию, и его трактату «Десять книг об архитектуре» о правильных пропорциях в архитектуре, которым Браманте следует при создании Темпьетто. Архитектор был влюблён в идеальные геометрические формы античности, особенно Древней Греции. Это здание, радиальное по структуре. Круглой формы. Что необычно для традиционной крестообразной по плану церкви, прообразом которой служит древняя базилика. Это интересно, так как Браманте применил идеальные геометрические формы в строительстве другого здания - Собора Св. Петра, сначала планировавшийся как идеальной формы крест. Верно. Греческий крест с кругом и квадратом. Такой интерес к совершенным геометрическим формам существовал в эпоху Высокого Возрождения. Поговорим о связи идеальной древней геометрии и божественного, так как, думаю, это было существенно в период Высокого Возрождения. Если рисовать круг, какой бы вы ни были хороший художник, всегда будут некие недостатки. Но взгляд на круг, образуемый этим зданием, наталкивает на мысль о чём-то безупречном, совершенном. И в Древней Греции, и во времена Возрождения геометрия считалась средством воплощения небесного совершенства. Поэтому Браманте, подобно другим художникам Высокого Возрождения, интересовался таким чисто круговым планом строения. Здесь, безусловно, акцент на круге обуславливается важностью места - распятием Св. Петра. Осматривая эту постройку, мы видим ступени, ведущие со стилобата к круговой колоннаде, барабану свода и к куполу. Здесь явно акцент на центре, и это было бы ещё более верно, построй Браманте план дворика так, как он задумал - с окружающей сооружение колоннадой. Представляю себе эффект усиления: если бы храм был окружён ещё одной колоннадой с рядом ниш, расходящихся по радиусу - своего рода диалог пространства вокруг храма с самим сооружением, это создавало бы небывалый эффект. Все элементы, упомянутые вами: стилобат, ступени, колоннада и купол - восходят к античности. Архитектор воистину позаботился исполнить задуманное в совершенстве. Сами колонны дорического ордера. Но это не дорический ордер из Древней Греции, не тот, что у Парфенона. Это его римский вариант. Он называется тосканским. Мы видим подобные колонны на стороне первого уровня Колизея, где в отличие от греческого дорического ордена колонны без каннелюр. Это придаёт им больше прочности и массивности. И по закону дорического ордера можно увидеть триглифы и метопы на фризах над колоннами. Браманте действительно создаёт здесь образец истинного дорического ордера. Хотя иногда он допускает некоторые вариации. Например, у древних греков и римлян внутри колоннады не размещались бы пилястры в пару колоннам. Пилястры усиливали принцип лучеобразности, располагаясь по одной линии с настоящими колоннами. Таким образом, Браманте создаёт здесь настоящую гармонию. Что я высоко ценю в Высоком Возрождении - это величественность. Даже при небольших размерах зданию присуще чувство монументальности. Это в каком-то смысле архитектурный эквивалент образов Микеланджело в Сикстинской капелле. Подлинное ощущение героического с опорой на классическую античность и прославление гуманизма. Есть некая самоуверенность в Высоком Возрождении. Идея, что человек способен воспроизвести на земле образцы небесного совершенства. Несмотря на камерность, монументальность этого сооружения, я думаю, это исходит от высокого устремления.

Статьи по теме