Крепость нарикала часы работы. Крепость нарикала в грузии. Мифы и факты

Высоко над Тбилиси возвышается старинная оборонительная крепость под названием Нарикала. Стены этого бастиона стали безмолвными свидетелями множества кровавых исторических событий. Время появления сооружения, по мнению многих историков, совпадает с основанием столицы Грузии Тбилиси (V век). Часть исследователей утверждает, что она появилась столетием раньше.

Древняя цитадель располагается недалеко от городского старинного района Абанотубани, который отличается смешанностью архитектуры. Старинные грузинские постройки дополняются оригинальными круглыми серными банями, выполненными в восточном стиле. Уже много лет это район в основном населен азербайджанцами. Там же располагается знаменитый ботанический сад.

Откуда произошло название?

Многие объясняют название бастиона, опираясь на грузинское происхождение слова. Дословно его можно перевести как «крепость из чертополоха». Но такое мнение не совсем верно, да и не получило должного подтверждения. В большей степени истоки названия следует искать в древнеперсидском языке. В переводе с фарси «нари» означает «маленький», а «кала» - «крепость». Но следует отметить, что название постройки не раз менялось.

Изначально Нарикалу называли Дедацихе,в переводе с грузинского «мать-крепость». Название свидетельствует о том, что сооружение выступало в роли ключевого оборонительного сооружения. Веком позже здесь появилась столица Грузии, и каменное здание обрело новое название Тбилисицихе («тбилисская крепость»). Также известно, что на протяжении какого-то времени ее называли Шурисцихе («крепость зависти»). Такое оригинальное название объясняется выгодным местоположением бастиона. Во-первых, сооружение располагалось у источников, обладающих целебным свойством. Следует отметить, что в Грузии имеется множество минеральных вод. Расположение столицы Грузии было выбрано царем Вахтангом Горгасалом не случайно. Легенда гласит, что охотясь, правитель выпустил ястреба и сокола, но птицы так и не вернулись обратно. Правитель нашел их в серном источнике с теплой водой. В этой местности и был заложен город Тбилиси («тбили» означает «теплый»).

Но преимущество нового месторасположения оборонительной крепости заключалось не только в красоте окружающей местности и целебности источников. Город занял выгодное экономическое положение, так как располагался на одной из ветвей Великого шелкового пути и стал связующим звеном Закавказья и Ближнего Востока. Жизнь в столице бурлила. Она привлекала множество людей. Экономика и культура процветали, что вызывало чувство зависти у соседей. Грузия всегда приковывала внимание завоевателей, так как являлась важным стратегическим и экономическим пунктом. И каменная крепость принимала на себя множество ударов со стороны Персии и Византии.

Нашествие византийцев и хазар

В VI веке в Тбилиси столкнулись интересы двух крупных ближневосточных государств. Византийский правителем Гераклом был заключен договор с правителем хазаров Джибгу-Хаканом. Объединив свои войска, завоеватели двинулись на Грузию через Албанию (современная территория Азербайджана). Было совершено крупное вторжение. Стены оборонительной крепости буквально не выдерживали ударов распространенных в то время осадных орудий. Но доблестные грузинские войны не отступали и продолжали оказывать отчаянное сопротивление.

Тогда императором было предпринята попытка перекрытия русла Куры, что спровоцировало затопление города. Однако и такой вероломный шаг не сломил воли грузинских жителей. Они оказали мощнейшее сопротивление византийским войскам, и вражеское войско было повергнуто. Истощив свои силы, хазары и византийцы решили отступить. Во многих исторических летописях о Грузии можно прочесть, как грузины с присущим им весельем провожали своих врагов. Олицетворением правителя хазаров стала тыква, усеянная стрелами, а борода козла стала символом бородки византийского правителя.

Десять лет спустя на город напал преемник Джибгу хакана Шада. Он смог захватить Дербент и вторгнуться в персидские владения на Кавказе. В этот раз силы оказались на стороне противника, и Тбилиси был сдан. Обуреваемый желанием отомстить за поруганное имя отца, Шада подверг город полному уничтожению. Крепость Нарикала также была разрушена. Войска правителя хазар разграбили город. Это была первая трагедия главного города Грузии. Но на протяжении последующих веков он не раз подвергнется крупным испытаниям.

Вторжение арабов

Исторические хроники свидетельствуют, что враги всегда наносили столице невосполнимый ущерб и пролива на грузинской земле немало крови. Мост, соединяющий Абанотубани со старинным районом в Тбилиси Авлабари (виден с крепости Нарикала) явился местом кровавого судилища грузинских горожан за приверженность православной вере. Именно арабами был осажден Тбилиси вслед за разрушительными нашествиями византийцев и хазар.

Арабский халифат по достоинству оценил выгодное географическое положение города Тбилиси, считавшегося жемчужиной Кавказа. Столица удерживалась завоевателями на протяжении трех столетий. На территории крепости арабами было воздвигнуто множество фортификационных сооружений нового стиля.

Времена процветания

Вслед за арабами было нашествие турок сельджуков и хорезмийцев. И только в начале XII века великий правитель Грузии Давид Строитель смог освободить страну от врагов. Великие деяния своего деда продолжила венценосная внучка царица Тамар.

Во времена этих правителей Грузия переживала пик своей славы и могущества. Экономика и культура интенсивно развивались. Грузия расширила свои границы вплоть до Трапезунда. Разрушенные стены Нарикалы были восставлены.

Но уже к началу XIII века Грузии предстояло пережить очень тяжелое испытание. Татаро-монгольское нашествие нанесло существенный урон стране. Именно монголы назвали оборонительную крепость Нарин калой. Это название и дошло до наших дней. Очень многое в культуре монголов было взято из Персии, поэтому и корень названия восходит к языку фарси.

Упадок

Со второй половины XIV века было осуществлено восемь вторжений Тимур Ленга, который также не пожалел древнюю цитадель.

В перовой половине XV века город был разрушен правителем Тавриза Джахан- Ханом, а во вторую половину столетия реванш взяли персидские завоеватели. На протяжении XVI века Грузия не раз подвергалась опустошительным набегам иранцев. Было уничтожено большинство культурных памятников страны.

В 1606 году Шах-Аббас, покоривший Тбилиси, пытался обратить его жителей в мусульманство. С этой целью в городе была возведена мечеть, которая также располагается в районе Абанотубани. Но самый разрушительный набег на Тбилиси совершил Шах-Ага. Сокрушительный удар оборонительная крепость получила в конце XVIII века при нашествии войск Мохаммед-Хана. Правитель Персии пробыл в столице Грузии всего одну неделю и, уходя, сжег ее дотла. Резиденция грузинского монаршего рода, расположенная на территории Нарикала, также была подвержена уничтожению.

Интересный исторический факт

На протяжении XVII-XVIII века крепость занималась то персидскими, то турецкими гарнизонами. Историками неоднократно был зафиксирован один и тот же факт: вражеские войска изгонялись со всей территории Грузии, но в бастионе всегда оставался один персидский гарнизон, который находился в осаде месяцами и ждал подкрепления. Взять крепость грузинским войскам никогда не удавалось.

Бастион в эпоху русского царизма

Очень скоро при правлении царя Ираклия II был подписан Георгиевский трактат с Россией. С начала XIX столетия Грузия стала частью Российской империи, а Нарикала печальным знаком о тяжелых исторических событиях.

Казалось, с воцарением мира и спокойствия оборонительное сооружение должно было остаться целым и невредимым. Но произошедший в 1827 году природный катаклизм (сильное землетрясение) разрушило цитадель. С тех пор она не подвергалась реставрации. Но на этом злоключения крепости не закончились. Российскими властями был организован военный арсенал. Интересно, что боеприпасы хранились в храме Святого Николая находящемся на территории бастиона. Церковь возведена при царствовании царицы Тамары в XII веке.

В середине XIX века склад был разрушен мощным ударом молнии, и храм подвергся серьезному разрушению. Не так давно (1996 г) он был отреставрирован. Специалисты постарались максимально воссоздать его первоначальный вид. Внутренняя часть храма содержит в себе древнейшие церковные фрески с изображением святых и сцен из Библии. Но, несмотря на проведенные работы, памятник старины не был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что сохранилось от строения?

До сегодняшних дней сохранились постройки, относящиеся к XVI-XVII вв. Часть первоначального архитектурного комплекса сохранена на северо-востоке. Она представлена башнями, возведенными в эпоху царствования Вахтанга Горгасала в V веке.

Система водоснабжения

В советские времена учеными была открыта древняя система труб, по которым в башню поступала вода. Протяженность сооружения составила 5 км. Вода проходила свободным потоком.

Остается удивляться знаниям древних инженеров. Система носила потайной характер и не была видна для постороннего глаза. Все было выполнено настолько искусно, что за много лет бесконечных нашествий врагов она так и не была повреждена врагами и сохранилась в своем первозданном виде. Находка была незапланированной. Казалось, в XX столетии, когда наука шагнула далеко вперед, и у археологов имелся немалый опыт в поисках подобного вида сооружений, трубопровод был найден совсем случайно, при строительных работах.

Проект «Новый Тифлис»

В 2016 году столичным правительством было одобрен крупнейший проект «Новый Тифлис». Он предполагал полную реставрацию крепости Нарикала. На работы было выделено примерно 280 тыс. долларов.

Такой шаг явился широкомасштабной акцией, которая ранее никогда не проводилась. На протяжении многих лет сооружение подвергалось размыванию водой. Поэтому в первую очередь требовались работы по укреплению, и лишь потом реставрация фасадной части бастиона. Все работы проводились в соответствии с нормами культурного наследия.

Где находится памятник?

Нарикала располагается в горной местности в районе старого Тбилиси вблизи ботанического сада. Особо красиво строение выглядит в ночное время. Подсветка желтыми прожекторами придает строению величественность и некую таинственность.

Как добраться?

До крепости можно добраться на автобусе № 124, который отходит от метро «Руставели». Также действует канатная дорога, по которой можно подняться до сооружения всего за 5 минут. Нижняя станция расположена на территории парка Рике вблизи . Добраться до неё проще всего . Стоимость составляет 1 лар (0,37$). Такой проезд позволит вам насладиться панорамой Тбилиси с высоты.

Также до крепости можно добраться пешком по туристическому пути. Всего их два. Один из них проходит через район Абанотубани. В нем располагаются . Вода к ним поступает из природных источников и обладает целебным свойством. Вторая дорога пролегает через ботанический сад, флора которого представлена очень редкими видами растений. Восхождение займет примерно 1 час. Советуется запастись спортивной нескользящей обувью, так как поверхность тропинок усеяна камнями. Идти следует осторожно. Подъем достаточно крутой и требует остановок. Но утомительный путь того стоит.

Цитадель функционирует круглосуточно. Вход бесплатный.

Что можно увидеть по дороге наверх?

По дороге наверх можно увидеть некоторые памятники старины. В самом низу располагается небольшая церквушка Нижний Вифлеем, а немногим выше Верхний Вифлеем. Постройки датированы XVIII веком. Возле нее расположена статуя Мать-Грузия, созданная в 1958 году советским скульптором Элгуджей Амашукели. Монумент был установлен в честь 1500-летия основания Тбилиси.

Узкие тропы, ведущие к оборонительному сооружению, буквально проникнуты духом истории. Последние фортификации сооружены в эпоху царствования царицы Тамары и сохранились до сегодняшних дней. Они представляют собой полуразрушенную кладку из кирпича.

Панорама сверху

Расположение бастиона в горной местности дает возможность обозревать многие достопримечательности столицы Грузии. Сверху туристы смогут рассмотреть центральный проспект Грузии, названный в честь великого поэта XII века Шота Руставели с расположенными на нем историческими постройками: театр оперы и балета, Александровский парк (носит имя А.С, Грибоедова), ботанический сад, церковь святой Богородицы и многие другие памятники.

Перед взором посетителей предстанет м .

Также можно увидеть президентскую резиденцию, выполненную в современном архитектурном стиле. Это застекленная купольная постройка. Дополнением к сооружению служит мост мира, который соединяет правобережье и левобережье города.

Стоя на высоте, можно понять, почему древние правители выбрали именно это место для возведения бастиона. Высота предоставляет возможность широкого обозрения панорамы города. Местные правители проводили дозор своих окрестностей, могли проследить наступление вражеских сил.

Во всех экскурсионных программах Грузии эта достопримечательность занимает ведущее место. Оно притягивает своим величием и уводит человека в глубину веков за границы современной действительности. При входе в крепость продаются национальные грузинские сувениры. Там можно часто увидеть новобрачных.

Вот несколько ссылок, которые помогут вам сэкономить в путешествии по Грузии:

  • Найти недорогие авиабилеты: aviasales.ru
  • Подобрать отель: booking.com
  • Купить экскурсии: georgia4travel.ru
  • Арендовать авто: myrentacar.com
  • Трансфер из аэропорта и между городами: gotrip.ge
  • Страховка туриста:

December 6th, 2014

Надо признаться, что когда я прибыл в Тбилиси, я не планировал как-то детально изучать город. Это было вызвано некоторой усталостью (до этого я больше двух недель ездил по Армении), и моим пониманием того, что Тбилиси - город весьма сложный, с непростой историей, и легко он свои тайны не отдаст. Но благодаря помощи уважаемого avesta_1 я смог увидеть больше, чем планировал, и у меня появился хоть какой-то материал для размышлений, и для того, чтобы сделать из него пару постов.

Конечно, если вы приехали в Тбилиси просто отдохнуть - поесть хинкали, попить вина и походить по его старым улочкам, то проблем у вас особых не возникнет. Но, если вы захотите детальней осмотреть город, понять его историю, вам придется приложить много усилий. Так как, как не странно, в сети не так много доступной информации, путеводителей тоже мало, и сама информация о столице Грузии весьма противоречива.
Тбилиси - город очень древней, он много старше других столиц Закавказья - Еревана и Баку. И наиболее древней его частью является главная цитадель - Нарикала. С нее то мы и начнем осмотр..

Сейчас, чтоб попасть на вершину горы, где располагается цитадель, можно воспользоваться канатной дорогой, ее кабина быстро домчит вас от набережной реки Куры до самой вершины.
Но, мы ведь легких путей не ищем) Поэтому лично я взбирался туда пешком. И делал я это не из любви к физкультуре или экономии денег за подъем, а из желания осмотреть прилегающий к горе живописный квартал Клдисубани.

Но, прежде чем лезть наверх, ознакомимся немного с историей столицы Грузии.
Как всякий город, а особенно кавказский, Тбилиси имеет две истории - легендарную и реальную, т.е. основанную на исторических фактах. Естественно, официальной историей считается именно легендарная, так как, это Кавказ, и вообще "Восток - дело тонкое")
Легендарная история гласит, что Тбилиси основал, соответственно, самый легендарный грузинский царь - Вахтанг Горгасал, это такой местный Король Артур. Он якобы охотился на фазана в лесах, растущих на месте будущего Тбилиси. Раненый царем фазан, то ли излечился в местном серном источнике, то ли сварился в нем - в общем, таким образом местные термальные источники были обнаружены, и рядом с ними основали город Тбилиси, чье имя может переводиться как "теплый".

Понятное дело, что к реальной истории города эта легенда отношения иметь не может, так как наличие термальных источников не может быть главенствующим фактором для основания городов. Но самое главное, легендарная история Тбилиси существенно короче, чем реальная. Кстати, это удивительный случай, когда ради привязки основания города к некоей легендарной личности жертвуют возрастом этого самого города. Ведь Вахтанг Горгасал жил в конце 5 в. н.э., а первое письменное упоминание о Тбилиси, как крепости и центре власти, относится к 4 в. н.э., а археология свидетельствует о еще более раннем времени основания поселения на месте Тбилиси.
Отрывок из "Картлис мокцева" - Обращения Грузии, это одно из первых упоминаний Тбилиси:

ОБРАЩЕНИЕ ГРУЗИИ
"И стал после него царем Вараз-Бакур. И при нем марзпаны персидского царя вступили в Сивниети, и он отступил за Хидари. И архиепископом был тот же самый Иов. И тогда Крам Хуар Бор Зад, питиахш персидского царя, вступил в город Тбилиси — в крепость, и Грузия стала его данником, и [также] Армения, и Сивниети, и Гуаспураган."

При этом грузинский хронист Л. Мровели уточняет, что именно персидский ставленник - питиахш „Построил...Тифлис, промеж врат, крепостью [противу] Мцхета"

Т.е. Тбилиси основали персы в 20 км от древней грузинской столицы Мцхеты. Крепость в Тбилиси нужна была персидским марзпанам, чтобы контролировать столичный город Картли (т.е. Грузии того времени). В дальнейшем, Тбилиси стал постоянной ставкой персидского наместника Грузии.

Поэтому если грузинский царь Вахтанг Горгасал и мог охотиться на фазанов в районе Тбилиси, то только под окнами дворца персидского марзпана)

Ну, а мы начнем подниматься по улице-лестнице в гору. И сразу увидим, прицепившуюся к склону церковь - Квемо Бетлеми или Нижний Вифлеем.

Квемо Бетлеми до переименования была армянским храмом Св.Стефана, Сурб Степанос. В 1725 - 1727 гг. армяне, переселенные из Ирана, построили на этом месте женский монастырь и небольшую церковь. А 1868 г. была возведена та, что мы видим сейчас. Ну, а в конце 20 века, она была "приватизирована" Грузинской православной церковью, также как и многие другие армянские церкви в Тбилиси. Сейчас вокруг этих церквей идет бесконечная армяно-грузинская война в СМИ. В связи с этим, информация о церквях в Тбилиси весьма противоречива, так как обе стороны "наводят тень на плетень"- путается принадлежность храмов, даты их постройки и даже названия.

Выше по склону стоит еще одна бывшая армянская церковь - Св.Богородицы, сейчас это церковь Верхний Вифлеем - Земо Бетлеми. Она постарше нижней - была возведена в начале 18 века для армянского монастыря Петхаин. Сейчас ее тоже приватизировала Грузинская церковь. Об этом как-бы намекает, стоящая на вершине горы статуя Грузия-Мать, Мать Картли - очень эффектный, кстати, монумент, возведенный в 1963 г.

Верхняя церковь помонументальней, чем нижняя. Она возведена из камня, а не только из одного кирпича, хотя и на старом кирпичном основании. Кладка здесь очень характерная для Грузии - использовались камни-булыжники и кирпичи, и все это достаточно хаотично сложено. Такой тип кладки пришел в Грузию, видимо, из Персии, в Византии булыжник так не использовали.

Интерьер церкви Земо Бетлеми. К сожалению, все фрески здесь новые, написанные уже в 20 веке. Найти средневековые изображения в тбилисских церквях практически невозможно, да и самих древних церквей почти не осталось - Тбилиси все свое существование сильно страдал от нашествий и землетрясений.

Церковь Земо Бетлеми

А Мать-Грузия хороша, надо сказать - атлетичная такая девушка)

Удивительно, но грузино-армянскими "взаимоотношениями" история этого квартала не ограничивается. Когда я искал информацию по монастырю Петхаин, я нашел вот такой чудесный текст:)

"Наш дом стоял в середине Петхаина, где встарь жили только евреи.
Хотя позже в этом районе поселились грузины, армяне, татары, русские, курды, персы, турки, греки и даже поляки с немцами; хотя рядом с центральной синагогой стояли кафедральный собор православных христиан и шиитская мечеть, Петхаин по-прежнему считался «Грузинским Иерусалимом»: полдюжины сефардских и ашкеназийских синагог, сотни еврейских торговых и ремесленных лавок и даже этнографический музей грузинских иудеев.
Петахин был пусть и уставшим, но всё-таки сердцем города. Его самым беспокойным нервом."

Оказывается, грузино-армянская борьба за обладание культовыми помещениями в Тбилиси разворачивается на фоне места проживания еще одного древнейшего народа - "где встарь жили только евреи", а все остальные подвалили лишь потом - "позже в этом районе поселились грузины, армяне, татары, русские, и т.д." Т.е. армянский монастырь Петхаин, как-то должен был быть связан с соответствующим еврейским кварталом, или наоборот, квартал с монастырем, потому как, кто тут "самый древний" и не разберешь:)

И в этом весь Тбилиси - древний город, населенный десятками народов, город - проходной двор. Здесь Азия встречалась с Европой. И именно поэтому современный грузинский национальный характер существенно отличается от подобных, например, в Армении, где постоянно чувствуется жесткое противостояние с тюркским миром, или на Украине, где местное население не знает своих корней. Грузины очень интернациональны, по своей сути, и могут совмещать не совмещаемое.

Именно здесь на склоне Клдисубани можно почувствовать дух древнего Тбилиси, причем не старого, а именно древнего. К сожалению, в Старом городе Тбилиси сохранились лишь дома 19 века, они, будучи ветхими, конечно, создают определенную ауру, но это не тот дух, которым проникнуты стены Клдисубани - здесь ощущается именно тысячелетняя история города.

Тут спит история персидского и арабского Тбилиси. Возможно здесь, наверху, рядом с цитаделью Нарикалой и зарождался древний город.
Персы, захватившие всю Грузию, неуютно чувствовали себя в старой столице Картли Мцхете, им нужна была своя неприступная крепость. И рядом с ней начал расти новый город.

Так описана история Тбилиси в "Обращении Грузии":

"И после него царствовал Дачи Уджармели, и католикосом был Самовел. При нем люди начали селиться в Тбилиси и выстроили [церковь] Святой Марии, и католикосом был Петр.

И при этом же Бакуре пресеклась царская власть в Грузии.

Тогда Мцхета стала редеть, а Тбилиси — обстраиваться, Армаз стал падать, Кала — возвышаться. Персы владычествовали в Грузии, Армении, Сивниети и Гуаспурагане."

"Кала стала возвышаться". На самом деле, это естественный процесс роста древних городов, особенно в Азии, они все вырастали вокруг центров власти. Реальная власть в Картли принадлежала персидскому наместнику, грузинский царь в то время, это скорее менеджер по связям с общественностью, некий местный "фольклорный элемент", он помогал наместнику доводить волю персидских шахов до племенных сообществ. Поэтому, в конце концов и он перебрался в ставку марзбана, т.е. в Тбилиси.

Колокольня старого армянского монастыря Петхаин.

И безусловно, персы принесли в Грузию свою культуру, прежде всего религию. Речь идет о зороастризме. Сасанидские шахи всегда были строги в вопросах веры, их маги разжигали свои костры по всему Закавказью. Это сейчас, с высоты прошедших тысячелетий, кажется, что христианство победоносно шествовало по всему миру - то один царь делал его государственной религией, то другой. Но, в большинстве случаев, это лишь желание более поздних христианских хронистов, чьи тексты дошли до наших дней, в то время как писания магов-зороастрийцев почти все исчезли.

Скорее всего, основной верой в Закавказье вплоть до арабского нашествия было огнепоклонничество, т.е. зороастризм, а христианство существовало только как конкурирующая конфессия. Такая ситуация складывалась прежде всего на территориях подвластных персам, на землях Кавказа, подчиненных Византии, процесс христианизации естественно шел быстрее.

Один из зороастрийских храмов огня сохранился в Тбилиси, как раз, в районе Клдисубани. Это Атешга или Дом Огня, это помещение успело побывать и церковью, и мечетью. Сейчас, снаружи, это высокая кирпичная башня. Кстати, чтоб попасть внутрь Атешги, нужно постучаться в дверь частного дома, что на фото.

Атешга внутри. Помещение напоминает собой более поздние исламские мавзолеи. В углу, на фото, реконструкция храма огнепоклонников.

В 19 веке Атешга, будучи мечетью, имела купол.

Безусловно, христианское духовенство пыталось бороться с магами, но скорее всего, зороастризм в Грузии существовал еще долго.

В "Обращении Картли" есть отрывок, повествующий об избиении зороастрийцев византийцами императора Ираклия, захватившими Тбилиси в 627 году:

"И сей Ираклий послал глашатаев в Тбилиси, Мцхета, Уджарму [с приказанием], чтобы все христиане собрались в городских церквах, а все маги и служители огня или приняли крещение, или были истреблены. Но маги, не пожелали принять крещение, обманом смешались с христианами, пока Ираклий не поднял на всех оружие, и потоки крови потекли в церквах. Очистив веру Христа, Ираклий ушел."

Видимо, Ираклий не пощадил и местных христиан, если "поднял на всех оружие".

А это тбилисские котэ)

Дом с балконом в Клдисубани.

Барабан церкви Земо Беглеми и чудо техники - тбилисская канатная дорога.

Ну, и нам пора подняться на вершину Салалакского хребта, где сохранились руины стен цитадели.

Здесь мы опять видим Мать-Грузию. И со спины она тоже хороша!

Сверху открываются живописные виды на Старый город и безумную архитектуру времен М.Саакашвили, хотя возможно этот кошмар продолжают строить и сейчас.

Вид на Куру, храм в Метехи, и на заднем плане современная церковь - Цминда Самеба, главный кафедральный собор Грузинской православной церкви.

Собор Цминда Самеба.

А это армянская церковь Мугни Сурб Геворк, ее, видимо, делить уже не будут, так как она совсем развалилась.

Вот и сама Цитадель. Несмотря на то, что первые укрепления появились здесь еще в 4 веке, большая часть стен сейчас, это скорее творение 17-18 вв. Очень сложно понять, что тут от персов, что от арабов, что от турок, я бы предположил, что очертания руин крепости скорее отображают местные закавказские представления о фортификации. Я видел подобные армянские и грузинские замки, для них характерно нагромождение разнокалиберных башен, часто плотно сдвинутых вместе, что мы и наблюдаем в Нарикала.

К сожалению, Цитадель сильно пострадала от военных действий и землетрясений, особенно разрушительное землетрясение произошло в 1827 году, тогда были разрушены почти все внутренние сооружения крепости.

Цитадель состоит из Верхней крепости - это те стены, что на фото, и Нижней, от нее почти ничего не осталось. Раньше же стены Цитадели спускались непосредственно к реке. Сейчас все нижние стены разобрали.

Крепость была почти неприступна, как правило, ее сдавали вместе с городом, штурмовали очень редко.
В 627 году персы и грузины, надеясь на крепостные стены Тбилиси в открытую глумились над византийским императором Ираклием и хазарским каганом Джибгу, когда те решили штурмовать город. Правда, кончилось это для защитников крепости печально, союзники византийцев хазары взяли Тбилиси штурмом. И все сидевшие за стенами горько поплатились за свою самонадеянность. Как я писал выше, византийцы и хазары истребили всех магов-персов и тех, кто им потворствовал.

Из "Обращения Картли":
"Тогда прошел [по Грузии] Ираклий, царь греков. И начальник тбилисской крепости Кала обозвал царя Ираклия козлом. А он остановился, взял [книгу] Даниила и нашел следующее слово: «Пришел козел Запада и сокрушил рога восточного овна». И царь сказал: «Пусть исполнится это слово, я воздам тебе по заслугам». И, оставив эристава Джибго для ведения осады, сам отправился в Багдад воевать с царем Хуасро.

А этот Джибго после немногих дней взял Кала, пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами, затем снял с него живого кожу и послал за царем в Гардабани, в дом Вараза-Григола."

Ворота в Нарикала.

Единственное сооружение в крепости - церковь Св.Григория. Этот новодел возвели совсем недавно, лет 15-10 назад. Но, стоит она на месте старой церкви еще 13 века.

В старой церкви в 1800 г. сделали пороховой склад и при землетрясении она взорвалась. Церковь разметало на куски. Но, некоторые части фундамента и стен старого храма сохранились, их включили в новую постройку.

Внутри церковь расписана, но, естественно, это все - современное творчество.

Остатки старой церкви во дворе Нарикала.

Ранее, в Цитадели было, естественно, больше построек, но к сожалению, от них ничего не осталось.
Есть свидетельство европейского путешественника Турнефора, посетившего Тифлис в 1701 г., где он пишет, что в Цитадели существовали и мечети, правда, непонятно где, в Верхней или в Нижней крепости.

„Церквей греческих (православных) в Тифлисе пять, четыре в городе и одна в предместьи; армянских церквей 7 и мечетей 2, обе в цитадели; третья мечеть, вне цитадели, оставлена."

Сейчас, в Тбилиси рядом с Нарикалой действительно есть одна мечеть, но построена она была позже посещения города Турнефором, в 1723 году.
Надо сказать, что для такого города как Тбилиси - одна мечеть, это невероятно мало. Ведь Тбилиси чуть ли не половину своего существования был исламским городом. Как известно, в 8 веке персов в Тбилиси сменили арабы, здесь сидел наместник Халифата, а в скором времени Тбилисский эмират стал фактически самостоятельным государством, в общей сложности он просуществовал почти 400 лет. В 16 веке Тбилиси опять попал под правление мусульман, многие грузинские цари даже принимали ислам. Но никаких следов исламского присутствия в Тбилиси почти не осталось. Все же интернациональность - интернациональностью, но христиане всегда очень сурово относились к материальному наследию других конфессий. Муслимские бани, конечно, оставили, а мечети видимо все посносили.

Из Нарикала открываются лучшие виды на город, поэтому теперь храбрые туристы штурмуют ее стены.

Внешние стены Нарикалы. Я такую кладку с булыжниками только в Грузии и видел.

"Персидские узоры" на стенах башен. Все же если воспринимать Тбилиси как часть восточного мира, прежде всего Персии, будет лучше понятна его непростая история. Не зря арабский географ Истахри писал, что Тифлис - это город Аррана, т.е. нынешнего Азербайджана, а он, в свою очередь, был частью Персии:
"В Арране не существует городов значительнее, чем Берда"а, Баб-ул-Абваб и Тифлис".

Другие посты о Грузии.

Крепость Нарикала, расположенная в Тбилиси на Святой горе Мцатминда - самый известный и древнейший памятник города. Местные жители называют ее «сердцем и душой» Тбилиси.

Крепость поражает своими неприступными башнями и могучими стенами. Оборонительное сооружение, основанное примерно в IV ст., является ровесником города Тбилиси. Первоначально цитадель носила название Шурис-Цихе, что в переводе означает «Завидная крепость». Во время монгольского нашествия крепость получила свое новое название – Нарын-Кала, которое с монгольского языка переводится как «Малая крепость».

Поскольку крепость имела высотное положение, здесь изначально была предусмотрена особая система водоснабжения, проводившаяся по каналам и акведукам. Из крепости к реке были вырыты специальные подземные ходы. В VII-XII ст. вместе с активным ростом города росло и крепостное сооружение. Стены крепости спускались прямо к реке, благодаря чему правители замка имели свободный контроль торговых путей, которые проходили вдоль речки Кура.

Крепость была укреплена со всех сторон скалами и водами реки. Но несмотря на такое мощное укрепление, ее все равно захватывали, разрушали и перестраивали. К примеру, современный вид цитадели относится к арабской архитектуре VII-XII ст. В 1827 г. оборонительное сооружение не устояло против сильного землетрясения, значительно разрушившего башни и крепостные стены.

В 90-х гг. цитадель пытались отреставрировать. В то время была заново отстроена церковь Св. Николая, которая в XII ст. размещалась на территории крепости. Остатки храма были найдены в 1966 г. в ходе археологических раскопок. Внутреннюю часть церкви украшают фрески, отображающие сцены из Библии и историю Грузии.

В 2012 г. закончилось строительство канатной дороги, ведущей от парка Рике через реку Кура прямо на Сололакский хребет. С помощью этой канатной дороги можно очень быстро добраться до крепости.

На сегодняшний день крепость Нарикала – это главная историческая достопримечательность Тбилиси, хранящая в себе всю историю столицы Грузии.

Грузия, Тбилиси. Немного старого города и крепость Нарикала. September 6th, 2011

Я рассказывал как не по своей вине , но, как говорят, нет худа без добра. Когда мы переступили порог гостиницы было уже темно, и это позволило нам увидеть отреставрированный старый город во всей его красе, подсвеченным и сверкающим. Если бы мы приехали днем, то увиденное не было бы таким ярким и памятным, к ночи глаз бы замылился и впечатления были бы не те. И важно здесь не только то, что мы видели, но и откуда... Задержка заставила пересмотреть планы на следующий день и вместо Мцхеты и окрестных монастырей мы полезли на крепость Нарикала, с которой Тбилиси виден как на ладони.


Честно, мне не очень хочется открывать место, в котором мы останавливались, потому что с большим трудом далось размещение в нём, с N-ной попытки нашелся номер на пару ночей. А так эта гостиница всегда занята, причем я обычно бронирую ночлег за месяц-два. Так что, кому будет интересно повторить мой опыт, имейте это ввиду.

Вид на гостиницу с противоположного берега Куры. На втором этаже крайний слева длинный балкон принадлежал нашему номеру.

Отель называется Олд Метехи. Размещение в нем стоит гораздо выше среднего. За две ночи я выложил 320 долларов (это мне еще скидку дали за красивые глаза), причем внутри ничего сверхестественного нету. Уровень на три звезды с натягом, но зато огромный номер с двумя балконами и, конечно, месторасположение - именно за него и платишь, и оно того стоит. Есть, впрочем, там и недорогие номера за 80 долларов на мансарде, но что они из себя представляют я не знаю.

Вид на Старый Тбилиси:

Немного левее на холме Табори одноименная церковь . Создается впечатление, что это самая высокая точка города. Церковь видно из многих мест в городе.

Витражи на балконе:

Сидя на балконе, закутавшись в пледы, мы пили Мукузани и наслаждались потрясающим видом. Перед нами сверкала огнями крепость Нарикала . Осматривать старейшее сооружение Тбилиси мы и отправились на следующий день.

Еще немного видов:

И полезли наверх:

Где-то на полпути:

Отсюда хорошо виден Собор Святой Троицы с играющим на солнце золотым куполом:

И президентская резиденция как на ладони. (Помню один идиот в погонах год назад запретил мне её снимать с Моста Мира . Надеюсь, это была его личная инициатива, а не какая-нибудь директива, а то развитие туризма с запретом на фотосъемку сочетать не получится.)

Если стоять на вершине горы Мтацминда в этом месте, то в одну сторону простирается огромный город, а другая сторона выглядит так:

Новое модное здание. Его назначения не знаю, хотя точно встречал где-то на фотографиях. Кто в курсе прошу поправить.

Пока мы гуляли нам постоянно попадались парочки, причем чем дальше мы отходили от основных троп, тем, скажу мягко, ярче они проявляли чувства друг к другу. В-общем, насмотрелись. Представляю, что там происходит, где-нибудь под вечер, да поглубже в лесок.

Шли мы какими-то тропинками сначала вдоль стен крепости. Потом стены кончились. Попадались смотровые площадки. На одной из них встретили съемочную группу из Киргизии, приехавшую в составе делегации изучать опыт реформ. Внизу были крыши города, упирающиеся прямо в гору.

Эти дворы так и хочется назвать коммунальными. Они - как срез ушедшей эпохи. В наше время никому не придет в голову строить дома с такими дворами, а жаль.


Есть в городе Тбилиси холм. А на холме том древняя крепость, дата постройки которой теряется где-то в IV веке по РХ. Представляете? IV век... Конечно, правильнее будет сказать фрагменты древней крепости, но даже издалека отчетливо прослеживаются контуры оборонительных сооружений, стен, башен... И потрясающие виды на город, нет действительно потрясающие!


01.Добраться на вершину холма можно пешком (недалеко но подъем довольно крутой местами ) или с помощью канатной дороги (которая с недавних пор исправно функционирует ). Видете слева стеклянное здание? Это как раз нижняя станция, находится она у площади Европы.

02. Уже из кабинки канатной дороги открываются захватывающие виды: Нависающая над Курой Успенская церковь построенная в XIII веке, и конная статуя Вахтанга Горгасала, царя иберийского.

03. Река Кура, уходящая вдаль за горизонт и весенний вид на город. (снято через стекла кабинки )

04. Мне показалось, что прошло всего несколько минут и я на вершине холма, у верхней станции канатной дороги.

05.Уххх! Красиво. Вид на кварталы старого Тбилиси, и на район Авлабар за рекой.

06. На холме возвышается дворец со стеклянным куполом - это официальная резиденция президента Грузии. Под ним строящийся культурно-выставочный центр, и многофункциональный парк Рике. Найди гигантский белый рояль .)

07. Чуть ближе открывается вид на Армянскую церковь Норашен, XV века (интересно, что означает слово "норашен"? ) Напротив нее, через дорогу - Тбилисская духовная семинария, открытая в 1988 году.

08. Чуть левее, открывается вид на гору Мтацминду с TV башней, и вид на центральные районы города.

09. Тбилисские крыши старого города.

10. Колона с Георгием Победоносцем на площади Свободы, и вид на проспект Руставели.

11. Путаница тбилисских улиц

12. А справа, открывается виды на фрагменты древней крепости.

13. Нарикала - это самая известная достопримечательность Тбилиси. Как я уже упоминал, построенная в IV веке крепость несколько раз расширялась и достраивалась. И арабами в VII-VIII веках, и монголами в XI-XII веках. Последние и дали современное имя крепости: Тюркские слова "нарын" - "малая", "кала" - "крепость", малая крепость.

14. За крепостью простирается Тбилисский ботанический сад.

15. Довольно интересно тут все устроено, древняя стена уходит куда-то вдаль очерчивая старинные границы крепости, и надо сказать цитадель была та еще!

16. К сожалению, в 1827 году землетрясение разрушило крепость, и с тех пор Нарикала остается молчаливым свидетелем истории древнего города.

17. Я иду искать новые точки обзора города, и встречаю Мать Картли, более известную как Мать Грузии. Двадцати метровую статую изготовленную целиком из дерева разместили в этом месте в 1958 году, когда город отмечал свое 1500-летие. А в 1963 году монументальную статую одели в алюминиевый наряд (точнее заменили деревянную алюминиевой ).

18. Метров через пятьсот от верхней станции канатной дороги, я снова встречаю остатки древней крепости.

19. Забираюсь на какой едва заметный холм, и не могу оторваться от видов вечернего Тбилиси.

20. Слева внизу, нижняя станция канатной дороги и площадь Европы (где клумба ), по центру расположен Кафедральный собор Святой Троицы, или Цминда Самеба

21. Чуть в стороне от нее, едва заметен любопытный, с виду искуственный курган, за которым спрятался спальный район Тбилиси. Что это?

22. Строительная доминанта советской эпохи, так похожая на корпус какой-то гостиницы или крупного пансионата, на деле оказывается девятиэтажным жилым домом у станции метро "Авлабари"

23.Ну и известная нам Мать Грузии. Статуя символизирует собой грузинский национальный характер: В одной руке часа с вином для приветствия тех, кто пришел как друг, в другой меч - для тех, кто пришел как враг.

24. Насмотревшись на городские виды, и на древнюю крепость,

25. я решаю спуститься вниз пешком, в надежде увидеть что скрывается за могучими стенами цитадели, восстановленными в этом месте 90-годы XX столетия.

27. Дорога петляет, и склон крут, даже спускаться не просто)

28. А вот и виды скрытые за сохранившемся фрагментом стены крепости Нарикала. Внизу - знаменитые Тбилисские серные бани. А чуть выше отчетливо прослеживается основание какой-то древней церкви.

29. Оглядываюсь на крепость, на восстановленную внутри цитадели действующую церковь Святого Николая, XII века,

30. я наконец, спускаюсь вниз.

31. Напротив Тбилисских серных бань расположены симпатичные отреставрированные исторические дома,

32. и маленький парк Гейдара Алиева, с памятником и музеем известного политического деятеля Азербайджана.

33. Тбилисские серные бани - это целый банный квартал, состоящий из десятка отдельных помещений.

34. И все они расположены вокруг серного источника, которому город обязан своим существованием и названием ("Тбили" - теплый). Согласно легенде, царь Вахтанг Горгасали охотясь в долине подстрелил оленя, который будучи раненым приник к теплому источнику бьющему из под земли, исцелился и скрылся в чаще. Царь настолько впечатлился чудом что велел на месте источника построить город, который и назвал Тбилиси.

35. Это не мечеть, - это "Пушкинская баня", возможно самая известная из всех грузинских бань. Пушкинская, потому что Александр Сергеевич мылся здесь в 1829 году и оставил об этом событии восторженный отзыв "От роду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань!"


43. И город празднично засверкал... Но это уже совсем другая история.

Статьи по теме