Самые большие авианосцы в мире. Самые большие авианосцы

Современные вооруженные силы должны быть мобильны - многомесячные походы на боевых слонах и полугодичные военных экспедиции на галерах остались в далеком прошлом. Теперь, когда счет идет даже не на дни, а на часы, для армий нет ничего более эффективного, чем авианосцы. А лучше авианосца может быть только большой, очень большой авианосец. В этом материале "РГ" расскажет о кораблях, которые вызывают зависть даже у синих китов.


"Синано"

Японский гигант с натяжкой можно отнести к современному , ведь в 1944 году он благополучно затонул во время выполнения своего первого задания. Но уж в чем сомневаться не стоит, так это в его колоссальных, тем более для того времени, размерах. Его длина составляла 266 метров, а водоизмещение - 68060 тонн. Для того, чтобы вы осознали размеры этой громадины, представьте "Титаник". Так вот этот легендарный лайнер был всего на три метра длиннее "Синано", а по водоизмещению и вовсе проигрывал 10 тысяч тонн.

Изначально японец должен был стать четвертым в серии линейных кораблей типа "Ямато", но планы конструкторов перекроила битва за Мидуэй, где императорский флот Японии потерял четыре новеньких авианосца и целую группу кораблей поменьше. Достроенный наполовину "Синано" было решено как можно скорее переделать в судно, способное нести на себе авиатехнику.

Спешка дала о себе знать во время первого и последнего боя гиганта. В ноябре 1944 года он был торпедирован американской подводной лодкой. Водонепроницаемые переборки были установлены неверно, потому оказались негерметичными, а команда была неопытной.

"Синано" затонул спустя 7 часов после атаки и спустя 17 часов после выхода из порта.

"Варяг" или "Ляонин"

Великан с очень интересной и немного грустной судьбой был заложен на судоверфи в Николаеве в 1985 году, а спущен на воду уже в 1988. Большая часть технических устройств на корабле отсутствовала, а общую готовность боевого судна можно было оценить не выше 60 процентов. После распада СССР он достался Украине, которая до 1998 года вкладывала в него ровно столько средств, сколько необходимо было для поддержания его на плаву, не более.

В 1998 году гигант длиной в 304,5 метра и водоизмещением в 59500 тонн был продан официальным Киевом за смехотворную сумму в 20 миллионов долларов. Покупателем выступила частная китайская фирма, которая заявляла о намерении превратить недостроенный авианосец в парк развлечений и казино. Но если такие планы и были, то от них отказались практически сразу: 20 миллионов за венец творения советских конструкторов - цена ничтожная, поэтому правительство КНР национализировало судно и достроило его. Таким образом, к 2011 году Китайская Народная Республика вошла в пул стран, имеющих у себя на вооружении авианосцы.

"Адмирал Кузнецов"

Самый большой и мощный авианесущий крейсер Европы и Азии начал строиться во все том же Николаеве в 1982 году. Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза.

По всем своим характеристикам авианосец был передовым: палуба удлинена для возможности взлета и посадки Су-25,Су-27 и МиГ-29, а корпус возводился уникальным способом из блоков массой до 1400 тонн. Аэрофинишеры, оптическая система посадки "Луна" и боковые подъемники самолетов впервые появились именно на нем. В длину "Адмирал" больше трех футбольных полей, он - как Эйфелева башня без шпиля - 306 метров. Одновременно на такой махине может находиться целая маленькая воздушная армия - 25 самолетов и 25 вертолетов.

В отличие от большинства стандартных авианосцев вооружение "Адмирала Кузнецова" далеко не скромное: 12 пусковых установок 4К80 ПКРК "Гранит", 8 пусковых установок "Кортик" с арсеналом в 256 ракет, 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М на 48 тысяч снарядов и 4 шестиствольные пусковые установок ЗРК "Кинжал". Радиолокация также на высоте - комплекс "Бейсур", "Буран-2" и радиолокационная станция управления полётами "Резистор", а экипаж "Кузнецова" - это почти 2000 матросов и офицеров. "Кузнецов" - это настоящая краса и гордость России.

К 2015 году на корабле заменят все палубные истребители Су-33 на многофункциональные МиГ-29К. До 2017 года судно пройдет капитальный ремонт.

"Нимиц"

Этот американский Гулливер назван в честь Честера У. Нимица, главнокомандующего тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны. Авианосец "Нимиц" был заложен еще в далеком 1968 году и стал одним из первых кораблей такого типа с ядерной силовой установкой. Участвовал в печально известной провальной спецоперации "Орлиный коготь" в 1980 году. В мае 1981 года на борту произошел инцидент: садящийся истребитель "Проулер" разбился, погибло 14 человек, а около 50 было ранено.

Авианосец обладает гигантскими размерами - 332 метра в длину и водоизмещением почти в 100 000 тонн. Но эти цифры не принесли ему успеха в 2008 году, когда два российских Ту-95МС в рамках тренировочного полета подразнили "плавучую крепость". Один из них пролетел на высоте всего лишь в 600 метров над "Нимицом" и даже поднятые вверх по тревоге истребители F/A-18 не смутили наших летчиков.

"Энтерпрайз"

Более полувека назад, в 1960 году, на воду был спущено судно CVN-65 Enterprise, которое до сих пор остается самым длинным военным кораблем всех времен - 342 метра! Также "Большой Э" стал первым в мире атомным авианосцем, а экипаж у этого здоровяка составлял немногим меньше 5000 человек. Всего планировалось создать 6 таких кораблей, но и выпуск первого "Энтерпрайза", который обошелся в 451 миллион долларов, пошатнул экономику США, поэтому от остальных кораблей в проекте отказались.

Авианосец всегда позиционировался как вершина военно-морского развития страны и принимал участие во всех конфликтах и войнах "звездно-полосатых". От Карибского кризиса до Вьетнамской войны, от противоборства Северной и Южной Кореи до Югославии и Ирака. Не обходили стороной его и неприятные происшествия, 14 января 1969 года из-за небрежности экипажа самопроизвольно взорвалась ракета на одном из самолетов "Фантом". Последующий пожар уничтожил еще 15 истребителей, погибло 27 человек, 349 были ранены. Всего же за 52 года на авианосце прошли службу более 100 000 человек.

Корабль был списан в 2012 году, а к 2015 году его закончат разбирать на металлолом, несмотря на многочисленные протесты бывших моряков, которые уговаривали правительство сделать из легендарного судна плавучий музей.

Мысль о том, чтобы соединить флот и авиацию, у великих умов человечества родилась еще в 19-м веке. Так на свет появилось настоящее техническое чудо, именуемое авианосцами. Они несут смерть и разрушение, но даже не смотря на это, вызывают восхищение своим величием. Именно о них, о самых больших авианосцах в мире , и пойдет речь в нашей статье.

Гигант, названный в честь одного из героев древнегреческих мифов, вошел в историю как первый классический авианосец, на борту которого была взлетно-посадочная палуба для самолетов. Он находился на вооружении британского военно-морского флота. Первый спуск судна состоялся осенью 2018-го. «Аргус» был поврежден в бою во время Второй Мировой, поэтому его списали и с тех пор использовали в качестве учебного судна.

Лексингтон (США)

Американский авианосец, который в 20-х годах прошлого века носил гордое звание самого крупного судна данного класса, впервые сошел на воду осенью 1925 года. При общей длине в 270,6 метра ширина авианосца составляла 39,6 метра. Не смотря на столь крупные габариты, «Лексингтон» мог развить скорость до 34-х узлов. На его палубе хватало места для размещения 70-ти самолетов.

Судно участвовало в боях за Перл-Харбор, затонуло оно после получения серьезных повреждений в мае 1942-го года.

Это самый большой авианосец за всю историю Второй Мировой. На воду судно спустили в ноябре 1944-го года. На его палубе умещалось 42 самолета, а также многочисленные артиллерийские орудия и 12 неуправляемых «зениток». Размер палубы судна на то время казался фантастическим – 40 на 256 м.

Судьба «Синано» оказалось трагической: он затонул спустя 17 часов после выхода в море в результате прямого попадания по борту 6-ти американских торпед.

Не совсем авианосец, ведь «Айова», как и 3 других судна, сконструированных по данному проекту, принадлежит к классу быстроходных кораблей для надводных и подводных баталий. Длина гиганта — 270 м, на его борту размещалось 3 самолета, катапульты для их запуска и стандартные артиллерийские орудия. Первый запуск корабля состоялся летом 1943 года.

Проектировалось это американское судно в 40-х годах прошлого века, в первое свое плаванье оно отправилось в сентябре 1945-го. Длина судна составляла 295 метров, а вот ширина площадки для взлета самолетов — 41 с лишним метров. «Мидуэй» оборудовали 4-мя турбинами и 12-ю моторами, которые могли разогнать его до 33 узлов. Судно списали весной 1992-го, сейчас на его борту работает музей.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» единственный в истории нашей страны находился на вооружении отечественной армии. Построили его на верфи в Николаеве в советские времена. Судно спустили на воду недостроенным, первые свои испытания он проходил в период с 88-го по 89-й год. Из-за многочисленных недоделок судно неоднократно возвращали в док, ремонтировали и переделывали.

Не смотря на целый ряд изъянов, «Адмирал Кузнецов» вошел в историю как один из самых больших авианосцев. Его длина составляла 302 м, а ширина – без малого 72 м.

Судно стало последним в американской истории авианосцем, созданном в рамках реализации проекта «Китти-Хок». На воду его спустили в 1968-м году, а списали и перевели в резерв в 2007-м.

На корабле умещалось 80 самолетов, что вовсе не удивительно при ширине корабля в 76,8 м и протяжности в 320,6 м. Интересен тот факт, что «Джон Кеннеди» участвовал в съемках фантастического блокбастера «2012».

Первое подобное судно, созданное под требования реактивной авиации. В первое плаванье корабль отправился в 1955-м году. На то время он стал самым крупным судном данного типа при длине в 325 м и протяжности в 72,5 м. На борту «Форрестола» умещалось 90 самолетов.

К сожалению, авианосец оказался невезучим. На нем то и дело возникали пожары, ракеты отказывались запускаться и часто не попадали в цель. Списали корабль в 1993-м, а в 2015-м его утилизировали.

Последний в американской истории авианосец на турбированных двигателях ввели в эксплуатацию в 1961-м. На его борту практически не было артиллерии, на палубе размерами 326х86 м умещалось 80 воздушных судов.

Корабль неоднократно участвовал в боях, с вооружения американской армии он был снят в 2009-м.

Американцы - безусловные лидеры по авианосцам, но и другим державам есть, чем похвастать. Например, ушлые китайцы на днях заявили о закладке собственного плавучего аэродрома. В честь этого события M PORT составил рейтинг авианесущих кораблей на вооружении у разных стран.

АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ (Россия)

Главное преимущество Адмирала - его скорость. Он с легкостью делает 35 миль в час, так что не стойте у него на пути! Он легче любого авианосца США, но грозные самолеты Су на его борту как бы намекают: с товарищем Кузнецовым шутки плохи.

  • Заступил на боевое дежурство - 1991 год
  • Водоизмещение - 55 200 тонн
  • Длина - 305 метров
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1609 человек
  • Авиация - 12 вертолетов (Ка-27), 33 самолета (Су-33 и Су-25)

НЕУКРОТИМЫЙ (Invincible, Великобритания)

До 2005 года - класс легких британских авианосцев, отлично себя зарекомендовавший во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. В 90-х Неукротимый поддерживал налеты на Ирак. С 2005 года на смену ему идут корабли класса Queen Elizabeth, более навороченные, но менее легендарные.

  • Заступил на боевое дежурство - 1980 год
  • Водоизмещение - 20 600 тонн
  • Длина - 209 метров
  • Автономность - 7000 миль
  • Экипаж - 875 человек
  • Авиация - 22 самолета и вертолета

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ (Франция)

Единственный авианосец Франции, зато очень серьезный, поскольку атомный. В пути может находиться очень долго. Несет на себе 40 самолетов, что является мощной ударной силой. В 93 году на борту де Голля случилось ЧП: сотрудники британской Ми-6 проникли на авианосец под видом инспекции. Ушлым шпионам удалось осмотреть корабль, но их оперативно схватили.

  • Заступил на боевое дежурство - 1994 год
  • Водоизмещение - 42 000 тонн
  • Длина - 261 метр
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1900 человек
  • Авиация - до 40 самолетов и вертолетов


ПРИНЦ АСТУРИЙСКИЙ (Испания)

Этот авианосец такой длинный, что можно спокойно устраивать корриду на его палубе - 196 метров длины это позволяют. Гордость испанского флота, а что еще делать - других-то нет!

  • Заступил на боевое дежурство - 1989 год
  • Водоизмещение - 16 700 тонн
  • Длина - 196 метров
  • Экипаж - 763 человека
  • Авиация - 14 вертолетов, 8 самолетов (Харриер-2)


ДЖОРДЖ БУШ (USS George H.W. Bush, США).

Тяжелый атомный авианосец класса Нимиц. Нет сомнений, что эта игрушка - лучшая в мире. И притом новейшая: корабль был спущен на воду в 2006 году. Для сравнения, вышеперечисленные авианосцы были построены еще в прошлом столетии.

  • Заступил на боевое дежурство - 2009 год
  • Водоизмещение - 97 000 тонн
  • Длина - 332 метра
  • Экипаж - 5680 человек
  • Авиация - 90 самолетов и вертолетов


Для справки: кто сбил первый Нимиц?

Американские военные утверждают, что авианосцы типа Нимиц являются совершенно неуязвимыми. Однако российская авиация доказала, что это далеко не так. Инцидент произошел во время американо-японских учений: российские самолеты незаметно подлетели к авианосцу ВМС США Китти Хок и сфотографировали его во всех позах. Американцы даже не успели поднять палубную авиацию или хотя бы стрельнуть вослед ракетой. На военном языке это означает «условное уничтожение авианосца».

20 января 2015

Авианосец - корабль боевого и стратегического назначения. Основная ударная мощь заключается в авиации, располагаемой на палубе. На этих гигантах есть все для ремонта, обслуживания, а также временного хранения вертолетов и самолетов. На сегодняшний день все действующие авианосцы мира имеют большие размеры, а также самое современное оборудование. Давайте поговорим на эту тему более подробно и в деталях рассмотрим несколько самых больших кораблей. Среди них будут как легенды, так и до сих пор стоящие на вооружении авианосцы.

Общая информация

Впервые крупнейшие авианосцы мира начали использовать англичане во время 1-й мировой войны. Со временем правительство Англии осознало, что защищать границы куда проще, используя мобильные корабли. Ко Второй мировой войне англичане лидировали по количеству крейсеров, однако со временем они уступили лидерство США. Что же касается сегодняшней ситуации, то, безусловно, авианосцы являются не только боевыми единицами, несущими на себе маленькую армию авиации, но и средством связи, которое позволяет быстро обмениваться информацией. Основное требование, которое предъявляется к вооруженным силам - это мобильность, поэтому высокоманевренные боевые единицы играют ключевую роль во многих сражениях. Однако если случится ядерный обмен, то самые большие авианосцы мира станут первичной целью. Мощные энергетические установки позволяют находиться в открытом море десятками лет.

Современные авианосцы

На сегодняшний день наиболее активно такими кораблями пользуется ВМС США. На вооружении страны стоит порядка 11 авианосцев и 10 проектируется, в то время как у РФ всего один действующий и два строится. США используют крейсеры для решения конфликтов в Ираке, Афганистане, Косово и так далее.

Первый авианосец США, который имел на своем борту ядерную двигательную установку, был построен в 1961 году и носил название «Энтерпрайз». На сегодняшний день это один из самых больших кораблей в мире. Его длина составляет 342 метра.

В СССР Адмирал Кузнецов считал, что за авианосцами будущее. Поэтому под его командованием было развернуто строительство нескольких крейсеров, но после ухода Кузнецова новый адмирал Горшков закрыл проекты. Однако в 67-м году было принято решение построить «Минск», «Киев» и «Новороссийск».

Видео по теме

Самые большие авианосцы мира

В первую очередь нужно рассказать о боевых кораблях с авиацией на борту класса «Нимиц». Эти гиганты считаются самыми большими и мощными не только в США, но и во всем мире. Всего было построено около десяти кораблей. Каждый из них обошелся правительству примерно в 4,5-5,0 миллиарда долларов. Последний авианосец считается самым мощным и назван в честь 41-го президента Соединенных Штатов, Джорджа Буша-старшего. На своем борту «Джордж Буш» может перевозить порядка 90 единиц боевой техники. Тут и истребители различных марок, и боевые вертолеты. Предполагается, что каждый авианосец класса «Нимиц» будет эксплуатироваться в течение 50 лет, и только после этого его спишут. Но США уже начали строить корабли следующего поколения. Предположительно это будут авианосцы типа «Джеральд Форд», боевая мощь которых будет несколько увеличена, так же как и количество перевозимой авиационной техники.

Самый мощный и большой авианосец РФ

Главнокомандующий флотом Советского союза адмирал Кузнецов был действительно выдающейся личностью. В его память был построен тяжелый авианесущий крейсер с одноименным названием. Длина его составляет 305 метров и 10 сантиметров. Стоит обратить ваше внимание на то, что в отличие от авианосцев западного образца разработки советских кораблестроителей очень отличаются. Чего стоит только вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов». Десятки крупнокалиберных зениток, противотанковые установки, противоторпедное вооружение и многое другое. По сути, тут присутствует тяжелое оборонительное наступательное оружие. Все это наряду с авиационной техникой, находящейся на борту, делает корабль смертоносным и эффективным при проведении боевых операций. Одновременно на борту корабля может находиться 40 единиц летательных аппаратов. Примерно 30 самолетов (с неподвижным крылом) и 10 вертолетов.

Модифицированный «Адмирал Кузнецов» или «Ляонин»

Данный корабль стал первым авианосцем, который поставил Китай на свое вооружение. Изначально «Ляонин» строился в Николаевской верфи на Украине для эксплуатации в Советском союзе. Однако после развала СССР авианосец достался Украине, которая после нескольких лет эксплуатации так нормально и не достроив корабль, продала его всего за 20 миллионов долларов Китаю. Китайцы довели крейсер до ума и поставили его на свое вооружение. Если перечислять все самые мощные авианосцы мира, то «Ляонин» будет на одном из первых мест. Обусловлено это тем, что он проектировался по примеру крейсера «Адмирал Кузнецов» с некоторыми модификациями. Именно поэтому, на борту корабля не только большой боезапас, которого хватит на несколько часов интенсивной битвы, но и большое количество летательных аппаратов. В Китае «Ляонин» используется для обучения пилотов.

«Кречет» из Индии

В настоящее время на вооружении у ВМС Индии 2 авианосца. Один из них имеет название «Викрамадитья», его длина составляет порядка 283-284 метра. Оригинальное название корабля «Баку» или «Модифицированный Киев». Он был построен еще в Советском союзе, однако после его распада Россия приняла решение о списания судна, что было обусловлено дороговизной поддержания рабочего состояния техники. В 2004 году авианосец был продан за 2,5 миллиарда долларов Индии. При этом судно было оснащено российскими истребителями и вооружением. Если называть все современные авианосцы мира, то «Викрамадитья» один из них. В 2013 году этот корабль был принят на вооружение. Авианесущий крейсер такого класса может перевозить на своем борту примерно 36 летательных аппаратов, в основном истребителей российского производства.

Авианосец «Сан-Паулу»

Авианесущие крейсеры типа «Клемансо» стояли на вооружении Франции в течение 39 лет. Всего было два таких корабля. Один в 2000 году был списан, а второй - продан Бразилии всего за 12 миллионов долларов. С момента покупки бразильские инженеры при поддержке французских коллег начали модернизировать судно. Изменениям подвергалось не только вооружение, которое было почти полностью обновлено, но и полетная палуба, которую удалось несколько расширить. В конце концов, были поменяны двигатели, всевозможные датчики и т.п. Однако сложно говорить о том, что на "Сан-Паулу" всегда все было хорошо. К примеру, в 2005 и 2012 годах там случились пожары, в результате которых погибло несколько матросов. «Сан-Паулу» может перевозить на своем борту 39 единиц боевой техники. Наступательный потенциал реализуется «Скайхоком» - американским легким штурмовиком. Длина корабля - 264 метра 80 сантиметров.

«Шарль де Голль»

В настоящее время ВМС Франции имеют на вооружении несколько авианосцев. Один из них «Шарль де Голль». По сути, данный корабль является единственным атомным авианосцем, который не состоит на вооружении ВМС США. Строительство корабля обошлось государству примерно в 4 миллиарда долларов. Спустили на воду авианосец в 2000 году, хотя планировалось сделать это несколько раньше, но из-за кризиса строительство было заморожено. Поскольку реактор атомный, судно может плавать без дозаправки примерно 20 лет и перевозить на своем борту около 40 единиц воздушной техники. Неоднократно говорилось о том, что в 93-м году на борт «Шарль де Голль» проникли шпионы Ми-6, которым хоть и удалось осмотреть судно, но не удалось сойти с него, так как их схватили. В настоящее время многие авианосцы стран мира принимают участие в боевых операциях, и «Шарль де Голль» в их числе.

Заключение

Как вы видите, флот каждой страны нуждается в авианосцах. Безусловно, на сегодняшний день господство в море принадлежит США, так как их кораблей там больше, они имеют современное оборудование. Тем не менее есть потенциал и у России, а также ряда других стран, таких как Япония, Великобритания. В настоящее время есть большое количество перспективных проектов. К примеру, в этом году Япония планирует спустить на воду авианосец собственного производства «Изумо». Правда, так как у Японии нет разрешения на строительство авианесущих крейсеров, он заявлен как вертолетоносец. В этом же году на воду должен сойти и индийский «Виктрант», а в 2020 году - "Куин Элизабет" (Великобритания). Вот и все, что можно рассказать о том, какие они, лучшие авианосцы мира, и чем примечателен каждый из этих гигантов.

Статьи по теме