Церковь покрова на нерли описание фото история. Храм на Нерли (Боголюбово, Владимирская область): описание, история и фото Храм богородицы на нерли

Там где река Нерль впадает в Клязьму, среди девственной природы, возвышается на холме храм Покрова Пресвятой Богородицы, больше известный как церковь Покрова на Нерли. Отправляясь в путешествие по старинным русским городом Золотого Кольца, по пути из Владимира в Суздаль не забудьте заехать в село Боголюбово, что всего в 10 км. от Владимира. Не упустите шанс увидеть этот небольшой, но очень красивый и знаменитый храм 1165 года постройки. Чем Покровский храм на берегу Нерли так прославился на Руси, мы и расскажем в этой статье.

Пожалуй одним из самых красивых, и самых знаменитых, храмов Руси является храм Покрова Пресвятой Богородицы расположенный на берегу реки Нерль, или, как принято называть в народе: "Храм Покрова на Нерли" . Храм был построен святым князем Андреем Боголюбским как памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, и в то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью.

Отец хотел получить хоть какое-нибудь утешение в смерти сына, и его отцовская любовь вылилась в постройке первого на Руси храма в честь Покрова. Интересно заметить, что в то время еще не был так почитаем этот праздник, и Андрей производит некое нововведение в традиции Русской Церкви.

Первоначально храм находился на месте впадения Нерли в Клязьму, и построен он был на рукотворном холме, но со временем реки поменяли свои русла а холм осел, и сейчас не заметна его искусственность.

Церковь невелика и удивительно гармонична. Храм крестовокупольного типа, одноглавый, ранее купол был шлемовидный, а сейчас имеет форму луковицы. Фасады разделены лопатками и приставленными к ним полуколоннами. В центре каждого фасада (кроме восточного) находится рельефная фигура. Стены идеально вертикальны, но благодаря удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, что придает храму иллюзию большей высоты.

Первоначально храм был обнесен галереями, высота которых была 5,5 м. А рукотворный холм был защитой от наводнений, и этот холм был покрыт панцирем белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами ведущими к пристани.

Церковь была построена Андреем Боголюбским на расстоянии версты от Боголюбовского замка. Князь задался целью построить новую столицу для Руси, он хотел, чтобы она в своем величестве не уступала не только Киеву, но Иерусалиму, и Константинополю. За семь лет было возведено множество храмов во Владимире, построено Боголюбово.

Как всегда бывало на Руси, каждое большое и значимое дело, в благодарность Богу, было отмечаемо возведением нового храма, даже города начинали строить с возведения церкви. Моральное состояние русских в то время было таково, что первое и лучшее, приносилось Богу. Так и в этом случае, победа над булгарами и потеря сына, подвигли святого князя воздвигнуть храм.

После мученической кончины князя, во время княжеских усобиц, а позже в годы монголо-татарского ига храм получил первые разрушения. Да и во время весеннего половодья храм бывал подтопляем, и льдины бились о цокольные камни. И лишь во второй половине 17 века был произведен ремонт, во время которого ветхие галереи были убраны. В 1784 году храм чуть не исчез с лица земли, дело в том, что настоятель Боголюбова монастыря хотел разобрать Покровскую церковь на камень для постройки святых врат в своем монастыре, но, к счастью, не хватило денег для оплаты труда рабочих. В 1877 году был произведен самостоятельный ремонт братией монастыря: храм обвязали железными стяжками, сбили оставшиеся фрески в барабане и куполе, белокаменные, утраченные рельефы заменили гипсовыми.

В 1923 году Боголюбов монастырь закрыли, но, еще с 1919 года, Церковь Покрова была взята под охрану по делам музеев. Что, вероятно, сохранило ее в целости до наших дней. В начале 1990-х годов храм вернули Русской Православной Церкви. В конце 1992 года церковь была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не смотря на долгую и тяжелую участь, Церковь Покрова на Нерли осталась украшением просторов России. Ничто не смогло уничтожить это выраженное в камне чувство любви отца к сыну, полководца к солдатам, князя к народу, патриота к Родине, христианина к Богу!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня я расскажу вам о Храме, который считается самым красивым храмом из тысяч храмов России. Расскажу, чем он так прекрасен, где он находится и как до него добраться. Фотографии, которые представлены здесь, сделаны во время моей поездки " - Боголюбово - " 25 августа 2012 г.
Называется этот Храм - церковь Покрова на Нерли.
Этот небольшой, изящный храм стоит на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму. Находится он недалеко от Владимира, в полутора километрах от Боголюбова. Весной эти места заливает вода и добраться сюда становится невозможно. Ну если только на лодке или вертолете.

В Боголюбово сразу после монастыря сворачиваем направо и движемся до железнодорожной станции. Отсюда мы уже пойдем пешком. Идем по переходу над ж/д путями на другую сторону. Лестница, скажу вам, неслабая. Испытала на себе. Да еще если с колясочкой. Для тех, кто бережет силы (а их лучше поберечь, путь неблизкий), есть лифты. Фото лифтов, перехода отправлены в конец статьи. Это в нашем путешествии не главное, но существенное. Поскольку мы в начале на восторженной ноте лифты даже не увидели.

Перешли переход. Здесь стоит несколько лотков с сувенирами, платками и проч. продукцией. Цены вполне нормальные. Можно на обратном пути закупиться.
Взгляд вперед - и вот она наша цель, чудо чудное, белокаменный храм вдали, а вокруг огромный зеленый луг. Свобода!!!

Расстояние неблизкое. Вариантов добраться туда два: пешочком по дорожке или в открытой повозке, запряженной лошадью. Конечно, мы выбрали первый вариант. Дорога к Храму должна быть такой - не простой и быстрой, а прочувствованной и неспешной...



Прошли мимо повозок и двинулись вперед. Кстати, столь прелестную дорожку сделали достаточно недавно. Еще 5 лет назад люди ходили к церкви Покрова на Нерли по бездорожью .

Боголюбовский луг, на котором стоит Храм, место также очень примечательное. На щите, который стоит здесь у дорожки, написано: " Боголюбовский луг занимает площадь 153 га. Расположен в пойме рек Клязьмы и Нерли. Уникален своим разнотравьем - более 200 видов травянистых растений произрастают здесь. Впервые эта особенность была выявлена в 60-е годы 20 века в результате исследований, проведенных под руководством профессора ВГПУ Николая Ярошенко. Среди них виды охраняемые на территории Владимирской области: ирис сибирский, кувшинка белоснежная и др."



А вот он и Храм.

Церковь стоит на холме. Холм искусственный - в его толще находится сложный фундамент высотой 5,3 м. Фундамент был создан зодчими для того, чтобы защищать Храм от весенних паводков. Гениальное решение.

Если вы приедете сюда весной в марте, апреле или даже начале мая, то застанете вот такую картину:


В этот раз мы увидели Храм таким:

Когда-то холм был облицован белым камнем и вокруг Храма была галерея. Посмотрите фото реконструкции Н.Н. Воронина.

Считается, что идеальная точка, откуда получаются самые красивые фотографии вот эта (см. ниже). При съемке с этого места Храм предстает во всей своей красе, отражаясь в воде озера. Но к концу лета озерцо обмельчало, заросло. Церковь отражается в воде лишь частично. Но любоваться ее совершенством нам это не мешало.

Так в чем же феномен церкви Покрова на Нерли? А феномен в сочетании рукотворного и природного - идельных пропорций, изящности самого Храма, его белокаменной резьбе, линиях и окружающей его природе. Тишина, умиротворение, уединенность только подчеркивают красоту и неповторимость этого места.



Церковь Покрова на Нерли была построена за несколько месяцев в 1165 году. Князь Андрей Боголюбский повелел вздвигнуть Храм в честь победы над Волжской Булгарией и в память любимого сына Изяслава, который погиб в этом походе. Храм стал первой церковью на Руси, посвященной новому празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Ниже на фотографии вы видите фигуру библейского царя Давила с псалтырью в руке - древним музыкальным инструментом. Вокруг него звери и птицы - львы, голуби, олени, завороженные его игрой, а также грифоны - мифические персонажи. Такой сюжет имеется на всех трех фасадах церкви.

Рядом с церковью стоит вот такая техническая постройка. За ней имеются туалеты.

Еще немного о резьбе стен. На стенах над окнами также располагается ряд женских масок, в каждой из которых запечатлен определенный образ: доброта и злость, гордость и наивность, надменность и доверчивость.



Храм Покрова на Нерли - типичный образец Владимирско-Суздальской школы белокаменного зодчества. Это небольшая одноглавая четырехстолпная церковь. Все ее вертикальные детали призваны подчеркивать ее легкость, изящество и стройность. Она, как свеча, устремлена вверх. Высота Храма 20 метров.

Стены храма очень толстые - около 1 метра. Внутри церковь очень маленькая. Мне она показалась просто крошечной. В церкви работает Церковная Лавка.



Вот такое Чудо построили зодчие почти тысячу лет назад... И стоит оно поражая воображение, радуя душу. Трудно найти такие слова, чтобы выразить все, что я чувствовала, видя этот Храм, находясь рядом с ним. И лучше не скажешь, чем сказал о церкви Покрова на Нерли Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий:

Обратно мы поехали на повозке. Сил уже почти не осталось. Стоит это удовольствие 150 руб. с человека. С нашего маленького человечка взяли 50 руб. За "карету" нашей принцессы не взяли ничего. Взгромоздились вчетвером плюс малышка плюс коляска и помчались.

Мы едем-едем-едем. На лугу пасутся ко... Правильно, коровы!



Вот так и закончилось наше путешествие к Храму Покрова на Нерли... На память мы купили магнитики, колокольчики, а также дудочку и трещетку для нашей маленькой путешественницы. Но на этом наши приключения в этот день не закончилось - мы отправились в . Но об этом в следующий раз.

А на последок, как и обещала, фото с перехода на Боголюбский монастырь, фото самого перехода через ж/д пути и фото лифта у станции. Думаю, что на обратной дороге вы точно воспользуетесь его услугами.







Небольшой белокаменный храм, расположенный в российской глубинке, является одним из самых узнаваемых символов России. Этот храм – Покрова на Нерли. Церковь отличается изысканными пропорциями и является одним из самых известных и значимых памятников православного зодчества на Руси. Кроме того, Покрова на Нерли имеет необычную историю. И ежегодно к церкви пешком от села Боголюбово идут тысячи паломников, чтобы увидеть прекрасную церковь на берегу реки (которую часто сравнивают с плывущим по волнам лебедем), чтобы прикоснуться к русской истории.

История храма от строительства до наших дней

Покрова на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была возведена за один год (единым летом), и архитектура.

История возникновения церкви и чудо перед постройкой

В 1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на месте, где была выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась Богородица, которая и указала место для строительства города.

Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.

Начало строительства церкви

Как уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.

Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.

Наречение храма

Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский.

Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял.

Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово.

Археологические раскопки и находки

Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.

Немало интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров.

Особенности архитектуры храма

Материалом для строительства служил светлый песчаник. По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент.


Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы.

Белокаменная резьба

Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.


Символика резьбы пока не расшифрована. Ученые предполагают, что львы– это символы власти и силы, а вставший на дыбы хищный зверь – скорее всего, пардус – его изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских ликов. То предположительно, это образ Софии – символа мудрости и самоотречения.

Подобная каменная резьба – трудозатратная и сложная работа. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, то если бы над созданием каменных украшений для храма трудился один человек, ему должно было бы потребоваться три тысячи дней.

Внутреннее убранство и декор

До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Когда-то полы украшали майоликовые плитки, а стены – фрески и росписи. Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации.

Храм сегодня

Сейчас церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить свечку.

Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.

Весной 2009 года с благословления благочинного Ростовского округа архимандрита Сильвестра (Лукашенко) начались реставрационно-востановительные работы в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Пречистого на Нерли Ростовского района Ярославской области.

Для многих наших современников название реки Нерль в первую очередь ассоциируется со знаменитой церковью Покрова на Нерли, белокаменным храмом во Владимирской области, в полутора километрах от Боголюбова. Этот шедевр зодчества владимиро-суздальской школы воздвигнут в 1158 году в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы при владимирском князе Андрее Боголюбском. Храм стоит в живописном месте при впадении реки Нерль в Клязьму.

Для уточнения нужно сразу сказать, что существует две реки с одним и тем же названием Нерль. Клязьменская Нерль вытекает из заболоченной местности восточнее Переславля-Залесского, а вторая Нерль берёт своё начало недалеко отсюда, чуть севернее Плещеева озера, и впадает в Волгу. Обе реки в древности были единым судоходным путём благодаря волоку, что соединял их истоки. Об этом упоминают русские летописи.

Храм Рождества Богородицы, о котором у нас пойдёт речь, находится в верховьях Нерли Клязьменской, в южном углу Ярославской области. Он стоит на высоком природном холме и окружён с трёх сторон избами небольшого села Пречистое. Внизу этот живописный холм и соседний с ним, на котором в тени старых сосен стоят кресты и оградки древнего кладбища, обтекает тихая Нерль. А на противоположном берегу - снова холмы. И леса, леса... По соседству с Пречистым, тоже в окружении лесов и полей, старинные деревни - Заозерье, Покров, Остеево. Невольно вспоминаются в этих местах слова Николая Некрасова:

А там, во глубине России,
Там вековая тишина.

По своему историческому и архитектурному значению храм Рождества Богородицы безусловно уступает церкви Покрова на Нерли, но по красоте местоположения, величавому силуэту церкви с четырёхярусной колокольней второго такого памятника архитектуры в верхнем течении реки не найти. К тому же, и у этого храма есть своя небезынтересная история.

Один из главных источников, рассказывающих о селе Пречистом и его церкви, - книга купца и историка-краеведа из Ростова Великого А.А. Титова, "Ростовский уезд Ярославской губернии", вышедшая ещё в XIX веке. Книга эта, недавно переизданная, содержит достаточно обстоятельные археографические описания сёл, деревень, погостов Ростовского уезда.

Вот, что находим у А.А.Титова по нашей теме: "Село Пречистое - Пречистенское - казённое село, при р. Нерль, в 40 верстах от Ростова, в нём 17 дворов и 40 рев. душ при 23 наделах. При церкви с. Пречистого 108 дес. земли и приход из девяти селений. В 1878 года на средства местного земства учреждена сельская школа.

Местный каменный одноглавый, трапезная в связи с колокольней, храм существует с 1794 года; построен прихожанами и имеет три престола: центральный - Рождества Пресвятой Богородицы и два боковых - Живоначальной Троицы и Св. великомученика Димитрия Солунского. Из церковных рукописей сохранилась храмозданная грамота архиепископа Арсения, данная в 1787 году.

Крестные ходы, совершаемые в приходе с. Пречистого, следующие: во 2-ой день Пасхи - на то место, где стояла прежняя церковь, в 6-ое Воскресенье по Пасхе в д. Покров, 21.09 - в д. Яковково, 1.10 - в д. Буково, 20.07 - в д. Кильгено, 18.06 - в д. Итларь, 26.06 - в д. Старово, 29.06 - в д. Любильцево. Все эти крестные ходы учреждены по случаю эпидемии; 6.08 - в д. Заозерье, установлен потому, что вода в находящемся здесь озере приняла кровавый цвет и настолько испортилась, что люди и скот умирали от её употребления, но со временем учреждения крестного хода вода снова приняла свои прежние свойства; 25.09 - в селе Пречистом, по случаю сильной грозы, от которой сгорело всё селение. Но, когда были приняты крестные ходы, сведений не осталось.

Относительно возникновения с. Пречистого ничего не известно, но надо полагать, что оно существует уже давно. По преданию, до разобранной в 1794 году деревянной церкви существовали разновременно две другие, обе сгоревшие. Село называлось "Погост Пречистенский".

Можно добавить, относительно древности с. Пречистого, из рукописи Хлебникова, что в XIV веке тут стоял терем князя Фёдора Александровича Голубого, павшего в Мамаево побоище. Старший сын кн. Фёдора, князь Андрей Фёдорович ушёл в монашество, а младший, Василий, женился на княжне Наталии, дочери князя Семёна Дмитриевича Щепина-Горбатого, и этот терем передал князю Ивану Андреевичу Голени". Иван Андреевич Голень был владетель Сретенской половины Ростовского княжества и участник Куликовской битвы".

В цитируемой нами книге Титова практически каждое село или деревня имеют древнее предание о своём возникновении. Иногда такие предания носят вроде бы сказочно-былинный характер, и всё же отбрасывать их как чей-то домысел - неосмотрительно. Ведь в основе каждого предания могут лежать сведения, дающие повод для дальнейших исследований. В нашем случае книга упоминает Мамаево побоище, а это не что иное, как знаменитая Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года по ст. ст., как раз в день великого православного праздника Рождества Богородицы.

Достоверно известно, что вскоре после Куликовской битвы в разных пределах Московской Руси стали появляться храмы, посвященные этому празднику и великому воинскому событию на Куликовом поле у реки Дон. В сознании русских людей той эпохи большой Богородничный праздник навсегда связался с победой над полчищами Мамая.

В пользу существования села Пречистого ещё в XIV веке свидетельствует и то, что один из пределов храма назван в честь великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, а второй предел, Троицкий, напоминает нам ещё и о преподобном Сергии Радонежском, создателе Троицкого монастыря (будущей Троице-Сергиевой лавры) и духовном наставнике русских воинов на Куликовом поле.

Поэтому есть основание утверждать, что здешние места обживались ещё со времен великого Московского князя Дмитрия Донского.

А упоминаемые Титовым три(!) деревянные церкви, которые сменили друг друга до того, как в Пречистом появился каменный храм? Сколько лет или даже столетий простояла каждая из них? Может быть, где-то в архивах ждут своего часа другие сведения, которые смогут подтвердить завидную древность села Пречистое.

Мы же пока перейдём к временам уже недавним, к началу ХХ века. Село Пречистое и его храм неоднократно с восторгом упоминаются в рассказах-воспоминаниях прекрасного русского живописца Константина Коровина. Вместе со своими друзьями великим Фёдором Шаляпиным и художником Валентином Серовым Коровин нередко гостит в Пречистом или на Новенькой мельнице за околицей деревни Остеево, где от старого мельника Никона Осиповича Шаляпин слушает и заучивает неизвестные ему народные песни. Уже в годы эмиграции и Коровин, и Шаляпин неоднократно с любовью и волнением вспоминают годы, проведенные на берегах Нерли.

В архитектурном плане храм Рождества Богородицы представляет собой восьмерик на четверике, одноглавый, бесстолпный, с тремя алтарными апсидами, с четырёхярусной колокольней, с трапезной, связывающей четверик и колокольню. Видимо, в самом конце XVII или начале XIX века церковь была полностью расписана, однако на сегодня сохранились лишь фрагменты стенописи: изображения евангелистов в парусах, отдельные сюжеты из Евангелия. Полностью исчез иконостас.

Разрушение храма началось с 30-х годов прошлого века.

Основные разграбления - после съёмок в 1962 году здесь, в Пречистом, антирелигиозной комедии со зловещим названием "Конец света". Для фильма частично произвели прихорашивание внешнего и внутреннего облика храма, но после окончания съёмок, по словам очевидцев, в том числе участников массовок, бо?льшая часть икон, церковной утвари и книг храмовой библиотеки была вывезена съёмочной группой. В 60-е годы XX столетия, в пору хрущёвских антерелигиозных гонений, такое самовольное "изъятие" не считалось преступлением, и сейчас практически невозможно найти следов украденных икон и церковных ценностей.

Вокруг храма, в пределах полуразрушенной церковной ограды, расположен небольшой погост. От него тоже уцелела лишь малая часть: шесть каменных надгробий. Сейчас уже невозможно найти точное место каждого захоронения, сохранились лишь два места погребения, одна могила с оградой, но без памятника с северной стороны храмового подворья и одно белокаменное надгробие. Этот памятник из белого мрамора стоит (единственный не поваленный) недалеко от южной стены храма. Вот надпись на нём:

На оборотной стороне стихотворная эпитафия:

НЕ ПЛАЧТЕ РОДИТЕЛИ
О РАННЕЙ СМЕРТИ ЧАДЪ
ИМЪ ГОСТЯМЪ НЕВИННЫМЪ
ОТЕЦЪ НЕБЕСНЫЙ РАДЪ

Здесь же, к югу от храма, лежит чёрномраморная плита с хорошо различимой подробной, будто с паспорта, надписью:

Крестьянинъ
Ярославской губернии
Ростовского уезда
Карацкой волости
деревни Заозерья
ПАВЕЛЪ ПЕТРОВИЧЪ
ТРУНОВЪ
Родился 3 ноября 1826 г
Скончался 27 декабря 1895 г.

Совсем рядом, в углу ограды у берёз ещё одна плита из чёрного мрамора. И тоже - завидная обстоятельность в описании жизненных вех почившего крестьянина:

Здесь погребено тело
крестья. Владимир губер.
Переславл. Уез. Елезаровъ.
Волости дер. Высоково
ФЕДОРА ЕГОРОВИЧА
МЕЛЬНИКОВА
род. 2 февраля 1822 г.
сконч. 31 июля 1890 г.

К востоку от храма, в нескольких метрах от центральной апсиды - памятник из чёрного мрамора.

Подъ симъ камнемъ погребено тело
жены священника сей церкви
АНАСТАСIИ ВАСИЛЬЕВНЫ
КРЕСТОВОЙ
сконч. 27 сентября 1876 г.
жития ея было 28 лет 2 мес.
и чадъ ея
ПАВЛА И ИОАННА

На северной стороне храмового подворья - ещё два поваленных надгробья. На одном из них читаем:

Подъ симъ
камнемъ погребены
дер. Старова крестьянка
ИРИНА ЕФИМОВНА
ГЛУШКОВА
скончалась 27 марта 1873 г.
и сынъ ея
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ГЛУШКОВ
Скончался 6 февраля 1881 г.
Жития его было 43 г.

У розово-мраморного надгробия Глушковых есть ещё записи на боковом торце, но мы их пока не разобрали. Нужно будет отрывать все лежащие памятники от земли и смотреть, есть ли надписи и на оборотной стороне. Но это - когда дойдут руки.

А пока хочется хотя бы в точности записать все тексты. Ведь это - тоже история, не только храма, но и людей, которые упокоились, кто ещё в XIX, а кто и в начале XX века близь своей приходской церкви.

Увы, сохранилась лишь малая часть пречистенского церковного некрополя. Уже сравнительно недавно, в 90-е годы ушедшего века большее количество надгробий было вывезено в неизвестном направлении в качестве материала для новых памятников. В то смутное время люди не страшились зарабатывать деньги даже таким кощунственным способом.

Вот почти и всё, что мы застали возле церкви Рождества Богородицы в Пречистом в канун самого начала реставрационно-восстановительных работ. А что в самом храме, громадном по сельским масштабам? Несколько больших обрушений зияют в сводчатых потолках алтаря и трапезной, растёсаны дверные проёмы под колокольней и у входа с южной стороны (чтобы удобнее было завозить внутрь машины с зерном), ни одного стеклышка не сохранилось на окнах, нет и следа полов, отопительных устройств. Как ураганом сдуло следы стропил над трапезной, заросшей высоченными берёзами. В густых зарослях и обнажённые своды алтаря, и подкупольные карнизы четверика и восьмерика. И, конечно, ни одного колокола не увидишь в пустых арках колокольни. Будто на ниточке повис крест над её куполом. А главный храмовый купол - тот вообще без креста.

Кажется, как не впасть в уныние при виде такого предельного запустения? Сколько же тут понадобится трудов и финансовых затрат, да и годов тоже?

И всё же не зря всегда говорилось на Руси: глаза боятся, а руки делают.

Первый субботник по расчистке прицерковной территории и сводов храма от деревьев и кустарника, разрушающих его стены, состоялся 23 мая 2009 года. А спустя две недели в храме, где к тому времени уже появились строительные леса, отслужил первый молебен и окропил могучие церковные стены прибывший из Ростова Великого священник отец Владимир Большаков.

Благой начаток вами положен, - сказал он, обращаясь к старым и молодым. - С молитвенным призыванием Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери всё возможете!

От первого субботника, состоявшегося 23 мая 2009 года, прошло менее полугода. За это время была проделана немалая работа по облагораживанию прицерковной территории. Огромную помощь при вырубке старых деревьев, влияющих пагубно на состояние стен храма, оказал местный житель, лесник по профессии, Иван Алексеевич Королёв. Он неоднократно показывал свой профессионализм на благо общего дела. С южной стороны храма была расчищена площадка и подняты несколько надгробий. С восточной стороны, напротив алтаря стараниями жительниц деревни Остеево была разбита клумба цветов. Основные же работы производились с помощью лесов на крыше трапезной части церкви. По периметру крыши с карнизов был сбит старый, гнилой кирпич и сделана новая кладка. На сегодня каркас крыши готов, стропила обшиты обрешеточной доской. Все работы выполнялись без помощи специальной строительной техники, своими силами и стараниями. Все материальные средства, собранные на реставрацию храма, - частные пожертвования жителей окрестных деревень. В скором времени начнётся завершающий этап по восстановлению крыши - покрытие железом. Для этих работ приглашена специальная бригада жестянщиков из Ярославля. Будем надеяться, что они успеют до наступления зимы выложить крышу, тем самым, приостановить разрушение сводов трапезной.

Со времени начала реставрационных работ в храме Рождества Богородицы отслужено четыре молебна. Первый, как уже писалось выше, состоялся 4 июня. А 11 июля в церкви служил Отец Николай Олейник, настоятель храма Казанской Божьей Матери в селе Караш, что в 15 км от Пречистого. В этот день жители соседних деревень заказывали автобус из г. Петровска, чтобы попасть на службу. Последующие два молебна, которые состоялись 19 августа, в праздник Преображения Господня, и 21 сентября, в день Престольного праздника Рождества Богородицы, отслужил отец Олег Ельцов, настоятель Храма Исидора Блаженного в г. Ростове-Великом. Особенно запомнилась последняя служба крестным ходом вокруг храма и осенней солнечной погодой, действительно праздничной.

А.А. Титов "Ростовский уезд. Ярославской губернии". Репринтное воспроизведение издания 1885 года.

Http://www.voskres.ru/idea/loshchits2.htm

Княжества при святом князе Андрее.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея - таким как Успенский собор и надвратный Ризоположенский храм - новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова . Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви . Согласно другим догадкам, изначальное посвящение храма было иным .

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя , к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым, хотя и меньшей глубины. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры.

Покровский монастырь

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской. Возможно храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского , когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы татарского разорения.

В 2000-е годы С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли," усилиями которого к концу года удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов. В - годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда "Сапсан" над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено. Службы в храме велись только по великим праздникам ; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял "без пения." Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы . В этот период Покровский храм - "русское чудо" - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.

Архитектура

Храм принадлежит к обычному для XII века небольшого крестово-купольного типа , одноглавый , четырехстолпный , трехапсидный , с тремя продольными и тремя поперечными нефами , в западном из которых помещаются "восходние полати" - хоры ; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан . Церковь построена из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка - такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид , подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата - 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.

Размерами плана, перенесенными в вертикальную плоскость, определяются отметки хор, подпружных арок и сводов храма. Формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Отношение ширины западного фасада церкви к его высоте – примерно 0,85. Хоры подняты на величину, равную ширине центрального поперечного нефа вкупе с двумя столпами - в итоге они оказываются на максимальной для белокаменного зодчества высоте, но при этом опущены относительно подпружных арок.

Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов -пилонов , завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно -колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор , его верх членит фасад на две почти равные доли.

Размещенные в боковых закомарах рельефы на всех трех фасадах изображают грифонов, несущих лань - существует прочтение этих изображений как образов Христа, несущего христианскую душу . Такая же композиция известна среди рельефов собора святого Амвросия в Милане , а также на портале церкви святого Михаила в Павии .

Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона : известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме , где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.

Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит смысловой границей верхней зоны скульптуры. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. Высота этих рельефов значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. Львы церкви Покрова изображены лежащими, со скрещенными передними и с широко открытыми глазами (сходные рельефы присутствуют и в резьбе Владимирского Дмитриевского и Суздальского Рождественского соборов). В романских соборах они нередко изображаются по сторонам от окон или входов-порталов. Подобные изображения исследователи, как правило, связывают с текстами "Физиологов" - сборников содержавших рассказы о животных. Согласно тексту "Физиолога," "егда спит лев в пещере своеа, бдита его очи " . По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа , охраняющего Свое духовное стадо: "Плотью бо Господь мой на кресте успе, а Божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила " .

Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: "улыбающиеся" львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. "свинячьи рыла"); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и.

В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

В первоначальный резной декор храма вероятно входили резные водометы, резная алтарная преграда, резная сень, детали внешней паперти. Эти детали убранства на начало XXI века был утрачены, но часть резных камней, прежде украшавших церковь, была обнаружена в XIX веке в ходе раскопок Н. А. Артлебена. Среди них были три капители "прекрасного стиля, несколько отличающихся от капителей церкви;" две пары фасадных рельефов вздыбленных барсов и стоящих грифонов, а также еще несколько резных камней с изображениями льва, барса, грифона и химерического вздыбленного крылатого зверя, напоминающего аналогичный мотив на консолях. Все эти рельефы были найдены у юго-западного угла церкви. Сейчас рельефы барсов и грифонов находятся в лапидарии резных камней внутри церкви. Характерная особенность рельефах грифонов, общая с капителями атриума Миланского собора святого Амвросия - на верхней части их стоп резьбой обозначена чешуйчатая поверхность лап в виде пупырчатых выступов. Особый интерес имеют два изображения львов, утраченных к началу XXI века, но известных по исполненной с фотографии зарисовке В. Прохорова. Судя по этой зарисовке, один из этих резных камней, а может быть, и оба были уникальными для домонгольского зодчества Руси круглыми трехмерными скульптурами.

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ , т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская , т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями , М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches , Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества , т. VII, М., 1877, "Протоколы," 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории "Физиолога" , СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов , Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter , Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия , ч. I "Монастыри," Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., "Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли," ВЕВ , 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates , New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., "Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление," Памятники культуры , М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими , М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков , т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album , Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., "Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.," СА , 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век , М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли , Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской , М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., "К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли," КСИА , М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников , Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., "Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.," Дубов И. В., Города, величеством сияющие , Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., "О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.," ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век , СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм... , Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., "Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)," Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г. , СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).1165 - годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от до 1190-х годов. "Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли," Народный каталог православной архитектуры , статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,
Статьи по теме