Храм воскресения словущего в брюсовом. О храмехрам воскресения словущего на успенском вражке. Фото храма Воскресения Словущего

В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Главная христианская Святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был «обновлен», т.е. возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе — на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни.

С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, а наш храм построен в память о нем. У этого праздника есть одна очень интересная особенность — в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Представляете, как необычно выглядит пасхальный Крестный ход, который ведут священники в красных пасхальных облачениях с пасхальными трисвешниками в руках, на фоне осенней листвы! Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.

Многовековая (начиная с XVII века) история нашего храма увлекательна, таинственна и, конечно же, промыслительна. Уцелевший в советский период храм, не только не был закрыт, но и не прекращал своего молитвенного служения в очень тяжелые для всего русского народа годы, неся возложенную на него Промыслом Божиим духовную миссию – окормлять православных людей, объединённых под омофором Русской Православной Церкви, утешать в земных скорбях и помогать найти дорогу на Небо.

Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы - Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма всегда были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры. В советское время в нашем храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актеров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, выдающихся певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссера и актера Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, советскую оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Петровну Максакову и многих других всемирно известных деятелей культуры и искусства, которые вошли в историю нашего храма и во многом, благодаря которым в тяжелое для Церкви советское время храм не был закрыт.

В каждый воскресный и праздничный день храм Воскресения Словущего был переполнен молящимися, а в пасхальную ночь все примыкающие к нему улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами. Имеются данные о том, что на Пасху 15/16 апреля 1944 года в нашем храме было 2500 человек!

На протяжении четырех десятилетий в храме Воскресения Словущего служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

В службах, которые совершал владыка Питирим, тогда архиепископ Волоколамский, раскрывалась глубокая любовь владыки к Богу и Церкви - любовь, которую он унаследовал от своего отца-священника, от своего духовного отца преподобного Севастиана Карагандинского и от своего наставника Святейшего Патриарха Алексия I.

Служение владыки Питирима было всегда торжественным, величественным и в то же время глубоко молитвенным. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Многие становились его духовными чадами. Здесь же он возглавлял отпевание многих выдающихся деятелей русской культуры: Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других.

26 сентября - Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Престольный праздник сегодня отмечается в храмах нескольких сел Нижегородской области: Воскресенское, Водоватово (Арзамасский район), Юрьево (Гагинский район) - и кафедральном соборе города Арзамаса.

В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.

Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (). Позднее ревностный язычник император Адриан (117-138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем - Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.

Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.

В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306-337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313-323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.

Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.

Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.

Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.

Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя - Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: "На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко" ().

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.

За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного "Мартирион" в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.

На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.

В переулке Брюсова, который расположен между двумя улицами Никитской и Тверской, когда то, в XVI веке был очень глубокий и длинный овраг. Неподалеку от него стоял небольшой деревянный храм. Храм стоял уже очень давно и был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта местность получило название "Успенского вражка", т.е. оврага. Это место стало одним из самых древних в "Белом городе" Москвы.
Храм был посвящен святому празднику Воскресения Словущего. В Иерусалиме в 335 году был восстановлен храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), этому и был посвящен праздник. Храм Гроба Господня, как гласит история, был построен на месте реальных событий, которые произошли с Иисусом и его воскрешением, поэтому в других городах и странах запрещалось давать такое же название. Допускалось только давать название храмам в честь самого праздника.

Первое свидетельство об этом храме появилось только в 1548 году. В большом московском пожаре этот небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы сгорел 10 апреля в 1629 году. Через 6 лет (1634 г.) был заново отстроен на том же месте уже каменный храм, который существует и по сей день. Два века в храме не было никаких изменений и перестроек, но в 1816 - 1820 гг. были перестроены и оборудованы колокольня и трапезная.
Русский царь Михаил Федорович встретился со своим отцом Патриархом Филаретом, который вернулся из польского плена. В честь этого события в 1620 году был построен еще один деревянный храм, рядом с уже опоминавшимся, и назван был храмом пророка Елисея.
Храм Елисея был заново перестроен в каменный в 1636 году, и в таком состоянии он простоял до XIX века. Есть несколько версий о том, как проходило освящение храма. Одни источники говорят о том, что его престол был перенесен в Воскресенский храм, ведь Москва тогда только восстанавливалась после войны с Наполеоном в 1812 году. Другие говорят о перенесении престола в соседний храм Воскресения Словущего.
Вскоре храм решили сделать более современным. Для этого были сделаны килевидные обрамления для окон, все было выдержано в русском стиле. Приглашенный в 1897 году архитектор А.Ф. Мейснер, по проекту заменил верхние ярусы колокольни на новые. Они были псевдоклассических форм, и это придало храму совсем другой, новый вид.

На улице Неждановой в 1930 году проживало очень много артистов и известных людей. И только по их многочисленным просьбам и прошениям власти не закрыли храм, но колокола сняли.Несколько лет в храме были реставрационные работы(1963-1964гг., 1979г., 1982 - 1986гг.).

Главной реликвией и святыней в храме является чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших". Слава иконы разнесена на многие километры, каждый день люди приезжают к этой святыне, в надежде получить помощь. Чудотворная икона помогает пьющим, больным и запутавшимся людям. Многие приезжают с просьбами о счастливом браке, хорошей

работе, исцелении детей и родственников. Царица Небесная помогает всем искренне просившим о помощи. Об этом рассказывают люди, которые несут ей дары в знак благодарности. Серебряная риза иконы полностью увешена крестиками, кольцами, цепочками и медальонами. С утра до вечера ее посещают верующие, которые уже получили помощь и которые в ней нуждаются.

Есть еще несколько немаловажных и редких святынь в этом храме. Образ княгини Анны Кашинской, которая хранит частичку ее мощей. Так же почитают в храме образы Божией Матери "Утоли моя печали" , Знаменской, Боголюбский, Коневский, Страстной, Иверский , Смоленский и Казанский акафистный. Еще существуют образы чудотворцев святых Дамиана и Космы, мученика Трифона и

великомученика Никиты, великомученика Георгия Победоносца и преподобного Саввы Сторожевского . Икона святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца с частицей его мощей , является редкой московской святыней. Самой древней иконой храма с конца XVI века - образ Николы Можайского.
Храм, существующий с XVII века, был открыт и проводил службы во все времена. Этот небольшой пункт очень примечательный для нашего времени.


Координаты : 55°45′34″ с. ш. 37°36′26″ в. д.  /  55.75944° с. ш. 37.60722° в. д.  / 55.75944; 37.60722 (G) (Я)

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Воскресенская церковь ) - православный храм в историческом центре Москвы . Посвящён празднику Воскресения словущего . Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии . Настоятель храма - протоиерей Николай Балашов .

История

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея , построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета , возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский . (По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году).

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

в XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка , между улицами Никитской и Тверской , проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище ») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего , посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного во всём мире как Храм Гроба Господня ) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа , церкви в других городах не могли якобы иметь такое же название . Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением . Но редкие случаи возведения Храмов Воскресения Христова всё же имеют место.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) - типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками , строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида , а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816-1820 гг. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой . Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками , завершенными фронтонами .

Святыни

Приделы

  • Воскресения Словущего (главный)
  • Пророка Елисея (южный)
  • Николай Чудотворца (северный)

Галерея

    Church of the Renewal of the Temple of the Resurrection in Uspensky Vrazhek 04.jpg

    Вид со стороны Брюсова переулка

    Moscow, Bryusov 15 (2).jpg

Напишите отзыв о статье "Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Граф обрадовался, что Анна Михайловна брала одну часть его поручений, и велел ей заложить маленькую карету.
– Вы Безухову скажите, чтоб он приезжал. Я его запишу. Что он с женой? – спросил он.
Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь…
– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.
– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.
– Ежели бы не было Багратиона, il faudrait l"inventer, [надо бы изобрести его.] – сказал шутник Шиншин, пародируя слова Вольтера. Про Кутузова никто не говорил, и некоторые шопотом бранили его, называя придворною вертушкой и старым сатиром. По всей Москве повторялись слова князя Долгорукова: «лепя, лепя и облепишься», утешавшегося в нашем поражении воспоминанием прежних побед, и повторялись слова Ростопчина про то, что французских солдат надо возбуждать к сражениям высокопарными фразами, что с Немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем итти вперед; но что русских солдат надо только удерживать и просить: потише! Со всex сторон слышны были новые и новые рассказы об отдельных примерах мужества, оказанных нашими солдатами и офицерами при Аустерлице. Тот спас знамя, тот убил 5 ть французов, тот один заряжал 5 ть пушек. Говорили и про Берга, кто его не знал, что он, раненый в правую руку, взял шпагу в левую и пошел вперед. Про Болконского ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер, оставив беременную жену и чудака отца.

3 го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривающих голосов и, как пчелы на весеннем пролете, сновали взад и вперед, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и еще кое кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба. Пудренные, в чулках и башмаках ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряженно старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими, самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твердыми движениями и голосами. Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках. Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей – преимущественно молодежи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов, который был опять семеновским офицером. На лицах молодежи, особенно военной, было выражение того чувства презрительной почтительности к старикам, которое как будто говорит старому поколению: уважать и почитать вас мы готовы, но помните, что всё таки за нами будущность.
Несвицкий был тут же, как старый член клуба. Пьер, по приказанию жены отпустивший волоса, снявший очки и одетый по модному, но с грустным и унылым видом, ходил по залам. Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними.
По годам он бы должен был быть с молодыми, по богатству и связям он был членом кружков старых, почтенных гостей, и потому он переходил от одного кружка к другому.
Старики из самых значительных составляли центр кружков, к которым почтительно приближались даже незнакомые, чтобы послушать известных людей. Большие кружки составлялись около графа Ростопчина, Валуева и Нарышкина. Ростопчин рассказывал про то, как русские были смяты бежавшими австрийцами и должны были штыком прокладывать себе дорогу сквозь беглецов.
Валуев конфиденциально рассказывал, что Уваров был прислан из Петербурга, для того чтобы узнать мнение москвичей об Аустерлице.
В третьем кружке Нарышкин говорил о заседании австрийского военного совета, в котором Суворов закричал петухом в ответ на глупость австрийских генералов. Шиншин, стоявший тут же, хотел пошутить, сказав, что Кутузов, видно, и этому нетрудному искусству – кричать по петушиному – не мог выучиться у Суворова; но старички строго посмотрели на шутника, давая ему тем чувствовать, что здесь и в нынешний день так неприлично было говорить про Кутузова.
Граф Илья Андреич Ростов, озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапогах из столовой в гостиную, поспешно и совершенно одинаково здороваясь с важными и неважными лицами, которых он всех знал, и изредка отыскивая глазами своего стройного молодца сына, радостно останавливал на нем свой взгляд и подмигивал ему. Молодой Ростов стоял у окна с Долоховым, с которым он недавно познакомился, и знакомством которого он дорожил. Старый граф подошел к ним и пожал руку Долохову.

История храма восходит ко временам Иоанна Грозного. Тогда церковь была деревянной. Ее имя - Воскресения Словущего - указывает, что она посвящена празднику обновления (освящения) главной святыни христианского мира - храма Гроба Господня и Воскресения Христова в Иерусалиме. Успенским вражком в древности назывался глубокий овраг с пролегавшим на дне ручьем между Никитской и Тверской улицами, на краю которого издавна стоял храм в честь Успения Богородицы (ныне - Газетный переулок, дом 15). По преданиям, еще в XVI веке ручей в пору паводков и больших дождей так разливался, что с Тверской на Никитскую добирались на лодках и плотах. Позднее овраг сравнялся, а образовавшийся переулок именовался сначала Вражским, потом - Воскресенским (по имени нашего храма), впоследствии же получил имя потомков сподвижника Петра I, талантливого учёного и генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса. В 30-е годы XVIII века его племянник граф Александр Брюс приобрел здесь усадьбу (ныне здесь дом № 2/14 по Брюсову переулку). Во владении Брюсов, потомков шотландских королей, с середины XVII века живших в России, усадьба находилась почти сто лет, и за переулком закрепилось название Брюсова. Кстати, Яков Александрович Брюс служил московским генерал-губернатором с 1784 по 1786 год.

За свою долгую историю храм пережил немало значимых для города событий, таких как возвращение патриарха Филарета из девятилетнего польского плена, пожары, смуты... Так, в 1629 году, во время большого московского пожара, Успенский вражек со всеми домами и храмами выгорел дотла. После этого наш храм был выстроен заново, уже каменным - к 1634 году.

Когда в ходе Отечественной войны 1812 года Москва была захвачена Наполеоном, храм был разорен, а затем окончательно опустошен, как и все ближайшие к нему постройки, охватившим наш город пожаром. В 1818-1822 годах разобрали обгоревшую трапезную и шатровую колокольню. На их месте возвели новые колокольню и трапезную в классическом стиле. С 1820 года был учрежден южный (правый) придел храма, посвященный пророку Елисею - в память о существовавшей до пожара Елисеевской церкви, по имени которой и доныне называется Елисеевский переулок. Северный (левый) придел еще с XVII века посвящен святителю Николаю Чудотворцу. В 1826 году храм после наконец завершившегося ремонта заново освятили. В 1897 году трехъярусная колокольня была перестроена по проекту архитектора А.Ф. Мейснера: два верхних яруса заменили новыми, верх завершили фигурной главкой.

После революции 1917 года уже не внешним неприятелем и не пожаром, а представителями большевистской власти, насаждавшей безбожие, были опустошены и разрушены многие окрестные церкви, но храм Воскресения по воле Божией остался действующим и приобрел значение одного из главных центров духовной жизни московской интеллигенции. В нашем церковном хоре не раз пел Иван Семенович Козловский, живший в стоящем рядом доме Большого театра (Брюсов переулок, 7). В храме бывали видные музыканты, художники и артисты, множество знатных имен, составивших славу отечественного искусства. В том же доме № 7 жили дирижеры Н.С. Голованов (писавший «для души» и церковную музыку) и А.Ш. Мелик-Пашаев, певцы АС. Пирогов, Н.С. Ханаев, певицы А.В. Нежданова (по ее имени с 1962 по 1994 год Брюсов переулок именовался улицей Неждано-вой), М.П. Максакова, Н.А. Обухова, балерина О.В. Лепешинская. В доме МХАТа (Брюсов переулок, 17) обитали артисты Московского художественного театра В.И. Качалов, JI.M. Леонидов, И.М. Москвин, а в «консерваторском» доме № 8/10 - композиторы Д.Д. Шостакович, Д.А. Кабалевский, виолончелист М.Л. Ростропович (памятник которому в 2012 году украсил площадь перед храмом) и его супруга Г.П. Вишневская, пианист С.Т. Рихтер, скрипач Л.Б. Коган. В нашем храме провожали в последний путь выдающихся деятелей русской культуры: Екатерину Гельцер, Георгия Леонидова, Марию Максакову, Веру Борисенко, Ивана Козловского, Доримидонта Михайлова, Александра Пирогова, Клавдия Птицу, Ольгу Андровскую, Софию Пилявскую, Анатолия Кторова, Святослава Рихтера, Нину Дорлиак, Иулиана Рукавшиникова, Андрея Гончарова, Никиту Богословского, Наталию Бессмертнову, Елену Лавровскую-Чиквандзе, Татьяну Шмыгу, Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других.

Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, он сохранил традиции богослужения, церковного пения и многовековую духовную связь поколений. А во времена массового закрытия окрестных храмов Воскресенская церковь стала новым домом для многих древних икон из разоренных приходов. Так, в храм был передан чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших», а также почитаемые иконы: святителя Спиридона Тримифунтского с частью его святых мощей, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Божией Матери «Утоли моя печали», «Страстная», Казанский образ Божией Матери и многие другие.

Один из былых настоятелей храма, протоиерей Николай Поспелов, подвергся аресту при изъятии церковных ценностей в 1922 году, когда из храма вывезли свыше 7 пудов серебра и 1 фунт жемчуга, и приговорен к расстрелу, который в последний момент был заменен ссылкой. Отбыв наказание, отец Николай вновь вернулся в храм Воскресения Словущего, где прослужил в общей сложности 33 года.

Широко известны имена и других пастырей прихода. Среди них заслуженные московские протоиереи Михаил Голунов (1940-1944), Иоанн Соболев (1945-1949), Николай Бажанов (1945-1951), Григорий Разумовский (1945-1950), Борис Писарев (1950-1951), Владимир Елховский (1951-1977), Михаил Орлов (1954-1957), Николай Рафальский (1958-1959), Николай Соловьев (1952-1957), Сергий Вишневский (1977-1980), Леонид Ролдугин (1965-1982); видный богослов и проповедник, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протопресвитер Виталий Боровой (1984-2008); протоиерей Владимир Романов (1996-2012).

В начале двадцатых годов в храме служил епископ Иоанн Соколов (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, экзарх Украины; 1968). С 1968 года храм стал постоянным местом служения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, председателя Издательского отдела Московской Патриархии. Владыка Питирим, служивший здесь более тридцати лет до своей кончины в 2003 году, составил целую эпоху в жизни прихода. В трудные советские годы Владыка находил возможности привлекать к служению Церкви многих одаренных молодых людей, для которых храм Воскресения Словущего становился началом их церковного пути. Так, с 1981 года здесь трудился чтецом, а с 1983 года - иподиаконом Григорий Алфеев, ныне митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата - постоянный член Священного Синода.

Старостой храма долгие годы был Николай Петрович Кириллов (1979), один из первых русских авиаторов, человек, тонко понимавший и ценивший церковное искусство. Многие иконы при нем реставрировали опытные мастера, его трудами был собран иконостас Никольского придела, иконы в нем подобраны в стиле XV1-XVII веков.

В 1981 году в храме вновь случился пожар, от которого пострадала северная часть главного придела. В процессе реставрации в центральной части открылась роспись 1830 года, которая была закрыта слоем позднейших росписей. Композиция представляет изображение интерьера храма Воскресения подмосковного Новоиерусалимского монастыря. Реставрация продолжилась до 1983 года. Тогда же был построен двухэтажный корпус, где разместили крестильню, трапезную и прочие вспомогательные службы.

С марта 2012 года настоятелем храма Воскресения Словущего назначен митрофорный протоиерей Николай Балашов, магистр богословия Московской Духовной академии (2006), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (рукоположен в сан священника в 1989 году).

Штатные священники храма - иерей Алексей Харламов, выпускник Московской Духовной академии (рукоположен в священнический сан в июне 2007 года, зачислен в клир храма Воскресения Славущего в 2012 году) и недавний выпускник Московской Духовной академии - священник Павел Карев (рукоположен в священнический сан в январе 2012 года, а в июне назначен в храм Воскресения Славущего).

В храме служит протодиакон Николай Пянзин (с 1997 года; рукоположен в 1985 году). Знаменитым в Москве хором храма Воскресения Словущего с августа 1971 года руководит заслуженный деятель искусств России Ариадна Владимировна Рыбакова.

Статьи по теме