Кто такие крымчаки. «Крымчаки и Караимы. История евреев Крыма

С древних времен в городах Таврики проживали евреи. Их религией был иудаизм. В эту религиозную общину входили и две народности, которые имели другие этнические корни. Это - караимы и крымчаки. Караимы считают себя потомками хазар, которые смешались с другими тюркскими племенами. А поэтому их верования и культура стоят особняком.

Священной для караимов была часть Ветхого завета - Пятикнижие, или Тора, тогда как евреи почитали также Талмуд. Язык караимов близок к крымскотатарскому. Одежда, обычаи также имеют много общего с татарскими.

Места обитания караимов в Крыму

Жили они замкнутыми общинами, не вступая в браки с представителями других народов. На протяжении нескольких веков караимы обитали на Мангупе и Чуфут-Кале, занимались ремеслами, прежде всего кожевенным. На Чуфут-Кале сохранились две кенасы - так назывались молитвенные дома караимов. Входить в них нужно было без обуви, сняв ее предварительно на террасе.

Внутреннее устройство кенасы довольно необычно. Она разделена на три отделения. Первое - при входе. Оно предназначалось для стариков, которые могли сидеть на специальных стульях и скамьях, обтянутых войлоком и кожей. Над ними располагался балкончик. Подняться сюда можно было только из другого дворика по лестнице, что делали женщины, дабы незамеченными присутствовать на богослужении.

Среднее отделение - для прихожан-мужчин. Пол здесь покрывали коврами, на потолке подвешивали люстры, в боковые шкафчики клали молитвенники и необходимую утварь.

В последнем, дальнем от входа отделении находился алтарь. Это место для священнослужителя. Чтобы его голос был хорошо слышен каждому, в стены помещения вмонтировали кувшины, усиливающие звук. В кенасах сосредотачивалась духовная и общественная жизнь караимов.

Крымчаки — древний крымский народ

Очень близки к караимам крымчаки. Этот народ также уходит корнями в далекую историю полуострова. Очевидно, в его формировании значительную роль сыграли евреи, а также хазары и другие тюркские народы. Как и евреи, крымчаки почитали и Ветхий завет, и Талмуд, соблюдая все присущие иудаизму религиозные обряды.

А вот язык, обычаи и уклад жизни объединяли их, как и караимов, с татарами. И прежде всего безусловное подчинение главе семейства, замкнутый образ жизни женщин, привязанность к домашнему очагу.

Самые многочисленные общины крымчаков находились в Гезлеве и Карасубазаре. В Крыму они занимались кожевенным делом, продавая обувь, седла, ремни. Крымчаки выделялись исключительной честностью и порядочностью, что делало их надежными торговыми партнерами.

Принято считать, что еврейская история Украины — это больше про Одессу или максимум про Львов, Киев и Днепропетровск. И еще про Умань, куда каждый год приезжают хасиды. А вот о Крыме в еврейском контексте мало кто вспоминает. И очень зря. Ученые считают, что первые иудеи появились на этой земле не меньше двух тысяч лет назад, а в середине прошлого века у Крыма вообще были все шансы стать советским Израилем. В Крыму возникла огромная караимская община, родились ученые, поэты и революционеры… а еще здесь была одна из старейших синагог в Союзе (но, увы, ее разрушили во время Второй мировой).

Хазарские евреи

Существует бесчисленное количество теорий, пытающихся определить истинное происхождение караимов и крымчаков. Какая бы из этих гипотез не взяла верх, одно можно сказать точно: и первая, и вторая группа связаны с . В энциклопедиях отмечается, что в разговорном языке крымских татар крымчаки получили название зюлюфлю чуфутлар («евреи с пейсами»), а караимы - зюлюфсюз чуфутлар («евреи без пейсов»). В официальных источниках разделение иудейского населения на крымских евреев-раббанитов, караимов и ашкеназов появилось только в конце XIX веке.

Сказать точно, когда евреи поселились в Крыму, сложно. Археологи обнаружили на полуострове еврейские надписи, датируемые I в. до н. э., а это дает основание предположить, что евреи пришли на эту землю более двух десятков веков назад. В XIII веке в современной Феодосии появилась первая иудейская община, и в 1309 году они построили синагогу (одну из древнейших на территории бывшего Союза), уничтоженную во время бомбардировок во время Второй мировой войны.

Если говорить о размере общины, то первые официальные цифры появились только после второй половины XVIII века. В 1783 году в Крыму проживали 469 еврейских семей (где-то 2,5 тыс. человек), а через почти столетие, в 1863 году, численность еврейского населения Крыма достигла около 5 тысяч человек - но разделения на более узкие группы даже внутри условной еврейской группы тогда не было.

Караимы настаивали на том, что по крови с еврейством их ничего не связывает - и сумели это доказать. Из-за того, что их перестали считать частью еврейского народа, они получали больше свобод, чем представители традиционных еврейских общин. Так в 1795 года они были освобождены от двойной подати, которой облагались евреи, а потом для них отменили и черту оседлости. С 1863 года они получили все те же права, что и остальные свободные подданные империи.

Крымский Израиль

После революции перед новой властью встал старый вопрос - как решать еврейскую проблему? Более того, евреи занимались в первую очередь «буржуазной» деятельностью, а в новом государстве курс был взят на то, чтобы переключить население на рабочие специальности и крестьянский труд.

В январе 1918 года был создан Еврейский комиссариат при Народном комиссариате национальностей, который занимался между всем прочим и поиском свободных земель для расселения евреев. Тогда Крым выглядел наиболее удобной территорией для еврейского переселения. Директор русского отдела американской благотворительной организации Джойнт Иосиф Розен сформулировал идею сельскохозяйственной колонизации этого южного полуострова евреями, а официально озвучил ее журналист Абрам Брагин и заместителем наркома по делам национальной Григорием Бройдо.

Для того, чтобы эта идея скорее получила воплощения, нужны были деньги. У Советов их не было, а вот у США - были. В 1924 году была создана Американская еврейская агрономическая корпорация «Агро-Джойнт», которая ставила целью помочь еврейской колонизации - компания обещала выделить 15 миллионов долларов США на проект, но взамен требовал от советских властей полной поддержки, прекращения гонений на сионизм, иудаизм и ивритскую культуру в Союзе. На горизонте стал появляться «крымский Израиль», самостоятельная еврейская область, но не случилось. Власти решили, что не совсем правильно помогать евреям, давать им бесплатно южную землю и обеспечивать сельхозтехникой и отличным скотом, пока остальные граждане обязаны справляться своими силами и отправляться на целину за Урал.

Этот проект способствовал росту антисемитизма в СССР, темпы переселения были высокими, но евреям передавали самые сложные, плохо обжитые земли, и постепенно «Агро-Джойнт» стал сворачивать финансирование. После войны идея образовать в Крыму еврейское государство и вовсе стала преступной - в 1944 году года Соломон Михоэлс, Ицик Фефер и Шахно Эпштейн направили Сталину письмо, в котором предложили создать в Крыму Еврейскую советскую социалистическую республику. Это восприняли как очередную попытку продаться американцам. Соломон Лозовский, который редактировал письмо, был исключен из партии за то, что «сговаривался за спиной ЦК ВКП(б) с антифашистским еврейским комитетом о том, как выполнить план американских капиталистических кругов по созданию в Крыму еврейского государства», а другие авторы этой идеи со временем отошли в мир иной - Михоэлс «попал под машину» (1948), Эпштейн умер своей (?) смертью (1945), а Фефер - расстрелян по приговору специальной судебной коллегии по делу ЕАК (1952).

Как Маяковский агитировал переезжать в Крым

В конце 20-х - когда планы по создания еврейского Крыма еще не были крамольными - советское правительство хотело, чтобы евреи начали массово переселяться в Крым, а для любого проекта такого масштаба нужна хорошая агитация. Рупором этой кампании стал Владимир Маяковский, который вместе с Лилей Брик и Абрамом Роомом снял немой фильм «Евреи на земле».

В 1927 году Брики и Маяковский путешествовали по Крыму, и именно тогда, видимо, и появилась идея сделать фильм-агитку. Маяковский выступил автором сценария (и «автором титров») вместе с Виктором Шкловским. Суть фильма в том, что евреям, которые живут в городах и страдают от безработицы, предлагается переселиться на тяжелые, но широкие крымские земли и начать их осваивать. Или голод и отсутствие перспективы в столицах - или тяжелый труд, но со светлым будущим в Крыму. И далее в картине описываются все выгоды этого предложения.

Фразы героев фильма, написанные Маяковским, доносят до зрителя короткую и простую мысль: там (в городах) голодно и холодно, тут (на целине) сложно, но сытно. «Раньше вол не понимал еврея, а еврей не понимал вола. А теперь еврей понял быка, и бык понял еврея», - сообщают титры Маяковского. А один из героев, старик (тоже в титрах) добавляет: «Чего я не видел в местечке? Я не видел хлеба! А здесь хлеб будет. Потому что есть вода и есть земля!». В финале 17-минутного фильма написано: «Итого переселено на землю около 100 000 евреев. Осталось сделать много больше». Насколько эти цифры соответствовали истине, сейчас уже никто не скажет.

Ганна Руденко

Дополнительные факты:

Крымчаки

  • Крымчаки (кърымчахлар, ед. число — кърымчах; самоназвания до 1917 года — еудилер — «иудеи» и срэль балалары — «сыны Израиля») — немногочисленная (на сегодняшний день несколько сотен человек) этническая группа, представители которой традиционно исповедовали ортодоксальный иудаизм, проживали в Крыму и говорили на крымчакском языке, близкородственном крымскотатарскому языку. Широкое распространение имеют два взгляда на крымчаков: некоторые считают их самостоятельным тюркским этносом, некоторые же — этнолингвистической группой евреев. Среди самих крымчаков имеются сторонники обеих точек зрения.
  • Крымчакский язык близок крымскотатарскому языку и относится к кыпчакско-половецкой подгруппе тюркских языков. Однако в современной разговорной и особенно в письменной речи много огузских элементов, так что язык крымчаков с полным правом можно считать смешанным кыпчакско-огузским языком. Крымчакский язык сохранил древнейшие архаичные черты, которые, несмотря на заметное влияние османского или огузского языка, разительно сближают его с карачаево-балкарским языком больше даже, чем с караимским. При этом, говоря об османском влиянии, необходимо отметить, что это влияние проявляется лишь в фонетике и некоторой лексике, но не в морфологии, что очень важно при отнесении крымчакского языка в одну группу с карачаево-балкарским и караимским языками. До конца XIX века крымчаки называли свой язык «чагатай». Структурно крымчакский язык является говором среднего диалекта крымскотатарского языка, отличающегося в основном наличием гебраизмов и некоторыми архаическими особенностями, связанными с замкнутым проживанием крымчаков в отдельной слободе Карасубазара. Сегодня этим языком владеют лишь пожилые люди, а остальные крымчаки считают родным языком русский.
  • Некоторые крымчаки считают себя этнолингвистической группой евреев и в настоящее время проживают в Израиле, а также в некоторых бывших республиках СССР. В начале 1920-х известный тюрколог А. Н. Самойлович, изучавший лексику крымчаков, полагал, что они принадлежат к хазарской культуре. В. Заболотный проводил исследования крови, надеясь подтвердить предположение о несемитском происхождении крымчаков. В российских документах до 1917 года они именовались евреями-крымчаками. Анализ крымчакских фамилий наряду с тюркскими обнаруживает ашкеназские и сефардские. По одной из версий, после того, как римский император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы, часть евреев, избежавших казни, были изгнаны на Крымский полуостров. Крымчакский просветитель Е.И Пейсах полагал, что крымчаки — потомки прозелитов, принявших еврейскую веру в начале нашей эры от поселившихся в Крыму немногочисленных евреев.
  • У крымчаков существовало предание, согласно которому крымчаки пришли в Крым в VIII веке из Киева в небольшом числе семейств. Существовал и рукописный молитвенник IX века. Принимая во внимание версию о том, что Киев, возможно, был основан хазарами, которые, будучи тюркского происхождения, исповедовали со второй половины VIII века иудаизм, можно сделать вывод, что это предание может содержать историческое ядро.
  • Антрополог С.Вайсенберг отмечал: «Происхождение крымчаков теряется во тьме веков. Одно только можно сказать, что тюркской крови в них меньше, чем в караимах, хотя известное родство обеих народностей с хазарами едва ли можно отрицать. Но крымчаки в течение средних веков и нового времени постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. За примесь итальяно-еврейской крови со времен генуэзцев говорят фамилии Ломброзо, Пястро и другие. Случаи смешения с русскими евреями в последнее время участились».
  • К сожалению, отсутствуют обобщающие работы по этнографии крымчаков. Имеющаяся сводка фольклорных материалов далеко не полна. Несколько обширнее данные антропонимики, хотя они отражают ситуацию конца XIX — начала XX века, не затрагивая более ранний период, по которому имеются архивные материалы. Исследование каждой из перечисленных групп источников, сможет пролить свет на этногенез малочисленной этнической общности крымчаков.
  • Предки крымчаков, вероятно, прибыли в Крым в древние времена и селились в греческих колониях. Недавние археологические раскопки обнаружили еврейские надписи в Крыму, датируемые первым веком до н. э.
  • Предполагается, что в XIII веке иудейская община появилась в Кафе. В 1309 там была построена одна из древнейших на территории бывшего СССР синагога, (уничтоженая в результате немецкой бомбежки во время Великой Отечественной войны). Один из представителей иудейской общины Кафы, торговец Хозя Кокоз, участвовал в 1472—1486 в переговорах между Иваном III и крымским ханом Менгли I Гиреем. Известно, что часть их переписки велась на древнееврейском языке. Помимо Кафы и Солхата-Къырыма крупнейшим центром тюрков-раввинистов (раббанитов) в Крыму стал город Карасубазар, где в 1516 также была построена синагога. Община крымчаков-раббанитов сущестовала также в Мангупе.
  • В конце XV века иудейская община Крыма значительно увеличилась за счет евреев-изгнанников из Византии, Испании, Италии, Кавказа и Руси. Вскоре крымчаки начали немного ассимилироваться евреями и все они начали сливаться в единое целое на основе принадлежности к талмудического (то есть не-караимского) образца. Важным фактором в процессе этого объединения стало заимствование разговорного языка, одежды и повседневных обычаев у соседей-татар. Тем не менее, в начале XVI века раббанитская община Кафы делилась на землячества, хранившие молитвенный ритуал общин, из которых они происходили — ашкеназский, романиотский или вавилонский. Моше а-Голе выработал общий для крымских еврейских общин молитвенник, получивший название «молитвенник ритуала Кафы» (Махзор минхаг Кафа). Но в этот же период главенствующая роль в еврейской общине Крыма переходит от раббанитов к караимам, которые с этого момента начинают занимать ряд ответственных постов в Крымском ханстве. Раббанитская община с остается проживать преимущественно в восточной части Крыма, в Кафе и Карасубазаре. Караимы превышали раббанитов-крымчаков и по численности. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раббаниты составляли лишь 25 % от общего числа иудейских подданных Крымского ханства, а караимы — 75 %. Взаимоотношения между крымскими раббанитами и караимами, несмотря на религиозные противоречия, были в целом достаточно добрососедскими, и эти общины часто помогали друг другу.
  • В XVIII веке общину Карасубазара возглавлял Давид бен Элиэзер Лехно (умер в 1735), автор введения к «молитвеннику ритуала Кафы» и сочинения «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященного грамматике иврита. Он также является автором монументальной исторической хроники «Девар сефатаим» («Речение уст») на древнееврейском языке, посвященной истории Крымского ханства.
  • Ко времени присоединения (1783) Крыма к России тюркская раввинистическая крымчакская община Крыма составляла около 800 человек. Приблизительно со второй половины XIX века крымские евреи-раввинисты также начали называть самих себя «крымчаками».
  • По переписи 1897 было зафиксировано 3345 крымчаков. Перед Второй мировой войной в Крыму проживало около 6 тысяч крымчаков. После захвата немцами Крыма все крымчаки были расстреляны осенью 1941 года вместе с остальными евреями. После войны в живых осталось около 1 000 человек — мужчины-фронтовики, и немногочисленные семьи, успевшие эвакуироваться.
  • Часть уцелевших крымчаков была депортирована советскими властями в Среднюю Азию вместе с крымскими татарами в 1944.
  • В течение 1990-х несколько десятков семей крымчаков переселилось в Израиль. Крымчаки исповедуют иудаизм и имеют право на репатриацию в Израиль, так как согласно израильскому «Закону о возвращении» являются частью еврейского народа. Последняя крымчакская синагога в Тель-Авиве закрылась в 1981 году.
  • Общая численность сегодня — около 1,5 тыс. чел., включая 600-700 в Израиле, 406 чел. в Украине (2001) (в том числе 204 чел. — в Крыму), 90 чел. в России (2010), 173 чел. в Узбекистане (1989).

Караимы

  • Караимы (караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къарайлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar; от др.-евр. קָרָאִים‎ — «караим», букв. читающие) — немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе.
  • Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и Литвы (Тракай, Паневежис).
  • Караимская община в столице крымского ханства Солхат (ныне Старый Крым) и Кафе (ныне Феодосия), существовала в XIII веке.
  • В начале XV в караимов упомянул Иоганн Шильтбергер из Мюнхена в описании Кафы. По мнению Гаркави, караимы поселились в Крыму «в XIII в. вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками)… [Фиркович собрал] множество рукописей и документов… [и стремился доказать], что караимы жили в Крыму ещё до распятия Христа».
  • Главным центром караимов Крыма был Чуфут-Кале; ещё в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов.
  • Согласно караимской традиции, литовский князь Витовт переселил 383 караимские семьи из Крыма в Тракай, позже — в Луцк и Галич после крымского похода в 1218/1392/1397 году. Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.
  • Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. Лексический состав караимского языка отличается заимствованием ряда религиозных терминов из древнееврейского языка. Крымский диалект караимского языка (традиционное караимское название — Лешон Татар (ивр. ‏לשון טטר‎ — «язык татар»)) заметно отличается от диалектов караимов Литвы и Западной Украины, называвшихся караимами Лашон Кедар (ивр. ‏לשון קדר‎ — «язык кочевников»). В настоящее время все диалекты караимского языка, за исключением тракайского, практически исчезли.
  • Слово «караим» вошло в употребление в IX веке и изначально использовалось для обозначения религиозной группы. В Российской империи вероисповедание указывалось безотносительно к национальности. В СССР вместо вероисповедания указывалась национальность. Соответственно, в советской тюркологии термин «караимы» закрепился за названием караимского этноса. В современном русском языке это слово определяет этническую принадлежность безотносительно к вероисповеданию, значительно реже — конфессиональную принадлежность безотносительно к национальности.
  • Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народом, караимы тем не менее традиционно исповедовали караизм — религию, родственную или же трактуемую как секта . В связи с этим имеется две основные версии происхождения караимов: семитическая и хазарская. Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими, что поддерживается рядом антропологических исследований, доказывающих с одной стороны, различие между евреями и караимами, но с другой стороны, подобное различие между крымскими и литовскими караимами, а также сходство между европейскими и средиземноморскими караимами.
  • Семитическая (еврейская) теория . Согласно этой теории, караимы происходят от этнолингвистической или этноконфессиональной группы евреев, исповедовавших доталмудический иудаизм. Эта теория полностью разделялась самими караимами до конца XIX века. В настоящее время еврейская теория резко критикуется караимскими лидерами, в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом. Вместе с тем этой теории придерживаются некоторые караимские авторы. Кроме того существуют свидетельства, о том что некоторые её сторонники вынуждены воздерживаться от выражения своего мнения публично. В последнее время сторонники этой версии выделились и в Крыму, и в Украине.
  • Хазарская (тюркская) теория . Согласно этой теории, караимы — потомки хазар — тюркского кочевого народа VII—X вв, который принял иудаизм и среди районов расселения которого был Крым. По мнению ряда антропологов 30-х годов XX века существует сходство между чувашами и караимами и, таким образом, с хазарами. По мнению тюрколога Н. А. Баскакова, «караимы входили в булгаро-хазарский, узо-печенежский и только позже — в кипчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком». Антропологические исследования показывают различия между евреями и караимами.
  • На протяжении значительной части своей истории караимы по крайней мере не отделяли себя от еврейской культурной сферы. Однако после присоединения территорий, заселённых караимами, к Российской империи, среди караимов появилась тенденция противопоставления себя евреям. Начиная с XX века, эта тенденция ещё более усилилась.
  • Крымские караимы и специалисты по истории Крыма признают многочисленные факты сознательного искажения истории и религии караимов. При этом обе стороны обвиняют друг друга в личной заинтересованности. Ключевой вопрос — этногенез и самоидентификация караимского народа. Актуальность темы объясняется политическими последствиями.

Они ведь существуют и поныне. Из известных их представителей последнего времени называют маршала Р. Малиновского, кинорежиссера С. Юткевича, бывшего мэра Москвы Г. Попова (это, наверное, наиболее характерная фигура, так как в Москве он считается греком). А кто они были в древности и откуда вообще пришли?

  • По одной версии, это потомки недобитых князем Святославом хазар, тоже исповедовавших иудаизм. В пользу ее говорит то, что хазары в свое время действительно завоевали Крым, а потом как бы бесследно из него исчезли, хотя нет сведений, что их изгнали оттуда силой. Даже если эта версия неверна в целом, то не исключено, что хазары, оставшиеся в Крыму, перемешались потом с караимами или ортодоксальными иудеями.
  • По другой версии, это тюркская народность, принявшая, как и хазары (а может быть, и с их помощью), иудаизм. Сторонники этой версии не имеют единого мнения, с кем это племя пришло в Крым – с хазарами или с татарами.
  • По третьей версии , караимы – это те же крымские татары, перешедшие в иудаизм. В научном мире она воспринимается достаточно серьезно, ибо разговорным и литературным языком караимов Крыма был несколько видоизмененный крымско-татарский, а библейские тексты на иврите они просто заучивали с детства, не понимая их содержания. П. Сумароков писал в 1799 году: “Они не знают другого языка, кроме татарского, носят такое же, как они, одеяние, жен содержат по их обряду, в домах употребляют те же убранства, одним словом, они одни соблюдают с ними обычаи”.
  • По четвертой версии , это часть пребывавших в рассеянии после разрушения римлянами Иерусалимского храма евреев, не сохранивших чистоту крови из-за долгого пребывания в среде половцев и крымских татар, но сохранивших основы веры. Сначала эти евреи, а позже и другие жертвы социальных потрясений, .
  • По пятой версии , караимы – это чистокровные иудеи, не признававшие талмудической (раввинистической) разновидности иудаизма. Дело в том, что понятие “караим” имеет как религиозно-этнический оттенок, так и просто религиозный. Евреи-сектанты, именовавшиеся так, жили не только в Крыму и России, но и в Багдаде, Константинополе, Испании, и ничего тюркского в них не было. Они являлись сторонниками учения багдадского еврея Анана Ганаси бен-Давида, жившего в VIII веке. Он считал, что верующие иудеи могут свободно читать Библию, в то время как ортодоксальный иудаизм, государственная религия современного Израиля, требует знакомиться с библейскими законоположениями исключительно с помощью многотомного толкования Библии – Талмуда. Таким образом, караимизм призывает верующих к первоначальной чистоте ветхозаветного учения и близок и к учению саддукеев, проповедовавших строгое соблюдение религиозной традиции, и к учению кумранских эссеев, содержащему предпосылки христианской идеи. Ряд исследователей – С. Шишман из Франции, наш Л. Н. Гумилев – утверждали, что поначалу, до переворота Обадии, караимистскую форму иудаизма исповедовала и хазарская верхушка во главе с Буланом-Сабриэлем.
  • И, наконец, по шестой версии , иудеи пришли в Крым аж в VI веке до Рождества Христова вместе с войском персидского царя Камбиза. Они перенимали языки и обычаи тюркских народов, живших в Крыму, но ревностно хранили чистый доталмудический иудаизм. И не караимы якобы переняли иудаизм от хазар, а хазары от караимов. Думаю, читателям будет любопытно узнать, что эта версия, пожалуй, самая слабая с точки зрения доказательств, долгое время, на протяжении почти всего XIX века, считалась в России главной. При ее популяризации особый упор делался на то, что иудеи-караимы обосновались в Крыму еще до Рождества Христова и, стало быть, не причастны к распятию Христа. В тогдашних публикациях о караимах утверждалось даже, что они признают Христа наряду с библейскими пророками. Замечу, что никакого подтверждения этого из караимских источников не существует. Известно лишь, что предтеча Анана бен-Давида, еврейский портной Абу-Иса, действительно, признавал “настоящими пророками” Иисуса Христа и Магомета, но Абу-Иса официальным авторитетом для караимистов не является.

Автор последней версии Авраам Самуилович Фиркович, называемый в свое время просветителем караимского народа, пользовался большим доверием и поддержкой Николая I и Александра II. Сам он едва ли был этническим караимом, так как родился в Луцке, в 1787 году, хотя и являлся членом местной караимской общины. Учиться он начал лишь в 25 лет. Со временем Фиркович стал одним из крупнейших в мире собирателей древнееврейских рукописей, но как ученый оказался совершеннейшим авантюристом. После смерти его обнаружилось, что он фальсифицировал надгробные надписи в и средневековые рукописи, удревняя на тысячу лет и больше истинные даты. Поэтому относиться к его версии в целом серьезно невозможно. Кстати, разоблачение учеными обмана Фирковича является ярким доказательством того, что не так-то просто “подправлять” хронологию, как утверждают фоменковцы.

Надо заметить, что ни одна из перечисленных версий не исключает того, что в жили и караимы, и ортодоксальные иудеи, – не потому ли там, как и в Кафе, было две синагоги?

Труды ли Фирковича, или прежняя слава загадочного центра иудаизма на Черноморском побережье, сделали мало кому известный ныне за пределами Крыма Чуфут-кале обязательным местом посещения царственных особ. Начиная с Екатерины II, все российские императоры, исключая Павла I, правившего недолго, удостаивали своим вниманием “жидовский городок”! А ведь есть на Руси православные святыни, где цари вообще никогда не бывали! Такое небывалое внимание к Чуфут-кале побудило даже караимское общество выстроить рядом с усадьбой Фирковича (неподалеку от кенасс) каменный дом приемов для царственных особ. Сохранилась фотография его главного парадного зала в восточном стиле с огромными портретами всех государей, посещавших Чуфут-кале.

Увы, все труды караимской общины и ее высоких покровителей были напрасны: царь Николай II с государыней поднимались сюда только один раз, 19 сентября 1902 года, а идея сделать караимизм мощной альтернативой талмудическому иудаизму в России оказалась мифом, личным “пиаром” Фирковича. Дом приемов высочайших особ, как и другие сохранившиеся наземные строения Чуфут-кале, были в 30-х годах разобраны на стройматериалы. Половина частных домов сложена из камней столь же древних, как история Крыма! Таково было варварское решение бахчисарайских властей, предшественников нынешнего Умерова. Но, очевидно, смутно помня какой-то грозный, идущий из глубины времен наказ, разрушители не тронули ни одну из синагог, в которых уже не было прихожан, ни дом “газана Авраама”, в котором уже никто не жил.

В. Егоров “Русь и снова Русь”

Еще две существующие версии:

  • Изначально караимы – это дети от смешенных браков иудеев и хазар , у которых мать была хазаркой, а отец иудеем. В таком случае ребенок не имел никаких прав ни по еврейской традиции (права передаются по матери), ни по хазарской (права передаются по отцу). По этой причине первые караимы отказались от талмудического иудаизма и приняли караимизм, который признает передачу всех прав по отцовской линии. Эти люди были изгоями в своем обществе, поэтому переселялись в многонациональный Крым со всей территории Хазарии.
  • Возможно, что в 6 в. до н.э. вместе с Камбисом в Крыму оказались не иудеи, а индоиранские предки караимов – хетты . Позднехеттские (неохеттские) царства - политические образования раннего железного века на территории юго-запада Анатолии и севера современной Сирии. Население этих царств говорило в основном на арамейском языке. После распада позднехеттских царств хетты присоединились к родственным им персам и приняли участие в военном походе. Со 2 века н.э., хетты ассимилировали с родственными им аланами. После завоевания Крыма хазарами часть аланов смешалась с завоевателями и приняла официальную религию Хазарского каганата – иудаизм, а позже, .

В современной этнографии крымчаками называют этнос, сформировавшийся из нескольких групп еврейского происхождения, осевших на крымской земле в средневековый период и в раннее новое время. «Крымчаки» – термин поздний и достаточно условный, возникший лишь после присоединения Крыма к России, в первой половине XIX века для обозначения местных тюркоязычных евреев-талмудистов, резко отличавшихся от всей прочей массы еврейского населения, начавшего селиться в Крыму после 1783 года. Один из крымчакских просветителей, И.С. Кая, вкратце определял историческое содержание этого понятия следующим образом: «Крымчаки – это особая группа евреев, которая издавна живет на Крымском полуострове и в значительной мере приняла татарскую культуру».

Как крымчаки назывались в источниках XVIII – XIX веков

В документах XVIII – XIX веков крымчаки называют сами себя по-татарски «срель балалары» или по-древнееврейски «бней Йисраэль», т.е. «сыны Израиля». Кроме того, в различных источниках более раннего периода на древнееврейском или татарском крымчаки называются «егудим», «ягудилер» или «чуфутлар» (все эти термины следует переводить как «евреи», с тем лишь, что последний термин имел несколько презрительный характер). Впервые термин «Евреи Кримчаки» (т.е. евреи крымского толка) появляется в высочайшем положении о коробочном сборе 1844 года. Так, по всей видимости, могли представить российской администрации тюркоязычных крымских евреев-талмудистов местные чиновники. Позднее, во второй половине XIX века, термин «крымчаки» становится основным термином для обозначения этой этнической общности. Тем не менее, история предков современных крымчаков уходит корнями в значительно более далекое прошлое.

История формирования общины

Итак, начнем по порядку. На наш взгляд, ключевым временем в развитии крымской еврейской общины является период генуэзской колонизации и установления в Крыму татаро-османского господства в XIII–XV веках. 1278 годом датируется сообщение караимского автора Аарон бен Иосифа о календарном диспуте между общиной караимов и евреев-талмудистов (раввинистов, или раббанитов), проживавших тогда в городе Солхате (иначе: Къырым, позднее Эски Къырым, совр. Старый Крым). Это было первое упоминание о предках крымчаков. В том же XIII веке еврейская община появляется и в городе Каффе (Феодосии). В 1309 году там строится крупная синагога, одна из древнейших на территории бывшего СССР. Помимо Каффы и Солхата-Къырыма крупнейшим еврейским центром в Крыму становится город Карасубазар (Белогорск), где в 1516 году также строится синагога. Именно эти еврейские переселенцы составили основу общины, позднее ставшей называться «крымчаками».

Кроме того, небольшие еврейские общины появляются не позже XVII века в Мангупе, Чуфут-Кале и Бахчисарае. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раввинисты составляли лишь 25% от общего числа иудейских подданных ханства (ок. 800 человек), а караимы – 75 % (ок. 2600 человек).

Состав общины

В XIII-XVII веках в Крым прибывает большое количество евреев из других стран мира. Среди них были говорившие на идиш ашкеназские (европейские) евреи, греко-, ладино-, тато- и арабоязычные евреи из Византии, Испании, Италии, Востока, Кавказа и Руси. О разнородности еврейской общины нам неопровержимо свидетельствуют фамилии современных крымчаков. Так, фамилии Берман, Гутман и Ашкенази (Ачкинази) будут указывать на говорящих на идиш эмигрантов из Европы и России; Абрабен, Пиастро, Ломброзо и Тревгода – на переселенцев-сефардов из Италии и Испании; Бакши, Стамболи, Измирли, Токатлы и Мизрахи – на Турцию и мусульманский Восток; Лехно и Варшавский – на Польшу; Гота и Вайнберг – на Германию; Гурджи – на Кавказ и т.п. Окончательно все вышеупомянутые течения и землячества сливаются в единое целое в XVII–XVIII веках. Как и караимы, крымские евреи-раввинисты оказываются под сильным культурным влиянием татар, никогда не выходившим, впрочем, за рамки культурных, лингвистических и бытовых заимствований. Особенно важной частью этого влияния стал переход всех вышеуказанных еврейских общин из разных стран от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту (или, точнее, этнолекту) крымско-татарского языка.

Ко времени присоединения Крыма к России тюркоязычная раввинистическая община Крыма составляла около 800 человек. В XIX веке, по-видимому, из-за низкого экономического состояния, крымчакская община пребывает в состоянии сильнейшего культурного упадка. Как свидетельствуют сами крымчаки в петиции к Александру I в 1818 году, среди них не было ни одного человека, который бы владел русским языком!

В 1912 году в Российской империи было 7500 крымчаков, а незадолго до начала Великой Отечественной войны – около 10000, с большинством из них проживавших в Симферополе, Карасубазаре, Керчи, Феодосии и Севастополе. Основным центром проживания крымчаков в это время становится Симферополь; кроме того, в конце 20-ых – начале 30-ых годов основываются два крымчакских колхоза – «Крымчах» и «Ени Крымчах».

Расцвет крымчакской общины в Крыму был прерван немецкой оккупацией полуострова. В ходе уничтожения еврейского населения Крыма были зверски убиты около 70-80% крымчакского населения – пожалуй, ни один другой народ Советского Союза не пострадал в процентном отношении столь серьезно, как крымчаки.

Удар, нанесенный по общине, был столь силен, что она так и не смогла от него оправиться. После войны в Крыму насчитывалось около 700-750 крымчаков, в 1959 году во всем Советском Союзе – две тысячи, в 1989 – 1448.

В наши дни

В результате трагических событий ХХ века община фактически оказалась на грани вымирания. Никто из живущих ныне в Крыму крымчаков не владеет древнееврейским, очень немногие – тюркским крымчакским этнолектом, практически полностью утрачена религиозная традиция. За годы советской власти были уничтожены кладбища и молитвенные дома крымчаков, современная молодежь в основном эмигрирует в Израиль. В настоящий момент крымчакское население Крыма составляет всего 228 человек. Это – самый малочисленный народ республики. Жизнью крымчакской общины полуострова руководит культурно-просветительское общество «Крымчахлар».

Статьи по теме