Выборы в странах с различными явками избирателей (на приме рах Австралии, сша, Сингапура, Норвегияи, Канады, Швейцарии, Дании, Китая, Японии). Национальная политика в развитых странах Как проходят выборы президента в разных странах

В разных странах по-разному формируют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Остановимся на особенностях этого процесса.

Органы законодательной власти.

Любой парламент представляет собой собрание представителей народа (членов парламента, сенаторов), которые в коллегии (на пленарном заседании) обсуждают и принимают решения, прежде всего законы.

Число членов верхней и нижней палат, в настоящее время в подавляющем большинстве государств представляет фиксированную величину и не изменяется с ростом численности населения. Как правило, верхняя палата по своему количественному составу значительно меньше нижней (например, 315 сенаторов и 630 депутатов в Италии, 81 сенатор и 200 в Чехии, 252 члена Палаты советников и 511 членов Палаты представителей в Японии, 100 сенаторов и 435 Палаты представителей США и т.д.). Лишь в Великобритании Палата лордов, не имеющая фиксированный состав (в настоящее время 1187 членов), почти вдвое превосходит количество членов Палаты общин (650). Ограничение численности палаты фиксированным количеством членов имеет большое значение. В многочисленных коллегиях невозможно вести эффективную законодательную работу.

Верхняя палата формируется различными способами: путем наследования членства, назначения, прямых и косвенных выборов

Наследование членства имеет место только в Палате лордов в Великобритании. Среди ее членов наследственные пэры (имеющие титул не ниже барона) составляют более трети. Титул вместе с местом в Палате лордов переходит к старшему сыну, но если сыновей нет, то с 1963 г. наследуют и женщины. Кроме того, в составе палаты есть 16 шотландских лордов, которые избираются шотландскими дворянами на срок легислатуры парламента, 28 ирландских лордов, избираемых пожизненно, и лорды, назначенные монархом (фактически правительством) пожизненно (они составляют приблизительно треть палаты, являются выходцами из среды профессиональных политиков, профсоюзных деятелей, бизнесменов, лиц свободных профессий). В составе палаты имеются 11 лордов апелляции, назначенных короной до достижения ими 75-летнего возраста. Они образуют высшую судебную инстанцию. Кроме этих четырех категорий «светских лордов» есть еще и духовные лорды – 2 архиепископа и 24 епископа.

Назначаемые члены верхних палат, как правило, в очень небольшом количестве (например, не более 5 в Италии, 12 из 244 в Индии) имеются во многих странах. Обычно это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства, другие известные в стране лица, которых назначает членами верхней палаты президент (во многих странах он действует по решению правительства). Полностью назначаемые палаты существуют в Иордании, Таиланде, Канаде.



В федеративных государствах верхняя палата избирается либо путем равного представительства от субъектов федерации (Бразилия, Россия, США и др.), либо с учетом численности населения того или иного штата, земли и т.д. В ФРГ земли имеют представительство от 3 до 6 человек, но самая маленькая земля не может иметь менее 3 представителей. В Индии самый крупный штат Уттар-Прадеш имеет 34 представителя, а самый маленький – Мегхалая – 1. Оба варианта представительства в федерации создают преимущества для мелких штатов. Особенно большое неравенство наблюдается в первом варианте: в США Калифорния, имеющая 20 млн. населения, как и Аляска, насчитывающая 300 тыс. человек, представлены двумя сенаторами.

Большинство верхних палат формируется только путем выборов или подавляющее большинство членов в них – избранные члены.

В унитарных государствах выборы в сенат проводятся по особым избирательным округам, совпадающим, как правило, с наиболее крупными административно-территориальными единицами (областями в Италии, префектурами в Японии), в зависимости от численности населения. Поэтому хотя иногда устанавливается представительство от областей, сами области делятся на такое число округов, которое соответствует численности населения. Часть сенаторов, кроме того, может избираться по общегосударственным спискам (Япония). В этом случае избиратели получают два бюллетеня: один – для голосования по округу, другой – в масштабах всей страны.

Выборы могут быть прямыми и косвенными. При прямых выборах его члены избираются непосредственно гражданами. Косвенные выборы проводятся различными коллегиями. Во Франции такая коллегия состоит из членов нижней палаты, представителей областных и общинных (коммуны) органов самоуправления, в Индии – из выборных членов парламента и законодательных органов штатов.

На выборах в верхнюю палату, если имеют место прямые выборы, действуют универсальные принципы: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Однако эти принципы применяются лишь частично или получают особое истолкование. При косвенных выборах не действует принцип всеобщности, поскольку сенаторов избирают особые избирательные коллегии, нет равенства по отношению к численности населения субъектов федерации, в том числе и при прямых выборах (например, в США), при неравном представительстве от штата (в Индии) нет равенства между субъектами федерации, и равенство по отношению к численности населения весьма условно.

При прямых выборах в сенат для избирателей иногда установлен повышенный возраст (в Италии на выборах в нижнюю палату участвуют лица, достигшие 18 лет, а в верхнюю – 25). Но в США. Японии и других государствах возраст избирателей одинаков для участия в выборах в обе палаты. Что же касается права быть избранным сенатором, то в этом случае, как правило, установлен повышенный возраст (в Италии с 25 лет в Палату депутатов, но с 40 в Сенат, в США - соответственно с 25 лет и 30; во Франции – с 23 лет и 35)

Механизм выборов и система подсчета голосов в обе палаты могут совпадать (например, в Японии, США), но нередко они различны (например, пропорциональная избирательная система на выборах в нижнюю палату и мажоритарная система в первом туре на выборах в Сенат Италии до реформы 1993 г.)

Нижние палаты и однопалатные парламенты в развитых и большинстве развивающихся стран полностью избираются.

В развивающихся странах нередко используются и другие подходы к выборам нижней палаты и однопалатного парламента. В ряде стран они проводятся на беспартийной основе (Кувейт, Бахрейн). Одно время это имело место и в Пакистане, Индонезии, Филиппинах. Иногда часть членов парламента замещается путем косвенных выборов: 40 депутатов и 20 сенаторов избираются выборщиками в Свазиленде, 20 женщин в Пакистане и 30 в Бангладеш избираются самим парламентом. Нередко резервируются несколько мест по религиозному признаку, которые тоже замещаются путем косвенных выборов (для европейцев, христиан-армян, христиан-халдеев и др. в Иране, для христиан, индусов и др. в Пакистане).

Депутаты в нижнюю палату и однопалатный парламент избираются обычно на 4-5 лет и в отличии от депутатов верхних палат многих государств не подлежат ротации.

Кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями, избирателями и их группами. Заявление о выдвижении кандидата должно быть подписано в некоторых странах всего лишь одним избирателем (Франция, Япония), в Канаде не менее чем двумя, в Великобритании, Австралии – 10, Швейцарии – 15, ФРГ – 200.

Как правило, за очень редким исключением, выборы членов нижней палаты и однопалатного парламента – прямые: избиратели непосредственно голосуют за определенных кандидатов. Используются разные избирательные системы: пропорциональная (Италия, Япония, Бразилия), мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (Франция), относительного большинства (Великобритания, Индия), смешанная (Россия, ФРГ). Многостепенные выборы, когда депутаты нижестоящих представительных органов избирают депутатов вышестоящих, являются исключением. Они имели место в СССР до 1936 г., в 80-х гг. в Анголе и Мозамбике, применялись до 1993 г. на Кубе, используются в Китае.

Косвенные выборы также крайне редки. Путем косвенных выборов был образован Съезд народных депутатов СССР в 1989 г., когда треть депутатов избиралась центральными партийными, комсомольскими, профсоюзными и иными органами, собраниями или расширенными правлениями других общественных организаций, Академией наук. Недостатки косвенных выборов те же, что и у многостепенных, но по сравнению с последними они путем представительства от общественных организаций, представительства территориальных коллективов, штатов позволяют им выражать различные территориальные, групповые и профессиональные интересы. Правда эти интересы выявляются не в ходе политической борьбы, а нередко арифметическим образом, когда законом определяется число представителей от той или иной общественной организации. Это число не всегда соответствует весомости, влиянию этой организации в обществе. Голосование на выборах в нижнюю палату или однопалатный парламент всегда тайное, хотя и осуществляется различными способами. Используются бюллетени, избирательные машины (в США при помощи машин голосует половина избирателей), а при значительной неграмотности избирателей – иные способы (например, в Афганистане на выборах 1988 г. в особой комнате устанавливались урны с портретами кандидатов). В ФРГ около 10% избирателей голосуют по почте.

Органы исполнительной власти

Главное в деятельности органов исполнительной власти – исполнение законов, проведение их в жизнь, осуществление правительственной власти. Именно с этой целью они наделены и распорядительными полномочиями.

В ряде стран исполнительная власть принадлежит монарху.

Во многих государствах главой исполнительной власти является президент. О нем более подробно.

В организации этого института в разных странах используются три формы: единоличная, коллегиальная и смешанная. Первая характерна для подавляющего большинства государств. Вторая форма в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов применялась и применяется главным образом в некоторых социалистических странах – в СССР, в Венгрии, Польше до 1980-90гг., на Кубе (частичным исключением из этого правила является Швейцария и Мексика, но существующие в этих странах постоянно действующие органы существенно отличались от тех, что действовали в социалистических странах). Третья, гибридная форма появилась первоначально в Китае в 1954 году, а затем и в некоторых других социалистических государствах и представляла собой сочетание единоличного президента (председателя республики) с коллегиальным постоянно действующим органом государственной власти (постоянным комитетом, государственным советом и др.), председателем которого был по должности президент.

Согласно конституциям многих стран президент – глава государства, ему принадлежит исполнительная власть. В отличии от монарха (в том числе выборного) президентом может быть избран в разных странах сроком от 4 до 7 лет любой гражданин, удовлетворяющим указанным в конституции (в некоторых странах – законом о выборах президента) квалификациям (цензам). К их числу относятся возраст, гражданство, определенный срок проживания в данной стране, иногда и такие дополнительные требования, как наличие высшего образования (например, в Турции).

Выборы президента осуществляются разными способами: прямым голосованием избирателей, косвенными выборами, парламентом, высшим партийным органом правящей партии, а в условиях военных или полувоенных режимов - военными революционными советами, хунтами.

Прямые выборы проводятся путем голосования избирателей (Франция, Болгария, Польша, Финляндия, большинство стран Латинской Америки и Африки, Российская Федерация). Подсчет голосов осуществляется по мажоритарной системе, как правило, абсолютного большинства в два тура. Однако имели место и выборы президента путем относительного большинства голосов.

Косвенные выборы возможны двумя путями: выборщиками и особой избирательной коллегией. Первый способ, используемый в Аргентине и США (до изменения Конституции в 1990г. он применялся и в Финляндии), заключается в том, что избиратели голосуют за выборщиков от определенной партии (в США каждый штат имеет столько выборщиков, сколько он избрал членов конгресса), а в бюллетене указан также кандидат в президенты (часто и в вице-президенты) от данной партии. Выборщики связаны партийной дисциплиной и морально руководствуются принадлежностью к своей партии. В США, собравшись в столицах своих штатов, они подают свой голос за президента.

Вторым способом, то есть специальными избирательными коллегиями, президенты выбираются в Италии, ФРГ, Индии. В первых двух странах основу коллегии составляет парламент (в ФРГ нижняя палата, в Италии – обе), в коллегию входят также делегаты, избираемые в ФРГ ландтагами земель (избираются на основе пропорционального представительства в них партий, их общее число должно быть равно числу членов бундестага), в Италии – делегаты, избираемые советами областей (каждая область избирает три делегата, за исключением двух небольших, посылающих по одному). В Индии избирательную коллегию составляют лишь избранные (а не назначенные) члены законодательных собраний парламента и штатов. В отличии от выборщиков в США, в ФРГ и Италии избирательные коллегии заседают вместе. В ФРГ, чтобы быть избранным, необходимо набрать абсолютное большинство голосов избирательной коллегии – Федерального собрания – для двух первых туров и относительное в третьем туре (на практике избирались президенты от всех трех основных партий – Христианско-демократического союза, Свободной демократической партии и Социал-демократической партии). В Италии для того, чтобы быть избранным в первых трех турах, необходимо набрать квалифицированное большинство голосов (2/3 избирательной коллегии), затем достаточно абсолютного большинства (50% + 1 голос). Эта норма введена для того, чтобы президент опирался на консенсус различных политических сил, но на практике она ведет к долгим и трудным выборам. Из восьми президентов, сменившихся в Италии после второй мировой войны, только у двух был один тур выборов (в 1946 и 1985 гг.), двое избраны, пройдя более 20 туров, остальные от 4 до 16 туров.

Парламентские выборы президента используются только в некоторых страна (Турция, Ливан, Греция, Чехия, Словакия, Венгрия и др.). Конституция Турции 1982 г. устанавливает следующий порядок: в двух первых турах кандидатам необходимо набрать квалифицированное большинство всех членов парламента, в третьем туре – абсолютное большинство голосов. На четвертый тур предлагаются две кандидатуры, набравшие в третьем туре относительное большинство, и теперь требуется получить абсолютное большинство всего состава парламента. Если в этом туре не удается избрать президента, парламент распускается, проводятся выборы его нового состава, где опять начнется описанная процедура.

Теоретически способ избрания президента парламентом является демократичным, так как лишает президента возможности противопоставлять себя парламенту, что имеет место при избрании его путем голосования избирателей. Однако и этот способ может привести к затяжным, тупиковым выборам.

Выборы президента высшим органом правящей (единственной) партии практиковались в странах социалистической ориентации – Анголе, Бенине, Конго, Мозамбике в 1970-80-х гг. Неизбежно избирался лидер партии, его избрание подтверждалось парламентом. Это была, по существу, инвеститура – введение в должность, поскольку избрать нового кандидата или отказать в утверждении избранному парламент в соответствии с конституцией не имел права.

Коллегиальная президентура – более редкое явление. Прообразом ее был Всероссийский, а позже Центральный Исполнительный Комитет в СССР. На основе Конституции 1936 г. был создан Президиум Верховного Совета СССР, в союзных и автономных республиках учреждены президиумы верховных советов республик. В конституционной доктрине они сначала рассматривались как некоторые одно-порядковые с парламентами органы и в отличии от последних, работавших в сессионном порядке, характеризовались как высшие постоянно действующие органы государственной власти. Президиумы (государственные совета и др.) избирались парламентами на срок полномочий последних. По конституции председатель президиума не имел официального титула президента, не имел властных полномочий, отдельных от этого органа. Все полномочия закреплялись за коллегией, и председатель выполнял только представительные функции как член коллегии. В настоящее время такая форма главы государства существует на Кубе (государственный совет).

В некоторых социалистических странах существует гибридная форма высшего органа государственной власти. Впервые она была введена конституцией Китая 1954 г. Соответствующий китайский иероглиф может быть переведен на русский и другие европейские языки и как «президент», и как «председатель». Одновременно был предусмотрен и коллегиальный орган – Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей, вместе с которым председатель-президент осуществлял высшую государственную власть между сессиями парламента. В 1960-70-х годов пост президента был введен новыми конституциями КНДР, Румынии и некоторых других стран. Форма гибридного постоянно действующего коллегиального органа, возглавляемого президентом, заслуживает изучения. Создание такого органа, сосредоточивающего в своих руках некоторые полномочия главы государства, имеет много плюсов. Это – определенная преграда авторитаризму президента. То, что председательствует в нем президент, а свои решения они принимают совместно, содействует поискам консенсуса, в идее такого органа заложена концепция согласия, и при высоком уровне политической культуры в обществе она может быть осуществлена.

Программу ведет Джованни Бенси. В ней участвуют: заместитель директора Института Европы Российской Академии Наук Сергей Караганов и корреспонденты Радио Свобода в Италии и Франции - Ирина Стоилова и Семен Мирский.

Джованни Бенси:

Свободные выборы, как все знают - основа основ демократии. В этом отношении ситуация в России радикально переменилась с падением коммунизма, хотя первые зачатки нетоталитарных выборов, появились уже в последний период СССР, при Михаиле Горбачеве. Но выборы вообще, в том числе, вернее, в первую очередь, именно в демократических странах - дело не простое. Это нам демонстрирует в эти дни то, что происходит в одной из старейших и наиболее стабильных демократий мира - Соединенных Штатах. После мучительных подсчетов и пересчетов голосов, наконец, Госсекретарь спорного штата Флорида, Кэтрин Хэррис, провозгласила республиканца Джорджа Буша-младшего победителем на местном уровне, а тем самым, казалось бы, во всех Соединенных Штатах. Но кандидат от Демократической партии Альберт Гор опротестовал результаты подсчета голосов во Флориде. Таким образом, канитель тянется дальше. На самом деле страна разделена почти поровну между обоими кандидатами. То, что там происходит, напоминает нам, что совершенных избирательных систем нет: не так-то просто количественно фиксировать волю народа, волю большинства избирателей. Отсюда разнообразие избирательных процедур, каждая из которых имеет и свои преимущества, и свои недостатки. В России, как и во Франции, принята пропорциональная система с двумя турами голосования. В Германии - пропорциональная система с элементами мажоритарной, в Италии до недавнего времени была в силе чисто пропорциональная система, потом была введена мажоритарная с сильными элементами пропорциональной. Соединенные Штаты, в том, что касается избрания президента - особый случай с их Коллегией выборщиков, которую многие рассматривают как устаревшую, и которая и лежит в основе нынешних трудностей.

Вот именно о выборах, об их разных моделях, и о том, как их можно совершенствовать, и пойдет речь в нашей сегодняшней международной беседе. В ней участвуют один из самых известных политологов России, заместитель директора Института Европы Российской Академии Наук Сергей Караганов, а также наши корреспонденты в Италии и Франции: Ирина Стоилова и Семен Мирский. Все связаны с нами по телефону.

Я приветствую всех моих собеседников и обращаюсь с первым вопросом к Сергею Александровичу Караганову. Скажите, пожалуйста, вас удовлетворяет нынешняя избирательная система в России? Где вы видите ее плюсы и минусы? Я имею в виду особенно президентские, но и парламентские выборы.

Сергей Караганов:

Меня лично система удовлетворяет, хотя года 2 или 3 тому назад я бы ответил, наверное, на этот вопрос негативно. Она меня удовлетворяет, потому что она начинает приживаться. И она доказывает, что она жизнеспособна. А главное, как мне кажется, в избирательной системе - это не только те или иные внутренние параметры, но и то, что она вырабатывает привычку людей в России делать свой выбор. Эта привычка потихонечку образовывается, и мне кажется, что это - глубоко позитивные вещи. Поэтому, несмотря на то, что система несовершенна, я бы ее не менял.

Джованни Бенси:

А теперь - вопрос Ирине Стоиловой, в Рим. Политическая жизнь Италии, часто - предмет подтрунивания: более десяти партий, 53 правительства за 50 лет и так далее. Именно для того, чтобы придать большую политическую стабильность стране, несколько лет тому назад была проведена избирательная реформа, с введением смешанной, мажоритарно-пропорциональной системы. Но это к удовлетворительным результатам не привело. Теперь говорят о новой реформе, вернее, тема реформы избирательной системы стала главным яблоком раздора между правительством и оппозицией. В чем дело?

Ирина Стоилова:

Действительно, тема избирательных реформ - последние три года идут непрерывные дебаты вокруг реформы избирательной системы. На словах все политические силы соглашаются с тем, что необходимо создать четкую двухполюсную политическую систему. Мнения расходятся по поводу того, как это сделать. Известно, что нынешняя система приводит к двум негативным явлениям. Первое - постоянное появление политических партий, которые часто в состоянии влиять на правительство, несмотря на совсем небольшое число своих избирателей. И второе: возможность для депутатов переходить из одной парламентской группы в другую, даже от левоцентристского блока к правоцентристскому, и наоборот. При обсуждении связанной с выборами ситуации в Америке, поэтому теперь многие итальянские комментаторы выразили мнение, которое сводится к следующему: "Да, мы можем критиковать недостатки избирательной системы США сколько угодно, но при этом нельзя забывать, что на протяжении последних 200 лет она гарантировала американским гражданам стабильность власти и регулярное чередование представителей демократов и республиканцев на президентском посту". А стабильность и чередование - именно то, что для Италии все еще является неразрешенной проблемой. Дело в том, что небольшие итальянские партии сопротивляются на самом деле идее реформировать избирательную систему в мажоритарном смысле. Это выгодно, прежде всего, крупным политическим партиям, как, например, Партия левых демократов и партия "Форца Италия". Несколько раз осуществлялись попытки реформировать избирательную систему созданием парламента, который провел бы реформу Конституции, но эти попытки провалились. Потом сделалась попытка создать новый избирательный закон путем референдума. Но уже два раза этот референдум тоже провалился, последний раз - в апреле, когда итальянские граждане не пришли голосовать, и он не собрал кворума.

Джованни Бенси:

Почему сегодня правительство и оппозиция так спорят между собой, что их не удовлетворяет? В Италии уже практически началась предвыборная кампания, в преддверии парламентских выборов, и ведь менять избирательную систему прямо перед выборами, конечно, сложно, так почему же все-таки левоцентристские и правоцентристские силы спорят столь ожесточенно?

Ирина Стоилова:

Они спорят ожесточенно, потому что левоцентристский блок настаивает, что реформы надо провести сразу - до следующих выборов, которые предстоят в апреле или мае - еще не было принято решение о точной их дате - и левоцентристы хотят проголосовать этот закон в Верхней палате парламента, а правоцентристская оппозиция Берлускони настаивает на том, что для голосования по этому закону уже поздно, и что им должен заниматься следующий парламент, потому что они уверены, что выиграют на следующих выборах.

Джованни Бенси:

То есть, каждая политическая сила стремится к тому, чтобы иметь избирательный закон, который был бы ей выгоден...Семен Мирский, французская избирательная система послужила образцом для российской. В частности - всенародное избрание президента с двумя турами голосования. Но во Франции существует более выпуклая, чем в России, партийная диалектика в формировании правительства. Это часто приводило к так называемой "Cohabitation" - сосуществованию президента и премьера противоположных политических взглядов. Какие последствия вызывает это явление? И что предлагается делать для его избежания?

Семен Мирский:

"Cohabitation" - дословный перевод: "сожительство под одной крышей" - это ведь и ситуация современной Франции. Президент республики - Жак Ширак, голлист, представитель правоцентристского блока партий, а премьер-министр - Лионел Жоспен, социалист, сформировавший правительство на довольно широкой базе всех левых сил, куда входят Социалистическая партия, Коммунистическая партия и Партия "зеленых" - защитников окружающей среды. Так мы имеем это самое "сожительство" правого президента и левого премьер-министра. Такая ситуация, разумеется, имеет массу негативных сторон. Они выражаются в том, что очень часто те или иные политические инициативы, исходящие от президента, блокируются, или, по меньшей мере, им устраивается обструкция со стороны левого премьер-министра, и, естественно, наоборот. В то же время, эта ситуация имеет одно колоссальное преимущество. Она не допускает равнодушия граждан к тому, что происходит в их стране. Со всей ответственностью можно сказать, что во Франции сегодня именно то, что мы имеем разнополюсные президентское начало и исполнительную власть в лице премьер-министра, не дает как бы гражданам уснуть, постоянно будит и раздражает политический инстинкт граждан, и резюмируя эту часть моего ответа на ваш вопрос: я бы не сказал, что существующая сегодня во Франции ситуация, и как бы ситуация, заложенная в основе французской парламентской избирательной системы, имеет одни только негативные стороны.

Джованни Бенси:

Очевидно, все-таки какие-то негативные стороны существуют... Перейдем к избранию президента. Сергей Александрович Караганов, по вашему мнению, оправдался ли опыт всенародного избрания президента в России? И что убедило авторов Конституции отдать предпочтение этой модели, скорее, чем немецкой или итальянской модели избрания главы государства особой Парламентской ассамблеей? Возможно ли в России такое явление, как "Cohabitation"?

Сергей Караганов:

Я был среди участников Конституционного совещания и подписывал Конституцию, хотя со многими ее положениями я до сих пор внутренне не согласен. Хотя, как гражданин я ее, естественно, поддерживаю. Да, американская система обсуждалась и чуть не была введена. Я помню, как я чуть ли не визжал, говоря о том, что она приведет у нас просто к дестабилизации политической жизни, потому что она очень своеобразна и рассчитана на очень специфические обстоятельства, и, в конечном итоге, на очень высокую политическую культуру. В принципе, французская система, которая была принята, была принята на три четверти, и я считал, что можно, наверное, добрать последнюю четверть, ту, которая бы включала в себя обязательство взять премьер-министра при согласии большинства парламента, или парламент назначал бы премьер-министра. Это могло бы потенциально несколько ослабить исполнительную власть, которая в России пока слаба, просто потому что она неэффективна, но она могла бы и ограничить эту самую исполнительную власть, на случай, если она будет становиться слишком сильной и все подавлять, что всегда в России является опасностью. Поэтому мне кажется, что с точки зрения россиянина французская система является почти что оптимальной, хотя, конечно, никакая иностранная система оптимальной быть не может. Система политического управления и демократии должна родиться в самой стране, и французская система тоже привлекательна, но не совсем приемлема для России, еще по одно причине: в России нет политических партий, или почти нет. И, я боюсь, что, учитывая международные тенденции к ослаблению партий, их никогда и не будет. Поэтому, нам надо искать что-то похожее на французскую систему, но не совсем.

Джованни Бенси:

А вы коснулись интересной темы: как вы знаете, эффективность избирательной системы в любой стране зависит не только от процедуры подсчета голосов или процедуры пересчета, и так далее, но и от целого ряда других факторов, среди которых важную роль играют именно партии - их функции, роль и состав. В России же, если посмотреть взглядом зарубежного обозревателя, не совсем понятно, что происходит в Думе, где нет четкой границы между большинством и оппозицией. Отношения, скажем, президента и премьер-министра отличаются от Франции и других стран. Конечно, Россия освобождается от печального и очень длительного, более, чем 80-ти летнего опыта однопартийности, и возникает проблема создания партий. Что из себя представляют сегодня в России политические партии? Иногда ведь возникает впечатление, что это какие-то огромные головы без тела. Партии существуют в Москве и Санкт-Петербурге, а как обстоят дела на окраинах, в провинции, как обстоят дела на местах? (Мы видели казусы, как, например, с Руцким в Курске, и другие случаи такого рода). Как отражаются проблемы строительства партий на проведении выборов?

Сергей Караганов:

Россия строит свою демократию в условиях мирового кризиса демократии. Потому что с одной стороны везде ослабевает роль традиционных партий, а с другой - вообще слабеет демократия в условиях относительно неуправляемых международных процессов глобализации. Слабеет государство, которое единственное и призвано через демократический процесс отражать волю и интересы людей, проживающих на территории. Поэтому действительно у нас идет очень сложный и трудно прогнозируемый процесс. Я достаточно уверенно могу сказать то, что партий в России серьезных не будет - это первое. Второе: надо, тем не менее, строить хотя бы какое-то подобие партий. Возможно, используя немецкий опыт. Мы помним, что полуоккупационный режим, который был в Германии после Второй Мировой Войны, основывался, в том числе и на финансировании основных партий, и до сих пор эти основные партии финансируются из бюджета. Если такого финансирования не будет - я уверен, что конструирование хоть какой-нибудь политической системы в России будет крайне затруднено. Что-нибудь, конечно, вместо этого появится. Но я полагаю, что нужно хотя бы на ближайшие трудные 10-15-20 лет российской истории иметь некоторое подобие партий.

Джованни Бенси:

Семен Мирский, Париж. Я хотел бы коснуться другого, типично европейского аспекта избирательной проблемы. Граждане Франции, как и других стран Европейского союза, периодически призываются к урнам, чтобы избирать депутатов Европейского Парламента в Страсбурге. Понимает ли масса избирателей смысл и важность этих выборов? Как оценивают люди роль парламента ЕС? Можно сказать, что Европейский союз на пути к превращению в федеральное государство вроде Соединенных Штатов? Или это пока что еще утопия?

Семен Мирский:

Я бы ответил на ваш вопрос о гражданах, которые, скажем так, понимают смысл выборов в Европарламент, и тех, кто не понимают, полушуткой: те, кто участвуют в этих выборах, разумеется, понимают; те, кто на выборы не идет и вместо этого совершают прогулку на лоно природы, разумеется, не понимают и относятся к этим выборам легкомысленно, пренебрегая ими. Факт, что на сегодняшний день, как показали все последние выборы в Европарламент, процент участия в них избирателей ниже, чем на национальных выборах, в данном случае - французских - президентских или в Национальное Собрание. Так что здесь, конечно, предстоит еще процесс повышения политической культуры во Франции и всех других странах ЕС. Что касается вопроса о том, идет ли Европа к созданию, скажем так, новой государственной формации, которую условно можно назвать "Соединенными Штатами Европы", то ответ, разумеется, положительный. Это - процесс, который будет длиться десятилетиями, но я не сомневаюсь в том, что в конце концов Европа придет именно к этому.

Я осмелился бы поспорить с Сергеем Карагановым, сказавшим, что во всем мире идет ослабление демократии. Я думаю, что это не так, просто сама концепция демократии в мире сегодня меняется, и мы живем в такой, скажем так, продолжительный переходный период. Наш разговор о выборах идет на фоне патовой ситуации, которая сложилась в США. Я бы сказал, кстати, что будь нечто аналогичное во Франции - два кандидата, набравшие практически идентичное число голосов, то во Франции эта ситуация была бы решена в течение одного дня благодаря одному институту, о котором стоит напомнить: Конституционный Совет - самый молодой из высших органов государственной власти Франции, созданный по инициативе генерала Де Голля в 1958-м году. Его функция именно в том, чтобы решать все спорные вопросы, связанные с выборами всех уровней. В Конституционном Совете 9 членов, при этом в него всегда входят все бывшие президенты Французской республики. Система выборов в него очень сложна, и я не стану на ней останавливаться, но решение Конституционного Совета - это решение высшей инстанции, не подлежащее обжалованию. Никто не может обжаловать решение французского Конституционного Совета в суде какой бы то ни было инстанции, и такая ситуация позволяет избежать того, что мы сегодня имеем в США.

Понятие избирательного права и сущность выборов. Выборы осу­ществляются на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах - совет директоров или иной орган, в кооперативах - правления и т.д. Многие государственные органы также избираются в центре (парламен­ты или по крайней мере их нижние палаты, президенты), на местах избираются органы местного самоуправления - советы, мэры и т.д. Большинство органов, избираемых гражданами, называются обобщенно представительными. В редчайших случаях избирается непосредственно гражданами премьер-министр: в 1996 г. такие выборы впервые состоя­лись в Израиле. Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, государственного режима.

Выборы государственных органов и должностных лиц государства бывают: всеобщими (на всей территории государства) и региональными;

очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признаны несостоявшимися) и т.д.

Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы - это непосредст­венное избрание гражданами своих представителей в органы государ­ства, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми вы­борами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалат­ного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. Однако и в данном случае есть исключения. В некоторых мусульманских странах (Бангла­деш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю па­лату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты пар­ламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В един­ственной стране - Израиле с 1996 г. прямыми выборами избирается премьер-министр.

Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов v должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о приме­нении той или иной системы выборов - это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, националь­ной спецификой.

Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы, имеют два варианта. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией. Примером этого является избрание президента США, когда избиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, со­бравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты от той или иной партии. Голоса выборщиков штатов суммируются в Вашингтоне - столице США. Подобный порядок существует в Аргентине, до 90-х годов он применялся с определен­ными поправками в унитарной Финляндии. Косвенными выборами из­бирается сенат во Франции, где голосуют за кандидатов: а) члены ниж­ней палаты парламента, избранные от данного департамента - адми­нистративно-территориальной единицы; б) члены советов - органов местного самоуправления региона - наиболее крупной административно-территориальной единицы; в) члены генеральных советов департаментов; г) специально избранные для такого голосования муници­пальными советами их члены. Косвенными выборами избирается также верхняя палата парламента в Индии, президент в Германии и т.д. При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой изби­рательной коллегией, а постоянно действующим органом. Наиболее от­четливый пример этого - избрание президентов парламентами в Гре­ции, Турции и других странах.

Можно задаться вопросом, почему же именно эти страны выбраны для изучения их выборной системы, избирательного процесса, явки избирателей и еще многие другие вопросы затрагивающие выбору, как основу развития государства. Ведь именно от того кому мы, простой народ, доверим управление страной, посредством выборов, зависит ее развитие в экономическом, политическом, социальном, культурном планах, а также в развитии здравоохранения, обеспечении безопасности страны, модернизации технологий и многие другие критерии.

Австралия, США, Сингапур, Норвегия, Канада, Швейцария, Дания, Китай, Япония – это страны, которые занимают первые места в критериях развития страны. Все исходит от того, кто стоит у власти и как управляет страной. А для того что бы выбрать действительно настоящего правителя необходимо участие наибольшего числа избирателей. В нашей стране этот порог низок из-за недоверия.

США – наилучшие показатели удовлетворенности медицинскими услугами, в США на здравоохранение тратятся колоссальные средства.

Сингапур – это самая развитая страна по экономическим показателям, наиболее высокий уровень благосостояния граждан, ВВП на душу населения здесь самый высокий.

Норвегия – больше всего люди доверяют друг другу именно здесь. Учитывалась в статистике, взаимовыручка, возможность полагаться друг на друга, причем не только на родственников и друзей, а желание искренне помочь совершенно чужому нуждающемуся человеку.

Канада – наиболее свободно чувствуют себя граждане в Канаде, они наделены большим количеством прав и свобод, что отнюдь не означает их злоупотреблением.

Швейцария – с точки зрения управления государством Швейцария, опять вне конкуренции. При подведении результатов в этом секторе учитывались: справедливые выборы, эффективность управления государством, уровень коррупции в правительстве, удовлетворение граждан властями и судебной системой. А также насколько хорошо правительство борется с нищетой и загрязнением окружающей среды.

Дания – лучшая страна, где наиболее быстро и эффективно можно реализовать свои идеи, вести бизнес, заниматься предпринимательской деятельностью.

Китай – об этой стране уже не стоит и нечего говорить, она развивается сумасшедшими темпами во всех сферах экономика, торговля, внедрение новых технологий, модернизация и т. д.

Япония – страна, где нет никаких природных богатств, но которая является одной из самых развитых стран мира, благодаря своим технологиям. Объяснение простое – японский народ самый образованный и самый трудолюбивый.

Для сравнения с Россией, общий рейтинг развития 59 место, между Румынией и Монголией, по экономическим показателям – 72 место, возможность вести предпринимательскую деятельность, но иностранные инвестиции все больше внедряются в нашу страну – 50, уровень коррупции и борьба с ней находится на 96 месте, качество образования – 34, в СССР безоговорочно на первом был, уровень здравоохранения – 42, уровень безопасности тоже крайне низок, и это странна одержавшая победу в Великой Отечественной войне – 82, свобода граждан, где же хваленная демократия, гражданское общество, правовое государство, заслуженное – 87 место.

Почему же у нас так все плохо и где та сфера в которой мы идем впереди, продажа газа, нефти – да, но что будет когда природные богатства закончатся. Все это свидетельствует о неэффективности управления страной. А кто же выбирал власть??! Да мы сами! Но вы можете сказать: «что мы ее не выбирали», «из кого выбирать то», «все было решено заранее», «мы даже не ходили на выборы». А зря, нужно всегда участвовать в выборах. Поэтому и порог явки у нас не большой, фактически он еще меньше, но ее увеличивают для большей легитимности выбранной власти.

Теперь проанализируем избирательные системы и участие избирателей в этих странах.

США – выборы проходят на основе мажоритарной системы относительного большинства (Президент и Вице-президент – на основе абсолютного большинства выборщиков). В федеральном конституционном законодательстве США не фиксируются принципы избирательного права. Практически выборы являются всеобщими (ценз оседлости составляет 30 дней для избирателей, участвующих в президентских выборах, и от 1 до 30 дней – для других, что устанавливается законодательством каждого штата), равными, так как каких-либо преимуществ для определенных социальных групп или категорий населения не существует, приняты законы (1972 г.) и решения Верховного суда (1964 и 1969 гг. и др.) о необходимом равенстве избирательных округов.

В большинстве штатов США регистрация избирателей необязательна. Не включаются в списки избирателей недееспособные и осужденные к лишению свободы. Во все представительные органы выборы прямые (в Сенат – с 1913 г.), но Президент и Вице-президент США избираются путем косвенных выборов (выборщиками). На выборах применяется тайное голосование (через бюллетени, избирательные машины, специальные электронные карточки избирателей).

Какого-либо обязательного процента явки избирателей для голосования не существует, выборы признаются состоявшимися при любом числе голосующих (в парламентских выборах обычно участвует менее половины зарегистрированных избирателей, в президентских – более половины). Явка на выборы последнего президента в США составляла, им стал Барак Обама, – 63%, одна из самых высоких явок за последние 50лет, 65% составляла явка при выборах Кеннеди.

Сингапур – страна с пропорциональной системой избирательной власти, явка избирателей на последние выборы составила более 70%.

Норвегия – по форме государственного устройства является унитарным государством, по форме правления – конституционной монархией. Король глава государства и правительства. Высшая законодательная власть в стране принадлежит парламенту - Стортингу, состоящему из 169 депутатов. Помимо основного парламента существует и Саметинг – высший орган народности саамов, в который также проводятся выборы. Основными задачами стортинга являются уже упомянутый контроль над работой правительства, принятие бюджета и издание законов. Для облегчения организации работы депутаты объединяются во фракции, членство в которых необязательно, что является одним из проявлений отсутствия императивного мандата. Стортинг избирается раз в четыре года путём всеобщего демократического тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Последняя явка избирателей составила – 75, 7 % это самая низкая явка в Норвегии за последние 80 лет.

Канада – страна, где, как и в других англосаксонских странах, применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, хотя бы это большинство и меньше половины. Подобная система результативна, так как кто-нибудь всегда получает относительное большинство; в палате общин обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства.

Право выдвигать свои кандидатуры предоставляется всем совершеннолетним канадским гражданам. В Канаде политические партии не получают официального признания в избирательном процессе. Процедура выборов построена таким образом, что все участвующие в ней кандидаты выступают в качестве частных лиц. Кандидатуру должны поддержать 25 избирателей, чьи подписи заверяются свидетелями. Кандидат обязан принести присягу в том, что он согласен с выдвижением своей кандидатуры, и внести залог в размере 200 канадских долларов. Залог призван ограждать избирательную кампанию от «несерьезных» кандидатов, он возвращается кандидату, если за него проголосовало по меньшей мере 15% избирателей, принявших участие в голосовании в данном округе.

Швейцария – действует мажоритарная система, она применяется тогда, когда проводятся выборы только на одно место или когда требуется избрать лишь небольшое число кандидатов, как, например, при выборах в Правительственный совет, в Совет кантонов или в судебные органы. Как правило, законы о выборах предусматривают, что для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство, т.е. половину действительных голосов плюс один голос. Если же несколько кандидатов преодолели барьер абсолютного большинства, побеждают те, кто набрал наибольшее число голосов. Если же ни один не получил абсолютного большинства, то необходим второй тур выборов, где победу приносит относительное большинство.

Правительство и парламент народом не управляют, а всего лишь временно от его имени ведут государственные дела. Они находятся на службе у граждан своего государства, за которую получают зарплату и находятся в позиции подчиненных по отношению к своим гражданам:

– депутат – работник,

– гражданин – работодатель.

Каждый избиратель имеет возможность при рассмотрении списка депутатов от какой-либо партии, поставить галочки только против тех фамилий, за которые он реально голосует, вычеркнув неугодных ему из этих списков.

Одновременно избиратель может собственноручно вписать имена кандидатов из любых других партий, и такой список будет действительным, а его голос будут учтен при голосовании за этого кандидата в депутаты.

Швейцарцы не имеют никаких 5% порогов для избрания в парламент партий.

Последние выборы в Швейцарии дали низкую явку около 50 %.

Дания – Фолькетинг парламент Дании, является однопалатным и состоит из 179 членов, из которых 175 избираются от Дании, и по два от Фарерских островов и Гренландии. Члены Фолькетинга избираются на 4 года всеобщим тайным голосованием по пропорциональной системе избирательного права. Главная идея этой системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

Участие в голосовании на выборах в Фолькетинг - важная гражданская обязанность (обязательный вотум). Перед выборами или референдумом граждане, имеющие право голоса, получают избирательный бюллетень, в котором указано, где и когда будет проходить голосование. Использование избирательного права является неотъемлемой частью понятия «гражданин Дании».

Последние выборы в Дании показали явку в 86 % избирателей.

Китай – все без исключения выборы в Собрания народных представителей различных ступеней являются мажоритарными.

Все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образовательного ценза, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными. Право избирать и быть избранными имеют лица, приговоренные к тюремному заключению, подлежащие задержанию и надзору, но не лишенные политических прав; лица, которые содержатся под стражей, находятся под следствием, привлекаются к суду или ожидают судебного приговора, но не лишены избирательного права решением прокуратуры или суда; лица, выпущенные на поруки до решения суда или живущие под надзором; лица, приговоренные к трудовому перевоспитанию; лица, подвергшиеся наказанию в виде задержания.

Япония – в Японии используется смешанная избирательная система.

В соответствии со ст. 15 конституции «народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности», при этом «гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних и тайна голосования». Конституция закрепляет другие принципы выборов: недопущение дискриминации на основе расы, религии, пола, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44); все важные вопросы, касающиеся выборов, определяются только законом.

Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников по достижении 30-летнего возраста. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал пятой части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест. Кандидаты в палату советников должны внести 2 млн. иен; сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. В некоторых случаях возможен возврат избирательного залога; так независимый кандидат, чтобы получить свой залог обратно, должен собрать восьмую часть голосов от квоты, которая определяется таким же образом, как и квота при выборах в нижнюю палату. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 512 человек. В настоящее время число членов этой палаты уменьшено до 500.

В отличие от стран Западной Европы в Японии запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов (в частности, запрещен обход домов избирателей и агитация на дому, агитация против других кандидатов), кандидат может использовать телевидение в ходе предвыборной борьбы только в течении 3 минут.

Последние выборы проходящие в Японии в Палату представителей, выявили рекордную явку 69 %.

На основании этих данных можно сделать вывод, что не так и важно какая избирательная система в государстве, от этого явка не увеличиться. В США явка тоже не большая, но это проблема там не обсуждается, поскольку их власть и так устраивает народ.

Есть страны где участие в выборах обязательно, да это решит проблему с явкой, но качество решений которые принимают избиратели низкое, им, по сути, главное проголосовать, и вообще это тогда не демократическое общество. В некоторых странах существуют выплаты за участие в выборах, да они тоже стимулируют участников, но опять же избиратели идут на выборы не ради основной цели – избрания достойных управленцев, а ради денег.

Нужно стимулировать народ по-другому, они должны быть патриотами страны, и волеизъявление через выборы им должно быть как праздник. Тогда и власть будет настоящая, и страна будет развиваться, и народ бедствовать перестанет.

5 0 1782

Процедура президентских выборов в США существует уже более двух столетий, но настолько запутана, что ее не понимают порой сами американцы.

Выборы непрямые и проходят в два этапа. Ставя галочку напротив кандидата в президенты, граждане на самом деле голосуют за выборщиков, которые представляют их штат и будут уже в свою очередь избирать президента.

Несмотря на то, что коллегия выборщиков должна заседать в декабре месяце, фактически президент будет определен уже в день выборов, то есть, уже сегодня, им станет тот, за кого проголосовало большинство выборщиков.

За последний месяц президентские выборы прошли в Молдове, Ливане, Болгарии, а также в ряде других государств в рамках всеобщих выборов, например, в Никарагуа.

Как же проходят выборы в этих странах, в том числе и завершившиеся уже в США?

Итак, если вы молдовский гражданин, то впервые за последние 20 лет у вас появилась возможность выбрать президента.

Выборы прямые, глава государства избирается большинством голосов. Голосование проводится в выходной день. Чтобы проголосовать, необходимо предъявить паспорт. Вы сможете проголосовать, если находитесь за рубежом и даже в непризнанном Приднестровье. За голосованием будут следить местные, а также международные наблюдатели, в том числе и за рубежом.

В Ливане президента выбирает парламент, поэтому от вас, как гражданина этой страны, уже ничего не зависит. Это, кстати, привело к тому, что депутаты 2 года не могли прийти к единому решению. Напомню, что подобная ситуация сложилась и в Молдове, где, начиная с 2009 года, почти 3 года парламентариям не удавалось избрать президента.

Если вы болгарский гражданин, то вам предстоит выбрать президента, проголосовав за него на прямых выборах. Вы также можете проголосовать против всех.

Кстати, в истории современной Болгарии прямые президентские выборы проводятся, начиная с 1992 года, но в текущем году они впервые стали обязательными. Избирательные участки открыты и в Болгарии, и за ее пределами. Голосование также проходит в выходные, при предъявлении паспорта. За ходом выборов следят международные и местные наблюдатели.

В Никарагуа президент избирается большинством голосов на прямых выборах. При этом сняты ограничения на сроки переизбрания президента (что стало главным основанием для упреков в недемократичности выборов). Выборы проходят в выходные. За их ходом следят не только местные, но и международные наблюдатели (хотя Евроньюс утверждает обратное, указывая на угрозу США прекратить финансовую поддержку страны в случае нарушения принципов демократии).

Если вы американец, то сможете проголосовать с помощью любого документа, на котором обозначены фамилия и имя (даже бейдж без фотографии подойдет), также можете сделать это в любом месте страны или через электронную почту. Выборы проходят не в выходной день, правда, как отмечают сами граждане, всех отпускают с работы. При этом в США равнодушны к тому, что к ним не приезжают международные наблюдатели. Точнее, приезжают, но посетить могут ограниченное число штатов.

Конечно, каждая страна имеет право на самоопределение в выборе избирательной системы. Поэтому представленное в статье сравнение достаточно условно.

Однако на деле получается, что в стране, которая считает себя «самой демократической страной в мире» и зачастую критикует другие, в реальности не всегда соблюдаются принципы демократии. Например, система президентских выборов в США уже четырежды давала сбой, в результате которого не побеждал кандидат, набравший наибольшее число голосов. Однако существенных изменений в избирательной системе не наблюдается.

В этом свете также интересен отказ США пригласить российских наблюдателей на выборы, за которыми последовало предупреждение об уголовном преследовании в случае появления на избирательных участках российских дипломатов. С другой стороны, тема «российской угрозы» красной нитью прошла через всю избирательную кампанию, особенно накалившись в ее финале. Образ внешнего врага всегда сближает, но, главное, отвлекает от внутренних проблем, например, от растущей в ряде штатов безработицы.

Алла Бучкова, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат социологических наук

Статьи по теме